Дипломная работа: Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу
Создание же такового образа в конечном итоге служит главной цели театрального
творчества – вовлечению зрителя в процесс сопереживания, в акт события. Миру
нужен театр, соразмерный жизни. Театру, в свою очередь, нужен мир, который
легко поставить вровень с искусством.
В работе мы
рассматриваем основные законы и особенности театрального искусства и спектакля
как события, живого соучастия актеров и зрителей. При этом мы использовали и
постоянно старались удержать не одностороннее, а многомерное видение и
измерение проблемы, учесть специфику философского и психологического подходов.
Первая глава
работы выделяет и рассматривает основные признаки и сущностные особенности
театрального искусства и театрального действа как события. Здесь отмечаются
прежде всего следующие его особенности. «Сиюминутность» спектакля, его жизнь
здесь и сейчас, на наших глазах. Театральное действие происходит, случается в
настоящий момент, каждый раз заново.
Далее,
спектакль – сложное, многоплановое, синтетическое образование. В нем в
органическом единстве сочетаются работа режиссера, актеров, художников,
композитора, декоратора, звукооператора и т. Д. Причем спектакль тем больше и
вероятнее становится законченным целым, тем вернее обретает смысловое единство,
чем раньше начинается именно совместная работа над ним художника-декоратора,
художника-костюмера, режиссера, актерской труппы.
Третья
особенность искусства театра – его ансамблевый характер. В достижении цели в
театре участвуют все. В творческой группе, работающей над каким-либо
спектаклем, должны царить атмосфера креативности, взаимопонимания, готовности
прикладывать усилия, поступаться чем-то во имя общего дела, взаимной поддержки,
умения прислушаться к мнению (да и просто к голосу) другого человека.
Первая же
глава исследует основные бытийные (онтологические) характеристики феномена
театра. К ним относятся праздничность, не-обыденность, неутилитарность события
спектакля. Праздничность его видится нам в актуализации связей, позволяющих
людям общаться, быть друг с другом. Театр создает условия для этого
праздничного общения людей, дарит им эту «высшую» роскошь человеческого
общения.
Здесь же
раскрывается игровое начало театрального действа. Игровое изначально лежит в
самой природе человека, в его сущности. Актуальными для нас становятся такие
атрибуты игры, как ее неутилитарность, спонтанность, креативность.
К
онтологическим особенностям театра следует отнести и особые отношения ко
времени и пространству в театре. Творение «второй реальности» пьесы требует
особых сценических пространства и времени. Работа средств художественной
выразительности так или иначе призвана воссоздавать сценические пространство и
время по особым законам. Здесь для нас непреходящую значимость имеют положения,
выработанные философской герменевтикой и диалогической философией. Встреча
лицом к лицу с произведением искусства – это всегда диалог автора и
воспринимающего.
Все
исследованные особенности и закономерности театра как вида искусства подводят
нас к признанию его диалогичности. К театральному искусству в полной мере
относится высказывание М. Бахтина о первичности диалога по отношению к любому
произведению искусства. Диалог выступает как условие и «механизм» порождения
самого произведения.
Основные
законы, по которым происходит актерская работа – создание образа, действие.
Подвергаются анализу и основные закономерности восприятия спектакля зрителем.
Мы попытаемся в своей работе проанализировать, с одной стороны, психологию
театрального искусства как частный случай психологии творчества; с другой
стороны – рассмотреть ее как специфическое, уникальное явление духовной жизни
человека, не имеющее аналогов в культуре.
Можно
сказать, что философия выводит нас на бытийный уровень события
спектакля; цель же психологии – описать и сделать для нас более понятными существование,
способ бытования, действования пьесы, «механизмы» ее разворачивания во времени.
Важным для
нас в этом отношении является то, что театральное искусство является способом и
формой познания мира. В ходе пьесы всегда происходит открытие нового. Стремление
к этому прорыву, прыжку в неизведанное – то, что К. С. Станиславский назвал
сверх-задачей актера.
Во второй
главе мы стараемся показать, как все перечисленные особенности и законы
искусства театра открываются и осмысливаются величайшими деятелями театра,
новаторами в области театральной жизни и искусства. Мы считаем, что К. С.
Станиславский, Вс. Э. Мейерхольд, Б. Брехт и А. Арто (этот список может и
должен быть продолжен, но наш анализ в данном случае ограничен рамками
дипломной работы), каждый на свой лад, каждый – доступным ему художественным
языком и иными средствами старались донести до нас великие истины об искусстве
– то, что главное в театре – живой контакт, диалог, соучастие и со-размышление.
