Учебное пособие: Стилистика и культура речи
Определенные логические требования должны
соблюдаться при построении предложений с однородными членами. В качестве
однородных могут объединяться слова, которые обозначают понятия, являющиеся
частными, видовыми по отношению к общему для них родовому понятию. При этом
необходимо соблюдать требование единого основания при выделении их как видовых.
Например: Детей обучали ходьбе на лыжах, катанию на коньках, санках,
велосипеде, плаванию (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде,
плавание ¾ все это разные виды спортивных упражнений); В детстве мальчик
болел скарлатиной, корью, ветряной оспой (скарлатина, корь, ветряная оспа ¾ разные виды детских
болезней). Несоблюдение требования единого основания деления приводит к
логическим ошибкам: Для молодежи района был прочитан ряд лекций на
нравственно-этические, семейно-бытовые, научно-популярные и литературные темы (определения
нравственно-этические, семейно-бытовые, литературные характеризуют
содержание лекций, а научно-популярные ¾ метод изложения).
Не могут объединяться в качестве однородных
членов слова, обозначающие несоотносимые понятия: рассказывать о ветеранах
труда и школьном музее, интерес к путешествиям и птицам. Каждое
из управляемых слов в приведенных примерах в отдельности сочетается с
управляющим словом, но между собой они не имеют ничего общего по смыслу,
поэтому не могут соединяться как однородные члены. Соединение несоотносимых
понятий в однородный ряд часто (особенно в художественной литературе и
публицистике) используется как стилистический прием создания комизма или иронии:
Но все должны были отступить, когда явился в ее замке раненый гусарский
полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностью, как говорили
тамошние барышни (А. Пушкин); «Любовь и синее пальто» (так
назван фельетон И. Шатуновского); «Теща и пыжик» (название фельетона Ю. Стрелкова).
Алогизмы возникают также в результате объединения
в качестве однородных членов предложения слов, обозначающих родовые и видовые
понятия: За последнюю пятилетку в районе построены две школы, больница,
клуб, кинотеатр, культурно-просветительные учреждения (понятия «клуб» и «кинотеатр»
включаются в понятие «культурно-просветительные учреждения»).
Нельзя объединить как однородные члены
предложения слова, выражающие пересекающиеся понятия: родители и взрослые,
юноши и молодежь, дети и школьники. Однако некоторые сочетания, вопреки
правилам логики, закрепились в языке как нормативные: пионеры и школьники,
фестиваль молодежи и студентов, искусство и литература и др.
При группировке однородных членов предложения, их
попарном объединении слова следует подбирать или по признаку смежности,
сходства, или в стилистических целях по принципу контраста: В школе он
увлекался историей и литературой, физикой и математикой; Они сошлись. Волна и
камень, // Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж
собой (А. Пушкин). Логически неправильно построено предложение В
субботнике приняли участие взрослые и ученики, дети и учителя. Однородные
члены в данном случае можно сгруппировать следующим образом: взрослые и
дети, учителя и ученики.
Важным условием логичности речи является точное и
непротиворечивое выражение языковыми средствами связей и отношений между
частями предложения, а также между отдельными предложениями в целом тексте.
Используемые в качестве языковых средств выражения связи лексические повторы,
местоимения, служебные слова (предлоги, союзы), частицы, вводные слова и
словосочетания (во-первых, во-вторых, следовательно, значит и др.)
должны соответствовать характеру смысловых отношений между частями предложения
или отдельными предложениями, подчеркивать единство и последовательность мысли,
целостность содержания, конкретизировать характер отношений между
высказываниями. Возьмем, к примеру, следующий отрывок из рассказа А. Чехова
«Дама с собачкой»:
Пройдет какой-нибудь месяц, и Анна
Сергеевна, казалось ему, покроется в памяти туманом и только изредка
будет сниться с трогательной улыбкой, как снились другие. Но прошло
больше месяца, наступила глубокая зима, а в памяти все было ясно, точно
расстался он с Анной Сергеевной только вчера. И воспоминания разгорались
все сильнее…
Выделенные союзы связывают предложения в единый
логически организованный текст, в котором эти предложения могут быть
расположены только в таком порядке. Если устранить союзы, смысл отрывка в общем
сохранится, но логико-смысловые отношения между ними ослабеют, единство текста
нарушится.
В логической организации письменной речи очень
важно правильное членение текста на абзацы. Оно способствует четкому построению
высказывания, объединению мыслей в микротемы, облегчает восприятие написанного.
Логичность речи тесно связана с порядком слов и
интонацией, т.е. со средствами выражения актуального членения высказывания.
