Учебное пособие: Стилистика и культура речи
С законом противоречия связан закон исключенного
третьего, смысл которого заключается в следующем: из двух противоречащих
суждений одно должно быть истинным, а другое ложным и не может быть третьего
суждения, истинного по отношению к тому же предмету в то же самое время. Этот
закон распространяется только на противоречащие суждения, т.е. суждения,
отрицающие друг друга: Вчера концерт состоялся ¾ Вчера концерт не
состоялся. Это прямоугольник ¾ Это не прямоугольник. Данный закон направлен
против непоследовательности, противоречивости рассуждений.
Логическую ошибку, связанную с нарушением закона
исключенного третьего, можно отметить в следующем отрывке из школьного
сочинения:
В романе показан «новый человек», разночинец с
передовыми взглядами. Но Базаров отрицал искусство, литературу, науку. Это
отрицание было не свойственно революционерам-разночинцам. Образ Базарова был
типичен.
В приведенном примере утверждения Образ
Базарова типичен и Отрицание искусства, литературы, науки не свойственно
революционерам-разночинцам, одним из представителей которых является Базаров исключают
друг друга. Если истинно первое, то ложно второе, и наоборот.
Законы тождества, противоречия и исключенного
третьего взаимодействуют между собой и приобретают подлинный смысл лишь при
соблюдении закона достаточного основания, согласно которому всякая правильная
мысль должна быть аргументирована; чтобы признать суждение о предмете истинным,
должны быть указаны достаточные основания. Главным инструментом мышления в
данном случае являются умозаключения, реализующиеся в таких мыслительных
операциях, как анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция. Соблюдение этого
закона обеспечивает доказательность и обоснованность рассуждений. В качестве
примера приведем следующий отрывок из книги Л.К. Граудиной «Вопросы
нормализации русского языка»:
Отрезок времени, в течение которого сосуществуют
конкурирующие формы… различается по длине даже внутри одного и того же типа
вариантов. Так, у аббревиатуры НЭП форма рода сменилась с женской на мужскую в
течение одного только года (1921¾1922), тогда как у
аббревиатуры ЖЭК варианты рода сосуществуют уже около 30 лет (со времени
организации жилищно-эксплуатационных контор в 50‑х годах) и до сих пор
норма окончательно не стабилизировалась. У электротехнических единиц измерения
типа ватт, вольт, ампер и других кулевая форма род. мн. вытеснила
конкурентную традиционную (на – ов) за 30 лет (с 1870 по 1900‑е
гг.), а бытовые единицы измерения грамм, килограмм в род. мн. имеют две
вариантные формы в течение полувека.
Правильность суждения о том, что отрезок
времени, в течение которого сосуществуют конкурирующие формы, различается по
длине даже внутри одного и того же типа вариантов, исследователь
обосновывает путем анализа статистических данных.
Знание законов логики и умение пользоваться ими,
а также такими категориями и мыслительными операциями, как понятия, их
определение и деление, анализ, синтез, суждение, умозаключение, аналогия и т.д.,
необходимы для того, чтобы овладеть логикой рассуждения, научиться логически
мыслить, устанавливать закономерности связей между явлениями действительности,
анализировать и доказывать истинность того или иного утверждения и т.д.
§3. Лингвистические условия логичности речи
Собственно лингвистическим, или структурным,
условием логичности речи является овладение логикой изложения. Структурной
предпосылкой логичного изложения мысли служит правильная сочетаемость
(синтагматика) элементов языка на лексико-семантическом, морфологическом и
синтаксическом уровнях. Логичность изложения проявляется в точности
употребления слов и словосочетаний, в правильном построении предложений и
связного текста в целом, т.е. тесно связана с точностью и правильностью речи,
опирается на них.
Верное словоупотребление, способствующее созданию
понятийной точности, в то же время является одной из предпосылок логичности
речи. Употребление слов не в соответствии с их значением часто приводит не
только к неточности речи, но и к алогизмам[83]. Например, в
предложении Летом в лесах вспыхивают пожары благодаря неосторожному
обращению с огнем семантика слова благодаря противоречит содержанию
мысли. Смысл высказывания Коммунальные услуги надо оплачивать не только в
первых числах каждого месяца, но и раньше в результате неверного
употребления слова надо (вместо можно) не соответствует реальной
действительности: получается, что коммунальные услуги надо оплачивать дважды.
