Дипломная работа: Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу
[11]
См.: Бобылева А. Л. Хозяин спектакля: Режиссерское искусство на рубеже XIX – XX веков. М., 2000.
[12] Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов-на-Дону,
1998. С. 54.
[13]
См.: Крэг Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988. С. 186.
[14] Захаров М.А. Контакты на разных
уровнях. М., 1988. С. 46.
[15] Там же. С. 54.
[16]
Современный философский словарь. М.; Бишкек; Екатеринбург, 1996. С. 193.
[17] Берлянд И. Е. Игра как
феномен сознания. Кемерово, 1992. С. 19.
[18]
Захаров М. Контакты на разных уровнях. М., 1988. С. 37 – 45.
[19]
См.: Брук П. Пустое пространство. М., 1976. С. 132.
[20] См.: Хайдеггер М.
Основные понятия метафизики. – В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.
М., 1993. С. 334.
[21] Хайдеггер М. Письмо о
гуманизме. - В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.
С. 203.
[22] Гадамер Г.-Г. Истина и
метод. М., 1988. С. 464.
[23] См.: Ясперс К. Духовная
ситуация времени. – В кн.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С
386.
[24] См.: Марсель Г. К
трагической мудрости и за ее пределы. – В кн.: Самосознание европейской
культуры ХХ века. М., 1991. С 358.
[25] Бахтин М. М. К философии
поступка. - В кн.: Философия и социология науки и техники. М., 1986. С 80 –
160.
[26] Бахтин М. М. Проблемы поэтики
Достоевского. М., 1979. С. 54.
[27] Захаров М.
Суперпрофессия. М., 2000. С. 71.
[28]
Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988. С. 345.
[29]
Брук П. Пустое пространство. М., 1976.С. 34.
[30] Толстой Л. Н. Что такое искусство? – В:
Толстой Л. Н. Литература. Искусство. М., 1978. С. 46.
[31] Там же. С. 47.
[32] Имеется в виду творчество, как «… процесс,
психологический «механизм» протекания акта творчества». См.: Блок В. Б.
Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность). – В кн.:
Психология художественного творчества. Минск, 1999. С. 468.
[33] Иначе вряд ли вообще были бы возможны эволюционные скачки в развитии
человечества; провидческие, опережающие свое время творения великих художников.
Сам по себе феномен инсайта фактом своего существования подтверждает это.
[34]
Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство. Свердловск, 1990. С. 36.
[35]
См., например: Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов-на-Дону, 1998; Блок
В. Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность). – В
кн.: Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск, 1999. С. 465 –
503; Клименко Ю. Г. Театр как практическая психология. – Там же. С. 689 – 730;
Брук П. Пустое пространство. М., 1976.
[36] См.: Выготский Л. С.
Психология искусства. Ростов-на-Дону, 1998.
[37] Аристотель. Поэтика. В
кн.: Аристотель. Собр. соч в 4 томах. Т. 4. М., 1983. С. 651.
[38] Шведерский А. С. Можно
ли учить тому, чему нельзя научить? – В кн.: Психология художественного
творчества: Хрестоматия. Минск, 1999. С. 389.
[39] Столович Л. Н. Искусство и игра М., 1987. С. 46.
[40]
Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. В 2 т. Том II.
СПб., 1999. С. 324.
[41] Брук П. Пустое
пространство. С. 56.
[42] Брехт Б. Театр как
общественное установление в Кн.: Театр. Т. 5, кн. 2. С. 61
[43] Захаров М.А. Контакты на
разных уровнях. М., 1988. С. 155.
[44]
Брук П. Пустое пространство. М., 1976. С. 56 – 57.
[45] Захаров М.А. Контакты на
разных уровнях. М., 1988. С. С. 47.
[46] См., например: Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и
писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991; Бобылева А.
Л. Хозяин спектакля: Режиссерское искусство на рубеже XIX – XX
веков. М., 2000.
[47] «Главный» здесь означает
то, что спектакль и есть момент подлинного осуществления театра как искусства;
и то, что именно этот диалог-встреча авторов спектакля со зрителями служит
окончательным критерием успешности и всех предыдущих диалогов, подготавливающих
этот – главный.
[48] К.С. Станиславский «Работа актера над собой» www.lib.ru/CULTURE/STANISLAWSKIJ/akter.txt#0
[49] К.С. Станиславский
«Работа актера над собой» www.lib.ru/CULTURE/STANISLAWSKIJ/akter.txt#0
[50] Там же.
[51] Там же.
[52]
Станиславский
К. С. Собр. соч., 1957, т. 2, с. 51—52.
[53] Там же.
[54] Станиславский К.С. Собр.
соч., Т. 1, 1954, С. 284
[55] См.: Бобылева А. Л.
Хозяин спектакля: Режиссерское искусство на рубеже XIX
– XX веков. М., 2000. С. 7.
[56] Мейерхольд Вс. Э. Из
беседы с режиссерами периферийных театров. В кн. Творческое наследие В. Э. Мейерхольда.
М. 1978. С. 85
[57] Там же. С. 94.
[58] Мейерхольд Вс. Э.
«Последний решительный». Из беседы с участниками спектакля. В кн. Творческое наследие
В. Э. Мейерхольда. М. 1978. С. 70.
[59] Мейерхольд Вс. Э. Об
антракте и о времени на сцене. В кн. Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М.
1978. С. 47.
[60] Силантьева И. И.
Эзотерическая философия Г. И. Гурджиева и биомеханика В. Э. Мейерхольда
//Психология художественного творчества. Минск, 1999. С. 678.
[61] Цит. по Шахматова Е. В.
Искания европейской режиссуры и традиции Востока. М. 1997. С. 106
[62] Там же. С. 101-102.
[63] Шахматова Е.В. Искания
европейской режиссуры и традиции Востока. М., 1997. С. 99-100.
[64] Цит. по Бобылева А. Л.
Хозяин спектакля. М., 2000. С. 107.
[65]
См.: Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1968. С. 164.
[66]
А именно такое критическое отношение, по мнению Брехта, совершенно необходимо,
потому что только с критической точки зрения актер может представить своего
персонажа так, чтобы и зритель отнесся к происходящему критически. И, в
конечном итоге, только такое отношение должно пробудить в зрителе желание преобразовать
этот мир и помочь понять, как это следует сделать.
[67]
Брехт Б. Театр. Т.5, кн. 2. М., 1965. С. 133.
[68] Ортега-и-Гассет Х. Мысли
о романе. – В кн.: Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
С.271.
[69] Там же. С. 272.
[70] Слово
"органон" (греч. "орудие, инструмент") у последователей
Аристотеля означает логику как орудие научного познания.
[71] А удовольствие, по утверждению самого Брехта,
это - наиболее общая и благородная задача учреждения, именуемого «театром».
[72] Брехт Б. Малый Органон в
Кн.: Театр. Т. 5, кн. 2. С. 189.
[73] Брехт Б. Театр. Т.5,
кн. 2. М., 1965. С. 72.
[74] Там же. С. 102.
[75] Там же. С. 134.
[76] Там же. С. 142.
[77] Эпос (греч.
éżpos — слово, повествование, рассказ) < … > Эпосу, как и
драме, свойственно воспроизведение действия, развертывающегося в пространстве и
времени, — хода событий в жизни персонажей. Специфическая же черта Э.— в
организующей роли повествования. Носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает
о событиях и их подробностях как о чем-то прошедшем и вспоминаемом, попутно
прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к
рассуждениям. – БСЭ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 |