Учебное пособие: Стилистика и культура речи
Своеобразно представлены в научной речи формы
числа и падежа имен существительных. Большинство существительных употребляется
только в форме единственного числа, что связано с широким использованием
отглагольных существительных, а также существительных, обозначающих названия
химических элементов, веществ и т.д. Для научного стиля характерно употребление
единственного числа в значении множественного: Лупа ¾ самый простой
увеличительный прибор; Сойка ¾ птица, обычная в наших лесах; Ежегодно
тысячи людей отправлялись в тайгу на охоту за соболем. В данных случаях
существительные, обозначающие считаемые предметы (лупа, сойка, соболь), называют
целый класс предметов с указанием их характерных признаков или имеют собирательное
обобщенное значение. Однако абстрактные и вещественные существительные в
научном стиле употребляются в форме множественного числа, приобретая конкретное
значение (шумы в сердце, мощности, емкости и т.п.) или значение ‘сорт’,
‘разновидность’ (смазочные масла, активные кислороды, низкие температуры,
белые и красные глины и т.д.). Формы множественного числа у отвлеченных
существительных появились под влиянием терминологических систем.
Среди падежных форм первое место по частотности
употребления занимают формы родительного падежа, которые часто выступают в
функции определения: реакция соединения, попытка решения, температура
плавления, норма литературного языка, язык межнационального общения, теорема
Пифагора, аксиома параллельности, знак конгруэнтности фигур. После
родительного падежа по частотности употребления идут формы именительного и
винительного падежей; в составе пассивных конструкций распространены формы
творительного падежа: открыт Менделеевым, установлен Ньютоном, определен
Павловым, создан народом.
В научной речи употребляются преимущественно
аналитические формы сравнительной и превосходной степеней имен прилагательных (более
сложный, более компактный, более инертный, наиболее простой, наиболее важный). Причем
превосходная степень обычно образуется путем сочетания положительной степени
прилагательного и наречий наиболее, наименее; иногда используется
наречие очень и почти не употребляется самый. Синтетическая форма
превосходной степени с суффиксами – ейш-, – айш- в силу ее
эмоционально-экспрессивного оттенка нетипична для научной речи, за исключением
некоторых устойчивых сочетаний терминологического характера: мельчайшие
частицы, простейшие организмы. Из синонимичных форм сравнительной степени повыше
¾ несколько (немного) выше употребляются, как правило, вторые.
Краткие прилагательные в научном стиле, в
отступление от общей закономерности русского языка, выражают не временный, а
постоянный признак предметов и явлений: Чистый этиловый спирт бесцветен;
Фтор, хлор, бром ядовиты.
Особенности употребления глагола связаны с его
видовременными формами. Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме
настоящего времени. Они выражают чаще всего атрибутивное значение или значение
констатации факта и выступают в отвлеченном временном значении (настоящее
вневременное): Углерод входит в состав углекислого газа; Атомы движутся; При
нагревании тела расширяются. Настоящее вневременное является наиболее
абстрактным, обобщенным, этим и объясняется его преобладание в научном стиле.
Так как глаголы в форме настоящего времени
обозначают постоянные признаки, свойства, процессы или закономерности явлений,
при них возможно употребление определителей типа обычно, всегда, как
правило, постоянно и невозможно ¾ в настоящее время, в
этот (данный) момент, сейчас и т.п.
Отвлеченность значения распространяется на формы
глаголов будущего и прошедшего времени, приобретающие вневременное значение: Определим
площадь треугольника; Произведем опыт; Составим уравнение; Формулу применили;
Исследования производились.
Из видовых форм глаголов наиболее частотны в
научной речи формы несовершенного вида как сравнительно более
отвлеченно-обобщенные по значению. В научной речи они составляют около 80%[13].
Глаголы совершенного вида часто используются в
форме будущего времени, синонимичного настоящему вневременному, видовое
значение таких глаголов оказывается ослабленным, в результате чего совершенный
вид в большинстве случаев возможно заменить несовершенным: проведем (линию) ¾ проводим, сравним
(результаты) ¾ сравниваем, рассмотрим (неравенство) ¾ рассматриваем.
