Дипломная работа: Художественное своеобразие "русских романов" В. Набокова
3.Лабиринтизм. Текст
конструируется по принципу игрового лабиринта, а освоение его читателем уподобляется
продвижению по нему. При всем различии задач игровых текстов-лабиринтов в них
всегда совпадает главное: чувство наслаждения, сопровождающее познание
лабиринта и всех многообразных структурных, мотивных, аллюзийных и
интертекстуальных связей, концентрирующихся вокруг него.
4.Структурирование «узоров», мотивных
систем. Большинство узоров обусловлено пристрастием Набокова к
шахматам, языку, чешуекрылым. Шахматный мотив очевиден в «Защите Лужина».
Жизнь Лужина состоит из узоров, и это не просто фантазмы, которые герой
навязывает равнодушному миру.
5.Совпадения. Набоков
сознательно нагнетает в своих книгах совпадения, стремясь таким образом выявить
жизненный узор, достичь удивительных эффектов в изображении пространства и
времени.
Таким образом, эстетическое целое романа
органично соединяет иррационально-сюрреалистическое художественное мышление с
поэтикой нарождающегося искусства постмодерна. Многие идеи В. Набокова близки
постмодернистским, утверждающим относительный характер восприятия мира, а также
литературного дискурса. Мир подлинный, объективный, который мы делим с другими,
явлен в виде некой грандиозной догадки, он существует. Каждый отдельный человек
погружен большей частью в псевдожизнь.
Однако если ключевым понятием постмодернизма стало
специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и
ценностных ориентиров, мира децентрированного, предстающего сознанию лишь в
виде иерархически не упорядоченных фрагментов, то, следует признать,
мироощущение В. Набокова чуждо постмодернистской чувствительности. «Игровая
поэтика» Набокова выполняет важные смысловые функции, главная из которых -
организация напряженных отношений между читателем и автором в процессе
«разгадывания» и одновременно созидания новой нравственно-философской и
эстетической концепции мира.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин Б.В. Гений тотального
воспоминания // Звезда. – 1999. – №4. – С. 158-163.
2. Адамович Г.В. «Наименее русский из
всех русских писателей...» // Дружба народов. – 1994. – №6.
3. Александров В.Е. Набоков и
потусторонность: Метафизика, этика, эстетика. – СПб., 1999. – 320 с.
4. Анастасьев Н.А. Владимир Набоков.
Одинокий король. – М.: Центрполиграф, 2002. – 525 с.
5. Анастасьев Н.А. Феномен Набокова //
Иностр. лит. – 1987. – №5. – С. 210-223.
6. Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. –
М.: Сов. писатель, 1992. - 271 с.
7. Арьев А.Ю. И сны, и явь // Звезда. –
1999. – №4. С. 204-213.
8. Барт Р. Эффект реальности // Барт Р.
Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1994. – с. 490.
9. Белый А. Стихотворения и поэмы. – М.:
Сов. писатель, 1966. – 656 с.
10.
Берберова Н.
Курсив мой: Автобиография // Вопросы литературы. – 1988. – №11. С. 219-265.
11.
Бицилли П.М. [В.
Сирин] // Русская речь. – М., 1994. – №2. – С. 41-44.
12.
Борухов Б.Л. Об
одной вертикальной норме в прозе Набокова // Художественный текст: антология и
интерпретация. – Саратов, 1992. – С. 130-134.
13.
Букс Н. Эшафот в
хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова. – М.: Новое
литературное обозрение, 1998. – 208 с.
14.
Вагнер Ю.
Энциклопедический словарь. – М., 2003. – 780 с.
15.
Вострикова А. В.
Бегство от жизни: Роман В. В. Набокова «Защита Лужина» // Литература в школе. –
2007. - №1. – С. 21-24.
16.
Гришакова М.
Визуальная поэтика В. Набокова // Новое литературное обозрение. – 2002. - №2
(54). – С. 205-227.
17.
Дарк О. Загадка
Сирина: Примечания // Набоков В. Собр. соч. В 4 тт. – М., 1990.
18.
Дарк О. Загадка
Сирина: Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции // Вопросы
литературы. – 1990. – №3. – С. 243-257.
19.
Дмитриенко О. А.
Фольклорно-мифологические мотивы в романе Набокова «Машенька» // Русская
литература. – 2007. - №4. – С. 47-60.
20.
Долинин А. Тайна
цветной спирали // Смена. – 1988. – №17. – С. 10-11.
21.
Долинин А. После
Сирина // Набоков В. Романы. – М.: Худ. лит., 1991. С. 5-14.
22.
Ерофеев В.
Русский метароман В. Набокова, или в поисках потерянного рая // Вопросы литературы.
– 1988. – №10. – С. 125-160.
23.
Ерофеев В.В. В
поисках потерянного рая // Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. – М.,
1990. – С. 162-204.
24.
Ерофеев В.
Русская проза Владимира Набокова // Набоков В. Собр. соч. В 4 тт. – М.: Правда,
1990. – Т.1. – С. 3-32.
25.
Злочевская А. В.
В. Набоков и Н. В. Гоголь: На материале романа «Защита Лужина» // Русская словесность.
– 1997. - №4. – С. 24-29.
26.
Злочевская А.В.
Поэтика В. Набокова: новации и традиции // Новый мир – 2003. – №7. – С. 51-63.
27.
Злочевская А.В.
Творчество В. Набокова в контексте мирового литературного процесса ХХ века //
Филол. науки. – 2003. – №4. – С. 3-12.
28.
Злочевская А. В.
Художественный мир Владимира Набокова и русская литература XIX века. – М.:
Изд-во МГУ, 2002. – 188 с.
29.
