Дипломная работа: Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект
«Ясно
одно – Соня была дура. Это ее качество никто никогда не оспаривал, да
теперь уж и некому», - неоднократно утверждает рассказчица, воспроизводя ряд
подтверждающих сказанное ситуаций. Окружающие бессовестно (не испытывая ни
капли благодарности и в душе посмеиваясь над ее альтруизмом, пользовались ее
бескорыстными услугами). Соня хорошо готовила, шила, она любила детей, выручая
уезжавших на курорт и оставляющих на нее детей и квартиру… Но она остается
мишенью для острот, объектом розыгрышей окружающих. Одна из таких мистификаций
и положена в основу сюжета.
«Впрочем,
по прошествии некоторого времени, когда уже выяснились и Сонина незаменимость
на кухне в предпраздничной суете, и швейные достоинства, и ее
готовность погулять с чужими детьми и даже посторожить их сон, если все шумной
компанией отправляются на какое-нибудь неотложное увеселение, – по
прошествии некоторого времени кристалл Сониной глупости засверкал иными
гранями, восхитительными в своей непредсказуемости». Так, нарочито затянувшаяся
экспозиция плавно переходит в интригующую завязку. Красавица Ада мечтает
наказать Соню за идиотизм («Ну, конечно, слегка – так, чтобы и самим
посмеяться, и дурочке доставить небольшое развлечение») С помощью друзей
(Валериана и Константина) Ада придумывает для бедняжки Сони - «адский планчик»
- загадочного воздыхателя, “безумно влюбленного: «Фантом был немедленно
создан, наречен Николаем, обременен женой и тремя детьми, поселен для
переписки в квартире Адиного отца». Он предлагал Соне “в назначенный час
поднять взоры к одной и той же звезде”. Теперь жизнь героини была подчинена
пылким любовным письмам, сочиненными Адой от имени вымышленного Николая и
принятые Соней всерьез…
«Ада
брызгала на почтовую бумагу "Шип - ром", Котик извлек из детского
гербария засушенную незабудку, розовую от старости, совал в конверт.
Жить было весело!, - констатирует автор. - Переписка была бурной с обеих
сторон. Соня, дура, клюнула сразу. Влюбилась так, что только
оттаскивай».
В ответ
Соня посылает несуществующему «ему» единственную и главную ценность в жизни –
белого эмалевого голубка.
«А годы
шли; Валериан, Котик и, кажется, Сережа по разным причинам отпали от
участия в игре, и Ада мужественно, угрюмо, одна несла свое эпистолярное
бремя, с ненавистью выпекая, как автомат, ежемесячные горячие почтовые
поцелуи. Она уже сама стала немного Николаем, и порой в зеркале при
вечернем освещении ей мерещились усы на ее смугло-розовом личике…» Аде было
по-женски жаль Сони, она понимает, что потеря Николая приведет к душевной, а
возможно, и физической гибели самой героини, поэтому Ада продолжает переписку.
«И две женщины на двух концах Ленинграда, одна со злобой, другая с любовью,
строчили друг другу письма о том, кого никогда не существовало…»
В финале
рассказа, в трагических условиях блокады, Толстая позволяет героине встретиться
со своим возлюбленным: «готовая испепелить себя ради спасения своего
единственного, Соня взяла все, что у нее было - баночку довоенного томатного
сока, сбереженного для такого вот смертного случая, – и побрела через весь
Ленинград в квартиру умирающего Николая. Сока там было ровно на одну жизнь.
Николай лежал под горой пальто, в ушанке, с черным страшным лицом, с
запекшимися губами, но гладко побритый. Соня опустилась на колени,
прижалась глазами к его отекшей руке со сбитыми ногтями и немножко поплакала.
Потом она напоила его соком с ложечки, подбросила книг в печку,
благословила свою счастливую судьбу и ушла с ведром за водой, чтобы больше
никогда не вернуться – бомбили в тот день сильно…»
Соня
пожертвовала своей жизнью, чтоб продлить жизнь Аде Адольфовне, которая дожила
до глубокой старости и возможно сохранила Сонины письма.
Героиня
Т.Толстой, прежде всего, женщина, взыскующая любви, и автор рассказывает об
этом очень подробно, в традициях реалистического описания, и как бы со стороны
демонстрируя единство (сочувствующего) женского и мужского взгляда (весьма
грубого и отстраненного). Одинокой героини для счастья оказалось нужно совсем
немного – любить и быть любимой, это то, чего у Ады было слишком много, но так
и не сделало ее счастливой. А Соня была переполнена счастьем от писем Николая,
с которым она даже не могла встречаться. Можно говорить о Сониной мудрости,
опирающейся на бесконечную веру в человеческую честность, порядочность,
доброту и любовь.
В Соне
реализован традиционный для патриархальной культуры тип домашней, спокойной и
исполнительной женщины-матери, бескорыстно и щедро любящей людей. В Аде находят
воплощение черты женщины-охотницы, коварной искусительницы и соблазнительницы.
Антагонистичность героинь присутствует и во внешности, и в моделях поведения, и
в описании их женской сущности, и в аксиологической парадигме автора. Образ
Сони – это пример такого женского понимания счастья, которое, по определению
С.Воркачева «ориентировано на этический аспект этого концепта, собственно и
отличающий счастье от просто радости и удовольствия» (Воркачев, 2004, с. 202).
