Дипломная работа: Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу
Заключение
В работе мы
рассмотрели основные законы и особенности театрального искусства и спектакля
как со-бытия, живого со-участия актеров и зрителей.
Спектакль –
сложное, многоплановое, синтетическое образование. В нем в органическом
единстве сочетаются работа режиссера, актеров, художников, композитора,
декоратора, звукооператора и т. д. Причем спектакль тем больше и вероятнее
становится законченным целым, тем вернее обретает смысловое единство, чем
раньше начинается именно совместная работа над ним художника-декоратора,
художника-костюмера, режиссера, актерской труппы.
В достижении
цели в театре участвуют все. В творческой группе, работающей над каким-либо
спектаклем, должны царить атмосфера креативности, взаимопонимания, готовности
прикладывать усилия, поступаться чем-то во имя общего дела, взаимной поддержки,
умения прислушаться к мнению (да и просто к голосу) другого человека.
Праздничность
театра видится нам в актуализации связей, позволяющих людям общаться, быть друг
с другом. Театр создает условия для этого праздничного общения людей, дарит им
эту «высшую» роскошь человеческого общения. Кроме того, он предлагает человеку
реальность, намного превосходящую реальность его «Я» и этим побуждает зрителя к
духовному росту.
Здесь важны и
игровые аспекты. Игровое изначально лежит в самой природе человека, в его
сущности. Актуальными для нас становятся такие атрибуты игры, как ее
неутилитарность, спонтанность, креативность. Игра – свободная деятельность
сущностных сил и способностей человека, не имеющая целей, лежащих вне самой
игры. Все эти характеристики сближают игру с театральным творчеством: оба эти
феномена преображают действительность и предоставляют людям (как актерам, так и
зрителям) тот или иной вид существования.
К
онтологическим особенностям театра следует отнести и особые отношения ко
времени и пространству в театре. Творение «второй реальности» пьесы требует
особых сценических пространства и времени. Работа средств художественной
выразительности так или иначе призвана воссоздавать сценические пространство и
время по особым законам. Здесь для нас непреходящую значимость имеют положения,
выработанные философской герменевтикой и диалогической философией. Встреча
лицом к лицу с произведением искусства – это всегда диалог автора и
воспринимающего. Всякий раз вновь восстанавливаемая связь времен, независимо от
того, в какую эпоху было создано произведение. И, пожалуй, в высшей степени это
может быть отнесено к театральному искусству. Неиссякаемым источником
креативности здесь служит возможность постоянных новых интерпретаций текстов,
написанных разными драматургами в разные эпохи. Режиссер также становится
автором произведения. Чудо и магия театрального события – в том, что творцами,
активными участниками, акторами становятся опять-таки все присутствующие на
спектакле – публика, актеры, режиссер, автор пьесы.
Все
исследованные особенности и закономерности театра как вида искусства подводят
нас к признанию его диалогичности. К театральному искусству в полной мере
относится высказывание М. Бахтина о первичности диалога по отношению к любому
произведению искусства. Диалог выступает как условие и «механизм» порождения
самого произведения.
Диалог – это
всегда еще и некое поле, пространство, возделываемое в ходе беседы, разговора,
языкового общения. Подлинное общение всегда изменяет его участников, в ходе
диалога всегда что-то происходит – обмен идеями, информацией, эмоциями,
мнениями, смыслами. Но, разумеется, диалог – это не только языковой феномен. В
театральном действии, пожалуй, более важным является «энергетический обмен» -
некая динамика, которой подвержены все присутствующие на событии спектакля –
актеры, режиссер, зрители, работники сцены… Движение этих «потоков» не всегда
возможно «вербализовать», описать и выразить в общепринятых словах, а тем более
– измерить, но от этого оно не становится менее реальным и ощутимым.
Можно
сказать, что философия выводит нас на бытийный уровень события
спектакля; цель же психологии – описать и сделать для нас более понятными
существование, способ бытования, действования пьесы, «механизмы» ее разворачивания
во времени.
На примерах
творческих поисков величайших деятелей театра, новаторов в области театральной
жизни и искусства (в нашей работе представлены К. С. Саниславский, Вс. Э.
Мейерхольд, Б. Брехт, А. Арто) можно проследить, как театр начала ХХ века
становится диалогичным и насколько самобытны пути построения диалогов в разных
театральных школах.
Меняются отношения драматурга и режиссера, режиссера и актера,
театра и его зрителя. Впервые в ХХ веке на театре значительной фигурой стал
режиссер. Он уже не просто «разводит» актеров, он объединяет весь творческий
коллектив спектакля, он интерпретирует автора и помогает актерам понять его
сверх-сверхзадачу, сверхзадачу роли, он простраивает спектакль. Эта мысль, так
или иначе, содержится в высказываниях и Станиславского, и Мейерхольда, и Арто.
В наименьшей степени подтверждение этому находится у Брехта, но это, на наш
взгляд, потому, что сам Брехт видит себя, прежде всего, драматургом, а не
режиссером. Однако смелая теоретическая театральная концепции Брехта обращена к
режиссерскому мышлению, и реформирование театра невозможно без активного
режиссерского начала.
