рефераты рефераты
Главная страница > Дипломная работа: Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу  
Дипломная работа: Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Дипломная работа: Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу

Поэтому, в третьих, специфика театрального диалога во властном и требовательном вовлечении зрителя в со-участие непосредственно здесь и сейчас происходящим с конкретными людьми событиям. «Вторая реальность» сценического действия оказывает некое, почти гипнотическое, воздействие. Благодаря вчувствованию и со-переживанию, зритель, будучи подготовленным и расположенным, вступает в диалог с актерами (а через них и с авторами спектакля) с одной стороны, и с самим собой, с другой. На зрителя возлагается довольно большая ответственность и труд – в рамках строго ограниченного времени он вместе с героями спектакля проживает целую жизнь – воспринимает, реагирует, чувствует как персонажи, вместе с ними размышляет, принимает решения и переживает последствия своих деяний. Нет возможности ни прерваться, ни отойти, чтобы отдохнуть, а после вернуться. Этот путь надо пройти от начала и до конца[107].

Театральное действие все сплошь диалог: взывание действий актеров, сообщение компонент оформления – восприятие этого взывания, сообщения зрителем и его отклик на действия персонажей (встречное сообщение) – восприятие актерами энергетического сообщения зрительного зала, новое сообщение со сцены в зрительный зал с учетом его реакции и так далее[108]. Со-бытие спектакля немыслимо без зрителя-творца, а таковым он становится только включаясь в диалог. Создать эту ситуацию диалога, как экзистенциального вопрошания и есть задача режиссера, актеров и всех авторов спектакля.

Повторение, представление, соучастие. Эти слова суммируют 3 элемента, каждый из которых необходим для того, чтобы событие на сцене состоялось. Но суть еще отсутствует, потому что любые 3 слова статичны, любая формула – неизбежная попытка установить правду навсегда. Правда же в театре – всегда в движении. Этими словами П. Брука мы хотели бы завершить работу, оставляя широкие горизонты и перспективы для дальнейшей работы.


Список литературы

1.  Аристотель. Поэтика. В кн.: Аристотель. Собр. соч. в 4 томах. Т. 4. М., 1983.

2.  Арто А. Театр и его двойник. СПб., 2000

3.  Бахтин М.М. К философии поступка. - В кн.: Философия и социология науки и техники. М., 1986. С 80 – 160.

4.  Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

5.  Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

6.  Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. / Собрание сочинений. М., 1992. Т. 1.

7.  Берлянд И. У. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.

8.  Берн Э. Люди, которые играют в игры; Игры, в которые играют люди. Минск, 1999.

9.  Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность). – В кн.: Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск, 1999. С. 465 – 503.

10.  Бобылева А.Л. Хозяин спектакля: Режиссерское искусство на рубеже XIX – XX веков. М., 2000.

11.  Брехт Б. Театр. М., 1965, Т. 5 Кн. 2

12.  Брук П. Пустое пространство. М., 1976.

13.  Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.

14.  Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону, 1998.

15.  Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.

16.  Гадамер Г.-Г. Неспособность к разговору. // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

17.  Гадамер Г.-Г. О праздничности театра. // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 157 – 163.

18.  Гегель Г.В Лекции по эстетике. В 2 т. Том II. СПб., 1999.

19.  Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

20.  Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. СПб., 2000.

21.  Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л., 1990.

22.  Добринская Е.И. Связь искусства и игры в культуре. – В кн.: Искусство в системе культуры. М., 1987.

23.  Захаров М.А. Контакты на разных уровнях. М., 1988.

24.  Захаров М. А. Суперпрофессия. М., 2000.

25.  Изволина С.А. Театр и философия. М., 1988.

26.  Клименко Ю.Г. Театр как практическая психология. – В кн.: Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск, 1999. С. 689 – 730.

27.  Кормин Н.А. Онтология эстетического М., 1992.

28.  Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 1999.

29.  Крэг Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988.

