рефераты рефераты
Главная страница > Дипломная работа: Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)  
Дипломная работа: Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Дипломная работа: Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)

Много лет прошло, а человечество все еще бьется над вечной про­блемой добра и зла. По-своему оно распутывает узлы, в которые на­крепко связаны эти ипостаси человеческой натуры. Его влекут к себе роковые связи добра и зла, их нерасторжимость и взаимозависимость. Вклад М. Булгакова в эту тему прослеживается буквально на каждой странице романа «Мастер и Маргарита».

Автор «Пирамиды» полагает, что паритет добра и зла, созданный Творцом, нарушен. Зло вытесняет добро и готово торжествовать свою победу. Человечество вместо нравственного совершенствования погружается в бездуховность и распущенность. Люди оказываются нестойкими к соблазнам, проявляют непомерные амбиции и потребности. Более того, Святая Русь, проходящая через страдания, очищение и возмездие за неисполненные надежды, может стать зеркалом процесса самоуничтожения цивилизации. Протяженность его может включать несколько столетий, но важно то, что он уже совершается на наших глазах.

Л. Леонову как художнику и мыслителю всегда были близки библейские тексты, не только канонические, но и апокрифические, — у него немало реминисценций из Ветхого и Нового Заветов, скрытых цитат, аллюзий, неожиданных отсылок, наме­ков, «ловушек» и т. п. К апокрифам же он относился с повышенным вниманием и огромным уважением: ведь они нередко дают в руки скрытые, утерянные, забытые, занесенные песком времени или искаженные недоброжелательством подробности, какие бесконечно важны и настолько драгоценны, что пренебрегать ими, по мнению писателя, никак нельзя. Если под этим углом перечитать леоновские произведения, начиная с ранних, а наше время подталкивает к такому перепрочтению, то можно увидеть, что экзистенциальные, эсхатологические и сугубо теологические проблемы, темы и мотивы были свойственны ему на протяжении всего творчества.

Л. Леонов писал роман-предуп­реждение, будучи уверенным, что еще более страшная, чем, может быть, окончательная Катастрофа уже вплотную придвинулась к человечеству. Он писал «Пирамиду»,  и его тревогу воспринимал как личное откровение, переданное ему через цепочку поколений.

И, наконец, что, может быть, самое главное, и у Булгакова, и у Л. Леонова весь видимый подразумеваемый мир опасно накренен в сторону всеобщей приближаю­щейся беды.

Роман Л. Леонова и М Булгакова мы можем воспринять как заклятье от беды, но Л. Леонов уже не питает никаких иллюзий относительно будущего. Все дело в том, что человечество давным-давно, а в наше время окончательно «преступило меру». Такое впечатление, что уже подъяты трубы Страшного Суда. По Л. Леонову, следующему за Енохом, отзвуки «мятежа» докатываются и до нашего времени — грозно, апокалипсически оживают в наши дни. Как бы ни относиться к этому  сюжету», он живет в романе и предвещает вплотную приблизившиеся «сроки».

Во времена Еноха все же были еще «сроки» — и земные, и небесные.

Во времена «Пирамиды» Ангел уже отлетел от Земли. Сроки кончились. На часах Человечества — половина девятого вечера.

Противостояние добра и зла всегда вызывало интерес у людей. Эту проблему пытались осмыслить многие философы, деятели церкви, поэты и прозаики. Особый интерес данная проблема вызывала у человечества в переломные эпохи, когда происходила ломка старых устоев, законов и порядков, а также в годы кровавых войн, которые часто ассоциировались в сознании людей с картинами армагедона, нарисованными в Откровении святого Иоанна Богослова. Не стал исключением и ХХ век, породивший немало сложных и драматических явлений в духовных исканиях общества.


Список литературы

Источники

1.Библия – Международное Библейское общество, 1990.

2.История всемирной литературы. В 9-ти т.,Т.1 / Под ред. И.С.Брагинского, Н.И. Балашова, П.А.Гринцер.- М.: Наука,1983.- 583с.

3.Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т.– М.- Просвещение, 1987. -593с. 

4.Философский энциклопедический словарь/Под ред. И. С. Аверинцева, Э.А.Араб – Оглы, Л.Ф.Ильичева и др..- 2-е изд.- М.:Сов.энциклопедия, 1989.- 815с.

5.Энциклопедия философской науки .В 3 т., М.: Просвещение,1999.