В научном стиле распространены формы 3‑го
лица единственного и множественного числа глаголов как наиболее
отвлеченно-обобщенные по значению. Формы 1‑го лица множественного числа
глаголов и употребляющееся при них местоимение мы характеризуются
дополнительными смысловыми оттенками. Они обычно служат не для обозначения
каких-либо определенных, конкретных лиц, а для выражения отвлеченно-обобщенного
значения. Сюда относится «мы совместности» (мы с вами), выражающее
оттенок соучастия со слушателем или читателем, а также употребление мы для
обозначения всякого человека, человека вообще: мы можем определить площадь…;
мы придем к выводу…; если мы обозначим… Данное значение часто выражается
личной формой глагола при отсутствии местоимения (можем определить…; если
обозначим…). Возможна замена личной конструкции безличной или инфинитивной:
можно определить…, можно прийти к выводу…, если обозначить…
Формы 1‑го лица единственного числа
глаголов и местоимение я в научной речи почти не употребляются, так как
здесь внимание сосредоточено в первую очередь на содержании и логической
последовательности его изложения, а не на субъекте. Практически не используются
и формы 2‑го лица единственного и множественного числа как наиболее
конкретные, обычно обозначающие автора речи и адресата. В научной же речи
адресант и адресат отстранены; здесь важно не то, кто говорит, а то, о чем
говорят, т.е. тема сообщения, содержание высказывания. Адресуется научная речь
обычно не какому-то конкретному лицу, а неопределенно широкому кругу лиц.
Стремлением к абстракции, к обобщению обусловлена
тенденция глагола к десемантизации. Она проявляется в том, что, во-первых,
научному стилю свойственны глаголы широкой, абстрактной семантики: иметь(ся),
изменять(ся), наблюдаться, проявляться, кончать(ся), обнаруживать(ся),
существовать, происходить, проявляться и т.п.; во-вторых, многие глаголы в
научном стиле выступают в роли связки: быть, стать, являться, служить,
обладать, называться, считаться, заключаться, отличаться, признаваться,
представляться и др.; в-третьих, ряд глаголов выполняет функцию компонентов
глагольно-именных словосочетаний (вербономинантов), в которых основную
смысловую нагрузку несут имена существительные, а глаголы обозначают действие в
самом широком смысле и выражают грамматическое значение: находить
применение, производить расчеты (наблюдения, измерения, вычисления), оказывать
влияние (воздействие, давление, помощь, поддержку, сопротивление), вступать в
реакцию (во взаимодействие), приводить к изменению (к улучшению, усилению,
ослаблению, расширению) и т.д. Глагольно-именные словосочетания подобного
типа позволяют обобщенно представить действие и одновременно способствуют
смысловой точности, так как употребление словосочетания вместо
полнознаменательного глагола (находить применение ¾ применяться, оказывать
сопротивление ¾ сопротивляться) позволяет распространить
именной компонент словосочетания прилагательным, уточняющим описание действия
или процесса: находить широкое (повсеместное и т.д.) применение,
оказывать сильное (заметное, постоянное, дружное и т.д.) сопротивление.
В научном стиле активны союзы, предлоги и
предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде
всего существительные: при помощи, с помощью, в соответствии, в качестве, в
результате, по причине, на основе, в отношении, в зависимости от…, сравнительно
с…, в связи с…, в меру и др. Такие предлоги и союзы позволяют более
определенно и точно по сравнению с простыми выражать смысл, так как круг их
значении уже.
Эмоциональные и субъективно-модальные частицы и
междометия в научной речи не употребляются.
Отвлеченность и обобщенность научной речи на
синтаксическом уровне выражается прежде всего в широком использовании пассивных
(страдательных) конструкций, так как в них на первый план выдвигается действие,
а не его производитель, в результате чего обеспечивается объективность и
неличная манера изложения. Например: Точки соединяются прямой линией; К двум
точкам приложены силы, действующие в разных направлениях; В «Русской
грамматике» отражены и описаны очень многие явления разговорной и специальной
речи.
Стремлением к информационной насыщенности
обусловливается отбор наиболее емких и компактных синтаксических конструкций. В
научном стиле преобладают простые распространенные и сложноподчиненные союзные
предложения. Среди первых наиболее употребительны неопределенно-личные с прямым
дополнением в начале предложения, синонимичные пассивным конструкциям (Внесение
удобрений во время роста растений называют подкормкой. Растения подкармливают
теми минеральными удобрениями, которые требуются им в данный период жизни). Распространены
обобщенно-личные предложения с главным членом, выраженным глаголом в форме 1‑го
лица множественного числа настоящего или будущего времени во вневременном
значении (Проведем прямую; Поместим состав в колбу; Обратимся к рассмотрению…;
Раствор постепенно нагреваем), а также безличные предложения разных типов
(за исключением тех, которые выражают состояние человека и природы): Нужно
доказать теорему; Требуется определить объем тела; Можно применить формулу;
Важно подчеркнуть, что…
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 |