Дипломная работа: Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект
Там девушка
и познакомилась с другим таким же обездоленным и вышла (!) замуж. Как? А так,
никому не запрещено. Закончила университет, тут стоп. Нельзя было преподавать в
школе. Но обходом, тихой сапой, устроилась вести кружки, зарабатывала мизер, и
жили на это с мужем. Устанет там, начинают роиться видения, перебегает к маме.
Поведение
второстепенных персонажей – окружение героини передано лишь выразительной
деталью. При известии о замужестве М.И. «раскаты хохота долго будоражили
телефонное пространство, объединяющее подруг М.И. в обширную шпионскую сеть».
В других
случаях, что демонстрирует многогранность таланта Петрушевской, формы поведения
героев раскрывают движение сюжета не в его чисто событийной ипостаси, а в
движении чувств, переданного жестами. Дается описание внутреннего состояния
человека, в котором схвачена специфика внутренней речи, передающей
психологические состояния героев в рассказе «Вольфганговна и Сергей Иванович».
«– Савва
Ильич, – после паузы вымолвил Сергей Иванович.
– Это
дирекция, второй этаж.
– Савва
декорации, – произнес Сергей Иванович с трудом.
– Что Савва
декорации?
– Велел.
Она
оглянулась на пианиста. Молодой человек с шапкой кудрявых волос (вылитый Додик)
махнул рукой.
– Ну мы
Савве говорили, что нужен настройщик, ковер и художник. Так вы кто?
– Это, –
сказал Сережа
– А, – выдохнула,
вдруг неизвестно почему заволновавшись, девушка. – Вы декорации?
Сережа кивнул»
(курсив мой – П.Г. ).
Такие
штрихи, как «после паузы вымолвил», «произнес с трудом», особенно ответ на
вопрос «Вы кто?» - «Это» - очень точно передают растерянность героя от встречи
с девушкой его мечты, как и то, что в его волнение в конце диалога передалось
Тане: «выдохнула, вдруг неизвестно почему заволновавшись».
Других
героинь Петрушевской одиночество толкает на «виртуальное» поведение – на
бесконечные выдумки своих успехов на любовном фронте. В рассказе «Скрипка»
молодая женщина Елена ждет ребенка, находится в больнице «на сохранении», но ее
никто навещать не приходит. Елена придумала себе историю жизни и рассказывает
ее по частям во время обхода врача, что она учится в консерватории, что к ней
скоро должна прийти подруга, что у нее есть муж, но на самом деле героиня
совершенно одна, она пытается продлить свое нахождение в больнице, т.к. ей
просто некуда идти. Беременная, одинокая, ненужная молодая женщина – одна из
многих российских женщин, оказавшихся брошенными на произвол судьбы. В центре
повествования формы поведения героини рассказа. Елена все время пишет: «Снова
садилась за письмо и писала, писала, писала, пока не подходила пора
запечатывать всю эту писанину и торжественно нести ее через всю палату к
выходу. Или еще она шла звонить и с кем-то вела тихие переговоры, очевидно,
сугубо делового характера — по ее лицу было видно, что она что-то хочет
выяснить чрезвычайно важное и решающее для себя, и так происходило каждый день
с этими телефонными разговорами — всякий раз было все то же озабоченное лицо,
тот же тишайший голос, те же неопределенные, непонятные вопросы.
Несмотря на
эти, сугубо деловые телефонные разговоры, а значит, и наличие кого-то, кто
что-то делал для Лены, — к ней никто никогда не приходил, и соответственно
ничего на ее тумбочке не стояло, кроме пустого стакана, накрытого бумажной
салфеткой».
Пытаясь
скрыть свое одиночество, она выдумывает несуществующую жизнь, врет еще и
потому, чтоб не видеть жалости, не слышать сочувственных слов. Она хочет
казаться сильной и благополучной. Но обман ее в итоге раскрывается, ее
выписывают за два месяца до родов, и женщина в палате советует Лене «пока
отдать ребенка в дом ребенка хотя бы на год, и за этот год как-то встать на
ноги, найти работу и жилье и только после того забрать ребенка к себе насовсем.
Лена торжественно кивала, сидя на своей кровати, а затем все-таки попрощалась
со всеми снова и пошла со своим вздутым животом, и потом ее еще раз можно было
видеть спустя полчаса в окно, когда она торжественно удалялась в каком-то мятом
желтом плаще, держа под руку свою знаменитую подругу, и всем было ясно, что
обморок на улице был подстроен и что спустя какое-то время они опять что-нибудь
инсценируют с подругой на улице, если только Лена не упадет в обморок еще до
того, как они успеют обо всем договориться».
Героиня еще
одного рассказа Петрушевской – «Рассказчица» - Галина развлекает своих
сослуживцев - постоянно рассказывает всем обо всем. Что это: способ женского
самовыражения, привлечения к себе интереса, недостаток участия, любви со
стороны близких людей? Скорее отчаяние одиночества. Подробности своей частной
жизни рассказчица выносит на общественный суд, таким образом стремится обратить
на себя внимание, поведать о своей беде, в конце концов обозначить свое место в
этом мире, заявить, что она существует. Ее существование заключено в
высказывании, выговаривании своих несчастий.