6.Булгаков М. Адам и Ева./ М.Булгаков  Кабала святош. Роман, пьесы, либретто. – М.- Просвещение , 1991. –161с

7.Булгаков М.А. Избранная проза./ М.Булгаков – Фрунзе, 1988. –  763с.

8.Булгаков М. Мастер и Маргарита. // Булгаков М. Избранная проза. – Фрунзе, 1988. – 359с.

9. Леонов Л.М.Пирамида: Роман в 2 томах/ Л.И.Леонов - М.: Голос, 1994.

10.Бердяев Н.А. Творчество и объективация./ Н.А.Бердяев -  Минск, 2000.-283с.

11.Бунин Н.А.. Великий дурман/ Н.А.Бунин - . М., 1997.-  113.с

12.Ильин И.А. Историческая судьба и будущее России. Т. 1./ И.А.Ильин -  М., 1992.-246с.

13.Воронина В.С. Сис­тема неопределенностей в романе «Пирамида»/ В.С.Воронина -М.,1998 - 132с.

14.Грознова Н.А. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы/Н.А.Грознова -  Л.,1980 - 152с

15Лесскис Г. Последний роман Булгакова // Булгаков М. А. Собр. Соч. в 5-и т. Т. 5. Мастер и Маргарита; Письма. – М., 1990 –616с.

16.Книга для чтения по истории философии. В2 т. Т.1 -М.:Просвещение,1992.

17.Ковалев В.А.В ответе за будущее: Леонид Леонов. Исследования и материалы./ В.А.Ковалев - М.,1989.- 152с.

18.Ренан  Э.Жизнь Иисуса /Э..Ренан  -  М.,1990- 261с.

 19.Русская литература XX века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х ч.- Ч.1/ Под ред. Ф.Ф. Кузнецова.: М.- Просвещение, 1991.- 351с.

20.Франк С.М. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной
философии./ C.М.Франк -  Париж, 1949. – 125с.

21.Булгакова, Е.С. Михаил Булгаков. Переписка по поводу пьесы Последние дни. //Вопросы литературы, - 1965-№3-С.51.

22.Галинская И. Ключи Даны! Шифры Михаила Булгакова // Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., 1989 – С. 287

23.Овчаренко О.Роман Леонида Леонова «Пирамида» и мировая литература /О.Овчаренко  – М.:Бином-195с.

24.Паустовский К. Наедине с осенью./ К.Паустовский – М.: Просвещение, 1967. – 150с.

25.Вахитова Т.М.Поэтика Л.Леонова и художественная картина мира ХХ века / Русская литература - 2001-№4 – С.236

26.Бэлза И.Ф. Партитуры Михаила Булгакова // Вопросы литературы. – 1991. –№8-  С.5

27.Зеркалов А. Лежащий во зле мир// Знание – сила – 1991- №5 – С.34- 40

28.Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. – 1968. - № 6. С. 299.

29.Лобанов М. Бремя «Пирамиды»/ Молодая гвардия 1994- № 9- С.248

30.Любомудров А.М. Суд над творцом: «Пирамида» Л.Леонова в свете христианства /Русская литература- 1999-№4- С.68

31.Макарова Г. Откуда взялась банда Воланда // Молодая гвардия – 1995 -№7 – С.225

32.Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия./Б.В.Соколов – М.:Просвещение, 1997. – 393с.

33.Станкевича О.В.Мо­тив чуда в романе «Пирамида»/ О.В.Станкевич- М,2002- 151с.

34.Федоров В.С. По мудрым заветам предков: религиозно – философский феномен романа Л.Леонова «Пирамида»-//Русская литература – 2004 -  №4 - С.46

35.Филатова А.И. «Ангел Дымков» / Русская литература -2000-№4-С34

36.Чеботарева 1974: Чеботарева, В. Л. К истории создания Белой гвардии//. Русская литература- 1974- № 4 – С.148-152.

37.Чудакова, М. К творческой биографии М. Булгакова 1916-1923 (по материалам архива писателя)//. Вопросы литературы -  1973-№7- 226с.

38.Шошин В.А. Михаил Булгаков в контексте XX в./ Русская литература 2001- №4- С.288

39.Куликова О.В. Особенности художественного осмысления философско – религиозной проблематики в современной прозе ( на материале русской и адыгских литератур).Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Майкоп, 1997.- 154с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18

рефераты
Новости