Логика развития мысли требует движения от известного к неизвестному, новому. В
речи данная логическая закономерность проявляется в смысловом членении
высказывания на два компонента: тему (исходный пункт высказывания, данное,
известное из предыдущего контекста или ситуации) и рему (коммуникативный центр
высказывания, сообщающий что-то новое). Тема располагается обычно в начале
предложения и выделяется повышением тона, а рема ¾ в конце и выделяется с
помощью фразового ударения. Фразовое ударение может передвигаться с одного
слова на другое, подчеркивая информативно значимый компонент и соответственно
придавая разный смысл высказыванию. Сравни одинаковые по синтаксической
структуре предложения: В е ч е р о м приехал брат ¾ Вечером п р и е х а л
брат – Вечером приехал б р а т. Порядок слов в предложении определяется
коммуникативным заданием сообщения: Золотая рожь (золотая ¾ определение, предложение
односоставное, номинативное) ¾ Рожь золотая (золотая ¾ сказуемое, предложение
двусоставное). При разном порядке слов смысл предложения и его коммуникативное
задание различны: Тополь перерос клен ¾ Клен перерос тополь.
При построении высказывания необходимо следить за
тем, чтобы не нарушались семантические связи между частями предложений и
отдельными предложениями, не искажался смысл, не возникала амфиболия. Неудачный
порядок слов затрудняет быстрое восприятие мысли; например: Комиссия на
филологическом факультете отметила хорошую подготовку студентов; а в
предложениях типа Павел Власов предрекает гибель старому строю с позиций
пролетариата с его физической одряхлелостью приводит к искажению смысла:
получается, что физическая одряхлелость свойственна пролетариату, а не старому
строю.
§4. Логичность речи и функциональные стили
Логичность, как коммуникативное качество речи,
свойственна каждому функциональному стилю, так как она опирается на связь речь ¾ мышление, законы же
мышления одинаковы для всех сфер и ситуаций общения. Однако в каждой из них эти
законы действуют по-разному.
Наиболее жестко законам логики подчинено научное
изложение: подчеркнутая логичность ¾ это одна из основных
специфических черт, обусловливающих отбор и организацию языковых средств в
научном стиле[84]. Назначение
науки ¾ получать новые знания о реальной действительности,
систематизировать их и доказывать истинность, вскрывать закономерности явления.
Научная деятельность человека включает в себя две неразрывно связанные между
собой задачи: процесс научного поиска, открытия и оформление результатов
научного познания. Результаты научного поиска оформляются в виде речевого
сообщения, содержание которого должно быть емким и в то же время ясным,
недвусмысленным, адекватно передающим логическую мысль и однозначно
воспринимаемым всеми адресатами. В научной речи недопустимы разночтения,
двоякое понимание смысла, иносказательность, намек. Научная речь, как
подчеркивает А.Н. Васильева, принципиально бесподтекстна ¾ подтекст противоречит ее
сущности.
В художественной речи мысль, будучи выраженной в
образной форме, многозначна и может быть понята по-разному. Критики, читатели
вносят элемент своего понимания содержания и идеи произведения, художественных
образов. В художественном произведении за прямым, непосредственным содержанием
скрыт второй план ¾ подтекст. Причем в понимании замысла автора он
может быть более существенным, чем прямой смысл. Так, художественные образы
сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве»
и других или басен И.А. Крылова, например «Волк и Ягненок», «Волк на
псарне», являясь конкретно соотнесенными, имеют и переносный смысл, более
значимый в плане раскрытия идеи произведения.
Основные законы логики, которым подчиняется
человеческое мышление в целом, соблюдаются и в литературно-художественном
стиле. Для него, как и для других книжных стилей, характерны
последовательность, непротиворечивость изложения, аргументированность, четко
выраженные связи между словами, предложениями и их частями. Однако требования
логики в художественном произведении подчиняются необходимости раскрыть его
содержание, авторский замысел, создать образ с целью эстетического воздействия
на читателя. Поэтому в художественной литературе вполне допустимо нарушение
требований логичности для того, чтобы показать особенности мышления и сознания
отдельных персонажей. Алогизмы используются как стилистический прием
намеренного нарушения логических связей в целях создания комизма, иронии и т.д.
(например, как отмечалось выше, соединение в форме перечисления неоднородных
понятий). Кроме того, в художественной речи немало так называемых «внешних»
алогизмов, передающих сложность жизненных обстоятельств, внутреннего состояния
человека, субъективных ощущений и т.д.: звонкая тишина; сладкая скорбь;
черной молнии подобный (М. Горький), безлюбая любовь (А.Н. Толстой).
Такие словосочетания, на первый взгляд, противоречат логическим соотношениям
понятий, но за внешней алогичностью обычно скрывается своя, особая логика.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 |