Дипломная работа: Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект
Одна из
ведущих исследовательниц феминистского психоанализа Джулиет Митчелл в своей
книге «Психоанализ и феминизм: Фрейд, Райх, Лейнг и женщины» (1974) соглашается
с идеей Лакана о символической конструкции, которая лежит в основе гендерной
идентичности. В гендерных исследованиях наблюдается и влияние Фуко и Делеза.
Отталкиваясь от фрейдовского тезиса о бессознательном, М.Фуко показал
зависимость тела (т.е. того, что лежит ниже порога сознания) от речевых практик
(дискурсов), - в которых заложены неявные ценностные ориентиры. Именно
благодаря этому люди оказываются вовлеченными в поле воздействия культурных
оценок и предпочтений (так проявляется небиологическая ипостась гендера).
Поскольку бессознательное невозможно уловить логическим путем, следующим шагом
постструктурализма стал такой универсальный метод познания, как деконструкция
(Ж.Деррида), которая в гендерологии трактуется как выявление отступлений от
нормы мужской или женской идентичности. Последняя проявляется не только в
«голосе», но, главное, в письме, где проявляется все то, что создается вне и
помимо сознательных устремлений автора текста, т.е. все самое сокровенное, что
было утрачено, вытеснено. На этом сходятся как постструктуралисты, так и идущие
своим путем феминистские практики – С.Гриффин, Х.Сиксу, Т. де Лауретис.
Большинство
позиций рассмотрено в историографическом обзоре М.Рюткенен (Рюткенен, 2000).
Так, в нем подчеркивается, что Т. де Лауретис, автор книги «Технология гендера»
(1978) выдвинула на первый план отношение субъекта и сексуальности, определяя
таким образом и особенности женского субъекта.
Опираясь на
идеи М.Фуко, Т.де Лауретис дает определение гендеру как социальной
конструкции, которая, в свою очередь, есть продукт различных общественных институтов
(семьи, образования, СМИ, языка, искусства, литературы, кино, научных теорий).
Для
литературоведа имеют большое значение ныне переведенные на русский язык работы
постструктуралиста Ю. Кристевой – как наиболее яркого представителя
феминистской критики [Кристева, 1999]. Если Лакан говорит в своих работах о
значимости доэдипальной (доязыковой) стадии в жизни ребенка, отождествляющейся
с телом Матери, то Кристева в связи с этим вводит понятие «chora» (чрево).
Дальнейшее же конструирование «Я» протекает в производстве языковых структур
отца, организованных функцией фаллоса. Подчеркнем, что для постструктуралистов
понятие «феминности» уже не связано с представлением о какой-либо
субстанциональности, с биологическим полом, это метафорическое выражение маргинального
способа мышления. (Для Жака Дерриды, в частности, это чисто операционное
понятие, выражающее определенный метод «письма»).
Далее
кратко остановимся на наиболее значительных зарубежных и отечественных
исследованиях в области гендерологии, специально изученных нами. В серии
«Гендерная коллекция – зарубежная классика» нас заинтересовала книга Сандры Бем
«Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов» (1993 г.,
русский перевод – 2004 г.). Автор книги – известный психолог и феминистский
философ, профессор Корнельского университета исследует дискуссионные вопросы
пола, гендера и сексуальной ориентации. С. Бем рассматривает укоренившиеся в
культуре представления о мужчинах и женщинах, которые трансформируются в
представления и психологию индивида. Обозначив эти представления как «линзы
гендера», автор с междисциплинарных позиций рассматривает, как наше восприятие
реализуется в социальной практике – дискриминации женщин и сексуальных
меньшинств.
Монография
«Линзы гендера» была издана в 1993 г., неоднократно награждена и признана
лучшей книгой по психологии. Бем считает необходимым методологическое отделение
пола (биологического) от гендера (социального) и предлагает развернутые
определения изучаемого явления. Автор предисловия к книге – Наталия Ходырева
полагает, что идеи «инкультурации», освоения культуры, которые развивает С.Бем,
могут быть сопоставимы с открытиями русских психологов П.П. Блонского
(1884-1941) и Л.С. Выготского (1896-1934). «Сандра Бем, используя
междисциплинарный и исторический подходы, доказывает, что биологическое явление
не имеет фиксированного, независимого значения. Значение, которое им придается,
зависит от того, как они объясняются и используются культурой, а их социальный
смысл зависит от исторического и современного контекста» [Бем, 2004, с. 15].
Второе имя,
на котором необходимо остановиться, - Джудит Батлер, автор изданной в 1995 г.
книги «Гендерное беспокойство». Положенные в ее основу статьи Батлер и рефераты
книги широко известны российскому читателю. Батлер подчеркивает, что гендер не
следовало бы понимать просто как культурное наслоение значения на биологически
предзаданный пол...; он принадлежит также к дискурсивным/культурным средствам,
при помощи которых производится и учреждается "сексуальная природа"
или "естественный пол" как "додискурсивный", предшествующий
культуре.