Героиня в
сложной жизненной ситуации: мать умирает от рака, с отцом сложные отношения,
друг-архитектор уходит от нее, подруг у нее нет и никогда не было. Галя
совершенно одна в этом мире, но постоянно рассказывает о своей счастливой
любви.
Окружающим
ее людям кажется, что она совершенно не умеет себя вести и не знает предела,
когда уже нельзя, вводит малознакомых, посторонних людей в свой мир,
рассказывая им подробности своей жизни, делясь с ними своей болью, своей
радостью. Она не встречает сочувствия, на которое рассчитывает, над ней
посмеиваются и недоумевают, считая ее ненормальной, со странностями.
А через два
месяца после смерти матери (т.е. когда чувство одиночества достигло предела)
она объявляет о скорой свадьбе, куда приглашает весь коллектив. И вновь Галина
удивляет окружающих откровением: «Во-первых, никто от нее и не ждал такого
точного ответа, и никому это не нужно было, никого это не касалось. Во-вторых,
даже из чувства простого самосохранения ни одна девушка не стала бы всех
оповещать за два месяца до свадьбы: мало ли что может случиться за эти два
месяца, да и потом зачем же это надо, чтобы каждый встречный-поперечный знал об
этом глубоко личном, сокровенном событии?
Все просто
опешили. Никто этого не ожидал, тем более что предстояла реорганизация и по
этой реорганизации учреждения Галина как «штатная единица» подлежала
сокращению»: она пригласила всю контору к себе на свадьбу и даже назвала адрес
кафе, где все это будет происходить через месяц». Несмотря на то, что Галина не
находит отклика у своих сослуживцев, она продолжает делиться с ними своим
сокровенным: «Она стала приносить в контору разные вещи — материал на платье
для свадьбы, и все его посмотрели через силу, потому что знали, что Галя
подлежит сокращению, а она еще в то время не знала. Потом Галя принесла
жемчужный воротник и жемчужные манжеты к этому платью, и всем желающим
рисовала, какое у нее будет платье. Но теперь в том, что она все рассказывала,
совсем не было прежнего — что ее расспрашивали, а она отвечала. Нет, теперь она
рассказывала сама, и как-то лихорадочно, точно боялась, что ее не расслышат. И
ей стали делать замечания, что в рабочее время надо заниматься совсем другими
вещами, а именно тем, за что платят зарплату. Она тут же замолкала и прятала
свои рисунки и манжеты, но на следующий день все повторялось сначала.
Когда Галя
вернулась от инспектора отдела кадров, от которой наконец узнала о предстоящем
сокращении ее единицы, то как ни в чем не бывало сказала, что все равно ждет
всех на свадьбу в кафе и пришлет всем пригласительные билеты. И все как-то
неприятно растерялись, тем более что пятница для всех дорогой день, конец недели,
кто-то уезжает за город, у кого-то свои, другие дела. Но она ничего этого даже
не подозревала о других и, уходя в последний день и со всеми прощаясь, еще раз
повторила: «Ну, погуляем у меня на свадьбе, не забудьте, через пятницу».
На свадьбу
пришли единицы, а потом всем рассказывали о «том, что Галя со свойственным ей
простодушием и даже наивностью сказала им: «Ну как вам мой муж?» — и показала
им туфли из-под длинного платья: «Ну как вам мои туфли?» И что закуски было
страшно мало, так что девочки из экспедиторской просто были посланы в разведку
по другим столам и утащили и принесли тарелку вареной колбасы, и тарелку
копченой колбасы, и блюдо заливного. И их столик был самый шумный, хотя все
шумели на этой свадьбе, все сто человек. И как заведующий дико смеялся и кричал
вместе со всеми «горько». И ими овладел какой-то бес добычи, они прямо хватали
с соседних столиков то водку, то букет цветов. И как девчонки из экспедиторской
стащили с соседнего стола большой букет белых лилий, когда уже нужно было
уходить со свадьбы, потому что заведующий, по-детски хитро им сказал:
«Пользуйтесь, девчонки, когда еще вам удастся на свадьбе именно такой
погулять», — и они уже при выходе схватили прямо из кувшина этот букет
белых лилий и пошли на выход. А по дороге зашли в туалет поправить прически и
попудриться, потому что были все-таки порядочно пьяны. И тут они увидели Галю,
смутились, протянули ей этот злосчастный букет белых лилий и сказали
глупо-преглупо: «Это тебе». А Галя в своем длинном до пят платье, откинув фату
и сняв перчатки, страшно плакала в этом мокром туалете при кафе».
Петрушевская
создает контраст между Галиной и ее окружением, как между чистотой души,
детскостью, наивностью, открытостью и стихией жизни, циничной, грубой и
жестокой, где нет места искренности и прямодушию. Героиня Петрушевской напрочь
лишена даже надежды на возможное счастье, на устройство жизни. Слезы Галины в
финале рассказа – это слезы самого автора-женщины по несостоявшейся женской
судьбе. Доводя поведение своей героини до абсурда, до гротеска, рисуя его на
грани психопатологии, писатель показывает трагизм положения современной
женщины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44 |