Пожалуй, даже со-причастность Бытию (в смысле, близком тому, как ее понимал М.
Хайдеггер).
Третья глава
работы исследует театр как социальный феномен. Мы показываем, что театральное
искусство выступает мощным средством и фактором социализации индивида. Глубокий
интерес вызывает у нас и тот факт, что многие психологи и философы ХХ века
видят в театральном представлении, действе мощную социальную и духовную
«терапию», способную излечить многие душевные болезни современного человека,
преодолеть отчуждение человека от своей жизни, от самого себя, от своих близких
и друзей, от работы. Особый интерес представляет концепция психодрамы Якоба
Морено, подробно рассмотренная в нашем исследовании.
1.
Театр
как сфера диалога
2.2
Основные черты
особенности театра как вида искусства. Особенности театрального действия
Рассмотрим
основные особенности театрального искусства, важные с точки зрения философского
подхода и наиболее важные для нашего исследования.
Во-первых,
это ситуация «здесь и сейчас» играемого спектакля; действие происходит,
случается в настоящий момент. Само слово «действие»[5]
как одно из важнейших в театральном искусстве понятий подразумевает
сиюминутность происходящего. Первый же смысл, вкладываемый и раскрываемый в
понятии «действие» - длительность, протяженность, процесс, развернутый во
времени. Эта особенность свойственна вообще исполнительскому искусству. Нет
музыки до или после исполнения – есть нотная партитура, где символами
обозначена высота, длительность и последовательность воспроизведения звуков тем
или иным инструментом. Музыка начинается тогда, когда музыкант в определенной
последовательности извлекает из своего инструмента звуки указанной высоты и
длительности. То же и на театре – нет действия до или после действия. Спектакль
случается в самый момент действия и заканчивается с закрытием занавеса.
При этом актерская партитура, в отличие от партитуры музыкальной, не поддается
фиксированию символами во всей своей полноте, многие нюансы ускользают, не имея
даже словесного обозначения. Это связано с еще одной абсолютно уникальной
особенностью театрального творчества: актер объединяет в своем лице и
исполнителя, и инструмент.
Создатель
драматического образа – человек из плоти и крови, и здесь действуют совсем особые
законы. Творец и его творение неразделимы. Только обнаженный актер в какой-то
мере походит на инструмент как таковой, скажем, на скрипку, и только в том
случае, если он обладает безупречной классической фигурой, не изуродованной
брюшком или кривыми ногами. Балетный танцовщик иногда приближается к этому
идеалу, поэтому он может воспроизводить определенные позы, не привнося в них
свои личные особенности и не искажая их внешними проявлениями жизни. Но в ту
минуту, когда актер надевает платье и начинает произносить какие-то слова, он
вступает на зыбкую почву самовыражения и бытия, доступную также его зрителям[6].
М. Захаров, в
свою очередь, признает: «Основная ценность театра — актерский организм,
обладающий мощной энергетикой и гипнотической заразительностью, развивший свои
нервные, психические ресурсы до высоких степеней, неподвластных строго научному
измерению»[7]. Воздавая
должное замечательному режиссеру, все-таки оговоримся здесь, что мы не
придерживаемся в данной работе такого «органистического» или даже
«натуралистического» подхода к феномену актерского искусства. Мы стараемся
описать и проанализировать его средствами современных психологии и философии.
Возвращаясь к
сиюминутности театрального творчества, можно предположить, что, вероятно,
именно в силу того, что все происходящее на сцене происходит здесь и сейчас, на
глазах зрителей в сочетании с максимальной достоверностью, достигаемой
мастерством актера, и возникает ощущение невероятной близости, реальности
событий, разворачивающихся на сцене, что и заставляет зрителя остро, ярко,
искренне со-переживать живым, реальным героям.
Вторая
отличительная черта театрального искусства заключается в том, что это искусство
синтетическое. Конечно, в многообразии современных театральных форм
имеют место спектакли, где вообще не используется музыка и (или) в исполнении
декораций и костюмов артистов доминирует принцип аскетизма или полного их
отсутствия (что, впрочем, вряд ли возможно, так как артисты должны все-таки
быть во что-то одеты, а любое одеяние в этом случае уже результат творческого
акта), но это скорее факты исключительных экспериментов. Как правило же, в
спектакле существует звуковое оформление помимо речи актеров и сценическое
пространство, решенное определенным образом. Роль творчества композитора и
художника в процессе создания спектакля лишь весьма условно можно назвать
вторичной по отношению к работе режиссера спектакля, так как часто смыслы
рождающегося действия создаются именно в плотном сотрудничестве режиссера с
художником и композитором.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 |