Д. Батлер
считает необходимым провести своеобразную деконструкцию гендера: критически
рассмотреть его обусловленность властными отношениями. И, как следствие,
перейти к "множественным феминизмам", к плюрализации самих гендерных
определений. Гендер, - утверждает Батлер, - переменная, которое меняет свое
значение. Самоидентификация связана не с сущностью, а с поведением, которое
носит прежде всего имитационный характер. Это проблема постоянного поиска
сочетания формы имитации. Перформативность гендера как основная теоретическая
проблема гендерной философии (это понятие Батлер заимствует у Джона Остина)
понимается в традиции аналитической философии: действие, артикуляция и смысл,
соединенные в акт говорения.
В том же
году увидела свет работа Юлии Кристевой «Время женщины», опубликованная в
русском издании антология «Гендерная теория и искусство» (2005). В ней
обращается внимание на то, что женщины, выдвинутые на руководящие должности и
неожиданно получившие экономические и прочие привилегии, не изменяют природы
власти, и даже становятся яростными сторонницами сложившегося (патриархального
– Г.П.) режима (Кристева, 2005, с. 135). Как мы увидим далее, в этой работе
уделяется внимание и литературному творчеству женщин.
Следующая
крупная монография, закладывающая основы гендерологии – психологической –
принадлежит Шон Берн. Ее широко известный труд «Гендерная психология» был
опубликован в 1996 г. и переведен на русский язык в 2002 г. (выше мы уже
отмечали значимость для общей гендерологии именно трудов по гендерной
психологии). Являясь последовательницей С.Бем, Шон Берн принимает и ее
концепцию андрогинии, в которую С.Бем позже сама внесла существенные
коррективы. В книге Ш.Берн подробно на практическом материале многочисленных
исследований человеческого поведения рассматриваются гендерные различия,
традиционные женские и мужские роли в обществе и их изменения, панкультурные
гендерные сходства, гендерные стереотипы. В своей работе Берн рассматривает
гендер с позиций социальной психологии и приходит к выводу, что особенности
мужской и женской поло-ролевой идентификации специфически отражаются на
положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе.
В книге Ш.
Берн исследуется социально-психологическая природа гендерных ролей и
стереотипов, от которых может зависеть и самооценка личности, восприятие ее
окружающими, профессиональный выбор, поведение. Рассказывается о гендерных
отличиях, которые вызваны не биологическими, а социальными нормами:
рассматриваются ограничения, накладываемые традиционными гендерными ролями на
женщин, на мужчин. Ш.Берн трактует гендер как социальную категорию и
рассматривает психологические механизмы, являющиеся базой для создания
гендерных стереотипов. Гендер – социальная норма, к которой человек
приспосабливается в силу нормативного и социального давления.
В книге
уделяется внимание восприятию гендера в различных культурах, а также
обсуждается изменения гендерных ролей в областях, в которых такие перемены ужу произошли.
Нельзя
пройти и мимо коллективных трудов, сборников статей антологического типа. Так,
в сборнике «Женщины, познание и реальность. Исследования по феминистской
философии» (2005), составленном Э.Гарри и М. Персел, представлена 21 статья, в
которых исследуется феминистский взгляд на философию (но фактически это уже
область гендерологии). Это первый сборник, который отражает влияние
феминистской науки на методологию, метафизику, теорию познания и другие разделы
философии.
Переходим к
обзору отечественных трудов в области общей гендерологии.
В России
тема гендера была затронута многими исследователями, одной из первых была О.А.
Воронина, кандидат философских наук, заведующая лабораторией гендерных
исследований ИСЭПН РАН, старший научный сотрудник Института философии РАН. В
своей работе «Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой
информации» (М., 1998) она, опираясь на работы западных гендерологов,
разграничивает социальную и культурно-символическую теории понятия гендер. «В
теории и методологии гендерных исследований существует несколько концепций
гендера. В данном исследовании мы будем опираться на две концепции — теорию
социального конструирования гендера и культурно-символическую интерпретацию
гендера. Базовым положением в обеих концепциях является различение понятий пол
(sex) и гендер (gender)» [Воронина, 1998]. Автор подробно останавливается на
процессе конструирования гендера, на специфике мужских и женских ролей в
обществе, ментальных и эмоциональных характеристиках мужчин и женщин и самом
результате - социальном конструкте «гендер». В современных социальных и
гуманитарных исследованиях гендер используется не как неизменная и
универсальная конструкция. Понятие гендер означает не вещь или предмет, не
много вещей или предметов, а анализ комплексного переплетения отношений и
процессов. Необходимо, считает Воронина, “мыслить отношениями”, чтобы из
аналитической категории гендера вывести культурную реальность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44 |