30.  Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Морено. М., 1994.

31.  Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы. – В кн.: Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. С 352 – 366.

32.  Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М., 1985.

33.  Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001

34.  Ортега-и-Гассет Х. Мысли о романе. – В кн.: Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 260 – 295.

35.  Пави Р. Словарь театра. М., 1991.

36.  Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство. Свердловск, 1990.

37.  Росинская Е. Искусство как средство общения. М., 1985.

38.  Рудницкий К.Л. Театральные сюжеты. М., 1990.

39.  Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

40.  Семенов В.Е. Социальная психология искусства. М., 1988.

41.  Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.

42.  Современный философский словарь. М.; Бишкек; Екатеринбург, 1996.

43.  Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Собр. соч. Т. 1. М., 1954.

44.  Станиславский К.С. Работа актера над ролью. Собр. соч. Т. 2. М., 1954.

45.  Столович Л.Н. Искусство и игра М., 1987.

46.  Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстетической аксиологии. М., 1944.

47.  Сундукова В.Н. Поэтика искусства актера. Ташкент, 1988.

48.  Сурина Т.М. Станиславский и Брехт. М., 1975.

49.  Творчество в искусстве – искусство творчества. М., 2000.

50.  Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Толстой Л. Н. Литература. Искусство. М., 1978.

51.  Философия и социология науки и техники. М., 1986.

52.  Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

53.  Финк Е. Основные феномены человеческого бытия. – В кн.: Проблемы человека в западноевропейской философии. М., 1988.

54.  Фромм Э. Здоровое общество. – В кн.: Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. М., 1995.

55.  Фромм Э. Иметь или Быть? Рига, 1990.

56.  Хайдеггер М. Искусство и пространство. – В: Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.

57.  Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. – В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 327 – 345.

58.  Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. - В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 192 – 220.

59.  Хёйзинга Й. Homo Ludens; В тени завтрашнего дня. М., 1992.

60.  Художественное творчество и психология. М., 1991.

61.  Шахматова Е.В. Искания европейской режиссуры и традиции Востока. М. 1997.

62.  Шведерский А.С. Можно ли учить тому, чему нельзя научить? – В кн.: Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск, 1999. С. 387 – 399.

63.  Шеллинг Ф В. Философия искусства. М., 1966.

64.  Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: о литературном развитии XIX – XX вв. М., 1988.

65.  Ясперс К. Духовная ситуация времени. – В кн.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 288 – 419.


[1] Захаров М.А. Контакты на разных уровнях. М., 1988. С. 30.

[2] Захаров М. А. Суперпрофессия. М., 2000. С. 44.

[3] Разумеется, актер драматический также должен обладать определенной, специфической техникой, но она служит лишь средством, позволяющим наиболее достоверно передать переживания персонажа пьесы, тогда как одна из задач оперного или балетного артиста именно демонстрация техники (пения или танца), задачи же техники драматического исполнения при этом нивелируются, отходят на второй план и даже могут вовсе не ставится перед актером.

[4] Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. В 2 т. Том II. СПб., 1999. С. 493.

[5] На театре слово «действие» используется в нескольких смыслах. Во-первых, в самом общем смысле, это синоним спектакля – действие как разворачивающееся во времени целостное полотно, совокупность действий всех участников спектакля (актеров, звуко- и светооператоров). Во-вторых,  действие, как часть пьесы (например, «Действие (Акт) первое, Явление третье.) В-третьих, действие это та первичная, нерасчленяемая единица деятельности актера на сцене из которой складывается сценическое полотно.

[6] Брук П. Пустое пространство. М., 1976. С. 46.

[7] Захаров М. Суперпрофессия. М., 2000. С. 77.

[8] См.: Брук П. Пустое пространство. С. 159.

[9] Брук П. Пустое пространство. С. 178 – 179.

[10] Гадамер Г.-Г. О праздничности театра. – В: Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного М., 1991. С. 24.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21

рефераты
Новости