Учебное пособие: Стилистика и культура речи
[4]
Здесь и далее термины «литературно-художественный
стиль», «художественный стиль», а также «стиль художественной литературы»,
«художественная речь», «язык художественной литературы» употребляются мак
синонимы
[5]
Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948. Т. 3. С.
798.
[6]
Виноградов В.В. Стилистика: Теория поэтической речи.
Поэтика. М., С. 6; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 1987.
С. 22.
[7] Ахманова О.С. Словарь
лингвистических терминов. М, 1966. С. 148.
[8]
Со спецификой подстилей и жанровых разновидностей
функциональных стилей, особенностями употребления в них языковых средств
целесообразно знакомить студентов на практических занятиях. Здесь же
рассматриваются лишь общие принципы функционально-стилевой дифференциации.
[9]
Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981. С. 19¾20.
[10]
Культура русской речи. М., 1998. С. 216.
[11]
Причину проникновения элементов официально-делового
стиля, например, в повседневный речевой обиход можно объяснить широким массовым
овладением этим стилем.
[12]
Русский язык: Энциклопедия /Под ред. Ф.П. Филина. М,
1979. С. 349.
[13]
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. С. 169.
[14]
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. С. 79-80.
[15]
Кожина М.Н. Стилистика высокого языка. С. 199.
[16]
Бахтин М.М. Эстетика
словесного творчества. М., 1986; Он же. Литературно-критические статьи.
М., 1986.
[17]
Элементы структуры художественного произведения и их
стилевая оформленность подробно рассматриваются в кн.; Васильева А.Н. Практическая
стилистика русского языка для иностранных студентов-филологов старших курсов.
М., 1981. С. 146-147; Она же. Художественная речь. М., 1983.
[18]
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. С. 207.
[19]
На 54 словоупотребления приходится 11 глаголов (20%),
т.е. каждое пятое слово ¾ глагол.
[20] На материале литературы XIX в. (произведений И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н.
Толстого. А.П. Чехова) эти приемы изобразительного синтаксиса рассматриваются
в ст.: Иванчикова Е.А. Об изобразительных возможностях синтаксических
средств в художественном тексте //Русский язык: Проблемы художественной речи.
Лексикология и лексикография. М., 1981., С. 92 ¾110.
[21]
В связи с этим нельзя не сказать о некоторой
условности часто употребляемых (в том числе и авторами настоящего пособия)
терминов «норма» и «отклонение», «отступление» от норм КЛЯ по отношению к
художественной речи. Называемые нами «отклонения от нормы», «нарушения
литературной нормы», «отступления от норм КЛЯ» становятся в художественном
произведении (в языке художественной литературы), на наш взгляд, не чем иным, как художественными средствами
изобразительности, если употребляются они со специальным стилистическим
заданием и в соответствии с определенной целевой установкой автора.
[22]
Виноградов В.В. Литературный язык и язык
художественной литературы /Вопр. языкознания. 1955. №4. С. 4.
[23] Для данной разновидности
в лингвистике нет единого терминологического обозначения: разговорный,
разговорно-бытовой, разговорно-обиходный стиль. Как синонимичный им
употребляется также термин «разговорная речь».
[24]
Разговорный стиль не следует отождествлять с устной
формой речи. Устная речь, как справедливо отмечает О.Б. Сиротинина, «делится на
разговорную и неразговорную. Неразговорная устная речь и свою очередь может
быть разделена по принципу стилевой принадлежности на научную (научная
дискуссия, в какой-то мере к ней может быть отнесена речь учителя при
объяснении нового материала и речь школьника во время развернутого ответа по
какой-либо теме), публицистическую (публичная лекция, выступление на собрании),
деловую (речь в судебном процессе, деловые переговоры диспетчера с пилотом,
машинистом и т.д.), художественную (устные рассказы, анекдоты)» (Русская
разговорная речь. М , 1983. С. 16). Для неразговорной устной речи характерны
особенности книжных стилей с отдельными отклонениями от норм последних за счет
устной формы.
[25]
Пешковский A.M. Объективная и нормативная точка зрения на язык //Избр.
труды. М, 1959. С. 58.
[26]
Головин Б.Н. Основы культуры речи.
[27]
Васильева А.Н. Основы культуры речи. С. 7.
[28]
Список литературы дан в конце пособия.
[29]
Головин Б.Н. Основы культуры речи. С. 265.
[30]
Подробнее см.: Васильева А.Н. Основы культуры речи.
С. 9-10.
[31] Подробнее см.: Жураÿскi
А.1. Двухмоÿе i шматмоÿе ÿ ricтopыi
Беларyсi //Пытаннi бiлiнгвiзму i ÿзаемадзеяння
мо ÿ. Мн., 1982. С. 40.
[32]
Михневич А.Е. О некоторых теоретических вопросах
культуры речи билингва //Русский язык в Белоруссии. Мн., 1985. С. 164-165.
[33] Конвергенция ¾ схождение, уподобление
элементов языка.
[34] Русский язык в
Белоруссии. С. 10.
[35]
Виноградов В.В. Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания //Вопр.
языкознания. 1964. №3. С. 9.
[36] Ожегов С.И. Очередные
вопросы культуры речи //Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.
С. 259-260.
[37]
Русский язык: Энциклопедия. С. 163.
[38]
Ицкович В.А. Очерки
синтаксической нормы. М., 1982. С. 8.
[39]
Караулов Ю.Н. Русский
язык и языковая личность. М., 1987.
[40]
Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. С. 53.
[41]
В последнее время лингвисты установили, что
хронологический «шаг», в течение которого накапливаются существенные сдвиги в
развитии языка, составляет от 10-20 до 30-40 и более лет. Выявлены три типа
эволюции: 1) высокодинамический, или ускоренный, тип (10-20 лет); 2) умеренный
(или, точнее, умеренно-динамический) тип, который характеризуется более
плавными сдвигами во времени (30-40 лет); 3) низкодинамический, или
замедленный, тип эволюции, который характеризуется незначительным изменением
состояния нормы (50 и более лет). Подробнее об этом см. в кн.: Культура русской
речи /Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1998. С. 37.
[42]
Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М.,
1980. С. 30.
[43]
Щерба Л.В. Очередные проблемы языковедения //Избр.
работы по языкознанию и фонетике. Л.Г 1958. Т. 1. С. 15.
[44]
Эти формы находятся сейчас на переходном этапе между четвертой и пятой позицией
(см. схему 1).
[45] Лексические варианты
отличаются от словообразовательных, словоизменительных и синтаксических тем,
что не составляют парадигмы ряда слов, объединенных общностью грамматического
значения. Их общность только функционально-стилистическая
[46] Все допускаемые в речи
ошибки, естественно, невозможно отразить ни в какой классификации. Главное – это общие принципы классификации.
[47] Ахманова О.С. Словарь
лингвистических терминов. С. 271.
[48]
Ицкович В.А. Норма и ее кодификация
//Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. С. 13-14.
[49] Скворцов Л.И.
Теоретические основы культуры речи. С. 34.
[50]
Граудина Л.К. Вопросы
нормализации русского языка: Грамматика и варианты. М., 1980. С. 3.
[51] Культура русской речи
/Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1998. С. 13.
[52]
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981. С. 32.
[53] Югов А. Думы о русском
слове. М, 1972. С. 114-115.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 |