Соня –
«дура», по мнению ее знакомых, - оживляет мечту о любви, принося в жертву свою
жизнь, поднимаясь над всем земным, что есть в жизни, она становиться
воплощением чистой, жертвенной, неземной любви. Противопоставляя Соню и Аду,
автор ставит вопрос о невозможности преодоления женской сущности, природы пола,
о дуальности женской души – ее одновременной тяги к любви, состраданию и в то
же время женские коварство и жесткость не идут в сравнение с мужскими. Толстая
иронизирует над своими героинями, воплощает в них гендерный стереотип
противоположных женских типажей, поднимая вопрос о природе женского счастья и
определенности женских обязательств в жизни. И в то же время, как и в рассказе
«Милая Шура», здесь есть кинематографический наплыв, на этот раз не
завершающий, а предваряющий рассказ о героине, и органично сочетаемый с
иронической природой дарования Толстой:
«Жил
человек – и нет его. Только имя осталось – Соня. "Помните, Соня говорила..."
"Платье похожее, как у Сони..." "Сморкаешься, сморкаешься без
конца, как Соня..." Потом умерли и те, кто так говорил, в голове
остался только след голоса, бестелесного, как бы исходящего из черной
пасти телефонной трубки. Или вдруг раскроется, словно в воздухе,
светлой фотографией солнечная комната – смех вокруг накрытого стола, и
будто гиацинты в стеклянной вазочке на скатерти, тоже изогнувшиеся в
кудрявых розовых улыбках. Смотри скорей, пока не погасло! Кто это тут? Есть ли
среди них тот, кто тебе нужен? Но светлая комната дрожит и меркнет, и
уже просвечивают марлей спины сидящих, и со страшной скоростью,
распадаясь, уносится вдаль их смех – догони-ка».
Таким
образом, для творчества Т.Толстой столь ярко представившей гендерную
проблематику, характерна постановка общечеловеческих проблем, во многом
продолжающих традиции русской классической литературы. Философия любви и
жизни/смерти в рассказах Толстой приводит читателя к пониманию дисгармоничности
мира, его конечности, разрушительности, показывая мрак и мглу жизненного
глобального неустройства героини. Трагичная и вместе с тем комичная картина
мира, мотив смерти, соседствующие на страницах рассказов с ироничной
язвительностью автора, ставят знак равенства между плохими и хорошими, добрыми
и злыми, красивыми и непривлекательными внешне героинями Толстой.
Иной тип
женщины, тоже пришедший к своему жизненному итогу, выведен в рассказе Т.
Толстой «Река Оккервиль», но об этом позже, т.к. в этом рассказе главный герой
– мужчина. О Толстой не скажешь расхожей фразой: «Женская проза повествует в
основном о жизни женщины ….» Маскулинная составляющая ее творчества достаточно
очевидна. Развернутость мужских образов - индикатор взгляда Т.Толстой на мир,
ее попытка сосредоточиться только на мужской психологии, увидев в герое не
только маскулинные, но и андрогинные черты.
Герой
самодостаточен (высокий социальный статус, напряженная духовная жизнь), и даже
одиночество, порой толкающее человека на экстремальные поступки, воспринимается
здесь как неотъемлемая часть его духовного мира. В отличие от бездуховности
многих героев-мужчин женской прозы, Симеонов по-женски сентиментален и
впечатлителен, много лет он влюблен в певицу Веру Васильевну, каждый день он
слушает пластинку с ее голосом и мечтает о встрече с ней, что не мешает ему
встречаться с реальной женщиной – Тамарой, которая иногда прерывает
«драгоценные свидания с Верой Васильевной». Часы одиночества становятся
«блаженным» для Симеонова, именно тогда, когда его никто не беспокоит, он
наслаждается пением его любимой женщины, счастьем далеким и несбыточным, т.к.
герой на самом деле влюблен в свою мечту (но и это, как говорится, не порок).
Подчеркивается утонченность, хотя и несколько нарочитая, переживаний героя.
«Томная
наяда» теперь живет в воспоминаниях когда-то платонически влюбленного в нее
Симеонова, в граммофонной пластинке, которую постоянно ставит герой, вызывающий
иронию автора: «- Нет, не тебя! так пылко! я! люблю! - подскакивая, потрескивая
и шипя, быстро вертелась под иглой Вера Васильевна; шипение, треск и
кружение завивались черной воронкой, расширялись граммофонной трубой, и,
торжествуя победу над Симеоновым…» Воздушная и изящная (в его памяти) «шла
она, натягивая длинную перчатку… Симеонов бережно снимал замолкшую Веру
Васильевну, покачивал диск, обхватив его распрямленными, уважительными
ладонями; рассматривал старинную наклейку: э-эх, где вы теперь, Вера
Васильевна? (…) Может быть, в Париже или Шанхае, и какой дождь – голубой
парижский или желтый китайский - моросит над вашей могилой, и чья земля
студит ваши белые кости? Нет, не тебя так пылко я люблю! (Рассказывайте!
Конечно же, меня, Вера Васильевна!)». Симеонов, так же как и Александра
Эрнестовна («Милая Шура»), уверен, что его любят, что избран именно он, что к
нему обращены слова в песнях Веры Васильевны. Это становится для Симеонова
навязчивой идеей, все его желания связаны с ней, весь смысл существования
сосредоточен в приобретении новых пластинок с песнями Веры Васильевны и их
дальнейшем прослушивании: «Хорошо ему было в его одиночестве, в маленькой
квартирке, с Верой Васильевной наедине, и дверь крепко заперта от Тамары, и
чай крепкий и сладкий, и почти уже закончен перевод ненужной книги с
редкого языка».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44 |