Кантор М. Бремя
памяти (о Сирине) // Набоков В.В. Pro et contra. – СПб., 1999. – С. 235-237.
30.
Коваленко А.Г.
«Двоемирие» В. Набокова // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Филология,
журналистика. – 1994. – №1. – С. 93-100.
31.
Кузнецов П.
Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика // Новый мир. – 1992. – №10.
– С. 243-250.
32.
Курдюмова Т.Ф.
Владимир Владимирович Набоков. 1899-1977 // Лит. в школе. – 1994. – №5. – С.
62-66.
33.
Левин Ю. И.
Заметки о «Машеньке» В. В. Набокова // Набоков В.В. Pro et contra. – СПб., 1999. – С. 366-373.
34.
Левин Ю. И. Об
особенностях повествовательной структуры и образного строя романа Владимира
Набокова «Дар» // Набоков В.В. Pro et contra. – СПб., 1999. – С. 541-550.
35.
Липовецкий М.
Эпилог русского модернизма // Вопр. лит. – М., 1994. – Вып. 3. – С. 72-95.
36.
Медарич
Магдалена. Владимир Набоков и роман ХХ столетия // Набоков В.В. Pro et contra. – СПб., 1999. – С. 550-563.
37.
Михайлов О.
Король без королевства // Набоков В. Машенька; Защита Лужина; Приглашение на
казнь; Другие берега (Фрагменты): Романы. – М.: Худ. лит., 1988. – С. 13-14.
38.
Михайлов О.Н. Владимир
Владимирович Набоков // Лит. в школе. – 1991. – №3. – С. 42-52.
39.
Мулярчик А.
Верность традиции: Рассказы В. Набокова 20-30-х гг. // Лит. учеба. – 1989. –
№1. – С.167-169.
40.
Мулярчик А.
Постигая Набокова // Набоков В. Романы. – М.: Современник. – 1990. – С. 5-18.
41.
Мулярчик А.
Предисловие // Набоков В. Дар. – М.: Соваминко, 1990. – С. 3-13.
42.
Мулярчик А.
Следуя за Набоковым // Набоков В. Рассказы; Воспоминания. – М.: Современник,
1991. – С. 5-22.
43.
Мулярчик А.
Набоков и «набоковианцы» // Вопр. лит. – 1994. – Вып. 3. – С. 125-169.
44.
Набоков В.В.
Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998. – 510 с.
45.
Набоков В.
Предисловие к англ. пер. романа «Защита Лужина» // В.В. Набоков Pro et contra. – СПб., 1999. – С. 55-57.
46.
Набоков В. Предисловие
к англ. пер. романа «Машенька» // В.В. Набоков Pro et contra. – СПб., 1999. – С. 67-68.
47.
Набоков В.В.
Собр. соч. В 4 тт. – М.: Правда, 1990.
48.
Набоков В.В. Pro et contra: Личность и творчество В. Набокова в оценке русских и
зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Рус. Христиан.
гуманит. ин-т, 1999. – 975 с.
49.
Набоковский
вестник. – Вып. 4. Петербургские чтения. – СПб., 1999. – 188 с.
50.
Набоковский
вестник. – Вып. 5. – СПб., 2000. – 245 с.
51.
Павловский А.И. К
характеристике автобиографической прозы русского зарубежья // Рус. литература.
– 1993. – №3. – С. 30-53.
52.
Пушкин А. С.
Евгений Онегин. Роман в стихах. Предисл., примеч. и пояснит. статьи С. Бонди. –
М.: Дет. лит., 1973. – 304 с.
53.
Пушкин А. С.
Стихотворения. Поэмы. – М., 1986. – 319 с.
54.
Сарнов Б. Ларец с
секретом: [О загадках и аллюзиях в русских романах В. Набокова] // Вопросы
литературы. – 1999. - №3. – С. 136-183.
55.
Серафимова В. Д.
Русская литература XX в. (вторая половина): Учебные материалы: 10-11 кл.: В 2
ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2. – 336 с.
56.
Сучков Б.Л. Лики
времени. – М., 1969. – 180 с.
57.
Тамми Пекка.
Заметки о полигенетичности в прозе Набокова // Проблемы русской литературы и
культуры. – Хельсинки, 1992. – С. 181-194.
58.
Толстой Ив.
Набоков и его театральное наследие // Набоков В. Пьесы. – М., 1989. – С. 5-42.
59.
Топоров В. П.
Исследования по структуре текста. – М.: Наука, 1987. – 252 с.
60.
Ухова Е. Призма
памяти в романах В. Набокова // Вопросы литературы. – 2003. - №4. – С. 159-
166.
61.
Федоров В.
Отчаянье и надежда Владимира Набокова // Набоков В. Соглядатай; Отчаянье:
романы. – М., 1991. – С. 6-20.
62.
Федякин С. Круг
кругов, или Набоковское зазеркалье // Набоков В. Избранное. – М., 2005. – С.
5-10.
63.
Фет А. А.
Стихотворения. Поэмы. Современники о Фете / Вступ. ст. А. Е. Тархова; Сост. и
прим. Г. Д. Аслановой и А. Е. Тархова. – М.: Правда, 1988. – 480 с.
64.
Ходасевич В.
Колеблемый треножник. – М., 1991. – 630 с.
65.
Шаховская З.А. В
поисках Набокова; Отражения. – М., 1991.
66.
Шиньев Е. П.
Проблема литературной игры в романах «Король, дама, валет» и «Защита Лужина» В.
Набокова // Мир культуры: теория и феномены: Межвузовский сборник научных
статей. – Вып. 6 / Отв. ред. Доктор филос. наук, проф. Н. М. Инюшкин. – Пенза,
2007. – С. 67-73.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 |