Становясь проводником «сверх-сверхзадачи» автора, режиссер должен
искать выразительные средства, способные донести ее до зрителя, вызвать в нем
ответный отклик. В достижении диалога с публикой - основная задача режиссера, к
этому диалогу каждый из них стремится и находит свой путь. «Вчувствование» и
«перевоплощение» актера, вызывающее «со-переживание» зрителя у Станиславского.
Условный метод, прибегающий к фантасмагории и гротеску, чтобы разбудить
фантазию зрителя – «четвертого творца» на театре. Даже брехтовский «эффект
очуждения» и критическое отношение актера к персонажу, апеллирующее к разуму
зрителя и активности его социальной позиции. И, наконец, жестокая реальность, вызывающая
страх у зрителя-соучастника и которая создает ситуацию экзистенциального
взывания шокированного зрителя к самому себе. Диалог как начало и условие
театрального искусства модифицируется – теперь часто это противоречие,
граничащее с разрушением субъекта. Здесь крайний случай – «театр жестокости»
Арто, не случайно, он сам в конце жизни оказался в лечебнице для
душевнобольных.
Необходимо
акцентировать, что автору из всех описанных в работе концепций наиболее близка
концепция театра переживания. Но так как современный театр не догматичен
актеру, придерживаясь принципов системы Станиславского, порой приходится
прибегать и к элементам других школ актерского мастерства. И все же за основу
своей театральной практики мы берем систему Станиславского.
Вступить в диалог со зрителем – затронуть его чувства, разум,
фантазии или страхи, чтобы изменить тем самым зрителя, мир и самих себя. Театр
– живое действие. Событие, происходящее в течение нескольких часов в зрительном
зале – особый, ни с чем не сравнимый способ совместного проживания вот этого,
данного нам здесь и сейчас куска жизни. Создание совершенно особой ткани Бытия,
совершенно исключительной ситуации. Человек становится причастным к Бытию
особым образом. Это хорошо понимали такие авторы, как М. Хайдеггер, Г.-Г.
Гадамер. Поэтому вполне справедливо, на наш взгляд, говорить об особой
онтологии театра, не покидая поля психологической проблематики театрального
искусства.
Третья глава
работы показывает, что театральное искусство выступает мощным средством и
фактором социализации индивида. Глубокий интерес вызывает у нас и тот факт, что
многие психологи и философы ХХ века видят в театральном представлении, действе
мощную социальную и духовную «терапию», способную излечить многие душевные
болезни современного человека, преодолеть отчуждение человека от своей жизни,
от самого себя, от своих близких и друзей, от работы. Особый интерес
представляет концепция психодрамы Якоба Морено, подробно рассмотренная в нашем
исследовании.
Театр, как
всякое искусство, изначально диалогичен. «Сверх-сверхзадача», употребляя термин
Станиславского, любого художника – обращение к своему реципиенту, к чувствам,
разуму и духовному опыту воспринимающего. Театр диалогичен как всякое
исполнительское искусство. Здесь ситуация диалога обостряется в силу сиюминутности
сообщения художественного произведения, не позволяющей зрителю, слушателю оставаться
безучастным; это «здесь-и-сейчас» настойчиво требует отклика и со-участия. В
чем же специфика и уникальность собственно театрального диалога?
Во-первых, в
том, что актер одновременно и исполнитель, и инструмент – трактуя вместе с
режиссером автора, актер в то же время ищет в своем эмоциональном и духовном
опыте подсказки для создания достоверного образа. Актер строит роль - вопрошая
автора, он знакомится с «другим» (персонажем), обращаясь к себе самому он
отыскивает то, что делает «другого», а значит «чужого» - «близким», «своим». Так
он перевоплощается.
Во-вторых, в особой
«второй реальности», которая появляется в результате совместных усилий всех
создателей спектакля, в диалоге режиссера с автором, композитором, художником и
актерской труппой. Эта «вторая реальность» не совпадает с окружающей нас
действительностью, но от этого не менее реальна, возможно, что на театре
«вторая реальность» даже более реальна, чем в других видах искусства. Чтобы в
полной мере насладиться музыкой, необходимо обладать хорошо развитым
воображением и ассоциативным мышлением, кроме того, музыка это (по
преимуществу) акустические впечатления; условность живописной реальности
подчеркивает фиксация единственного момента жизни и золоченая рама и, опять-таки,
живопись это (в первую очередь) визуальные впечатления. Печатное слово, лишенное
как акустического, так и визуального воздействия, тем не менее, на наш взгляд,
наиболее реалистично, и столь же сильно зависит от воображения. Реалистичность же
театрального действия максимальна – это выражается и в длящемся действии, и в
конкретике образов, и в узнаваемости бытовых деталей. И хотя зритель все же
постоянно помнит о том, что это специально организованное представление, все
здесь устроено таким образом, чтобы зритель поверил в реальность происходящего
на сцене. Усилению этой реалистичности театрального действия способствует
энергетический поток незнаковой информации, который исходит от актеров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 |