При неправильном употреблении в речи омонимов и
многозначных слов может возникнуть одна из наиболее распространенных логических
ошибок ¾ двусмысленность в понимании высказывания (амфиболия): К 25-ти годам
сын остепенился (получил ученую степень или стал степенным?); Защитник
устало опустился на скамью (игрок защиты или тот, кто ограждает кого-,
что-либо от посягательств, нападения и т.д.?). Неверное словоупотребление,
обусловленное плохим или недостаточным знанием действительности, является
причиной неразличения понятий (подмены понятий, неоправданного их расширения
или сужения, употребления видового понятия вместо родового и наоборот): Самые
высокие надои молока получали от животных, отелившихся весной (видовое
понятие корова заменено родовым животное), В Ипполите Шалом
воплотились лучшие черты народа-труженика (правильно в образе Ипполита
Шалого…).
К искажению или затемнению смысла высказывания, к
подмене понятий часто приводит немотивированный пропуск слов. Так, в
предложении Язык Катерины ¾ самый яркий из всех
действующих лиц «Грозы» неоправданный эллипсис приводит к сопоставлению
несопоставимых понятий: язык сопоставляется с действующими лицами.
Причиной подмены понятий может быть и речевая
избыточность: Имя Тамары Ивановны пользуется большим авторитетом среди
студентов (авторитетом пользуется не имя, а сама Тамара Ивановна).
Логичность речи связана не только с лексическим
уровнем языковой системы, но и с синтаксической организацией высказывания; она
зависит от правильного построения предложений и связного текста в целом. Для
логичной речи характерно такое расположение слов, предложений и их частей,
которое дает возможность строго последовательно усваивать выражаемую мысль, не
допускает несоответствия, противоречия в ее языковом оформлении.
Одним из условий создания логичности речи
является непротиворечивость сочетания одного слова с другим. Объединение в
пределах высказывания слов, обозначающих логически несоотносимые понятия,
приводит к алогизмам типа медленно мчаться, кавалькада машин, снайпер эфира и
т.п.
Неясность и двусмысленность часто возникает в
результате неправильного построения предложений с именными словосочетаниями, в
которых родительный падеж может иметь значение как субъекта, так и объекта
действия (вызов врача, обвинение товарища, приглашение учителя, поддержка
друга и т.п.), а также предложений со словосочетаниями, в которых падежные
окончания имеют различное грамматическое значение (помощь матери, подарок дочери,
благодарность Марии и т.д.). Так, высказывания Обвинение товарища вполне
справедливо; Помощь матери оказалась как никогда кстати имеют двоякий
смысл: обвинение, выдвинутое… и обвинение, предъявленное товарищу…;
мать кому-то помогла и ей кто-то помог. Аналогичное явление
наблюдается при употреблении дополнения в форме дательного падежа в безличных
предложениях: учителю хочется пожелать…; ученику следует ответить…;
директору надо посоветовать… и т.п. (неясно: учитель хочет пожелать что-то
или к нему обращаются с пожеланием; сам ли директор должен посоветовать или ему
кто-то должен посоветовать).
Распространены в речи алогизмы, обусловленные
неудачным построением предложений с местоимениями. Характеризуясь обобщенностью
лексического значения, местоимения в контексте наполняются конкретным значением
m счет соотносящихся с
ними слов. Поэтому предложения нужно строить так, чтобы создавалась ясность,
определенность в понимании того, к какому слову относится местоимение. Так, в
высказывании В городском загсе заспанная, явно больная женщина растапливала
печку. Скупо поджав морщинистые губы, она безо всяких эмоций внесла в книгу
запись регистрации нашего брака (Б. Пикуль) ясно, что местоимение она
относится к существительному женщина, так как оба предложения построены
однотипно: женщина растапливала печку… ¾ она внесла запись… В высказывании же Завтра
перед школьниками раскроются двери школ. Отдохнувшие за лето, они снова сядут
за парты в результате того, что слово двери не только оказалось
ближе к местоимению, но и является подлежащим, возникла бессмыслица.
При употреблении возвратного местоимения себя и
притяжательных его, ее, их, свой алогизмы обычно возникают в тех
случаях, когда в высказывании два субъекта действия: Мастер сказал ученику
отремонтировать его стол (чей стол: мастера или ученика!); Отец
предложил сыну повесить портрет в своей комнате (в комнате сына или отца?).
Может возникнуть двусмысленность и в высказываниях с одним субъектом: Инженер
сказал Поликарпову, что директор срочно уехал в райком и просил его оставить
ему свой проект (просил инженера или Поликарпова, оставить инженеру или
директору?).
Причиной логических ошибок может быть нарушение
синтаксической связи в предложениях, содержащих обороты с предлогами несмотря
на, вместо, кроме, помимо, наряду с и др. Обороты с такими предлогами, как
правило, управляются сказуемыми: Вместо шапки на ходу он надел сковороду (К. Чуковский).
Нарушение этого правила приводит к нарушению семантических связей между частями
высказывания: Помимо повышения успеваемости, студенты проводили большую
общественную работу; Кроме работы, он учится заочно в институте.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 |