Дипломная работа: Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
Много лет прошло, а человечество все еще
бьется над вечной проблемой добра и зла. По-своему оно распутывает
узлы, в которые накрепко связаны эти ипостаси человеческой натуры. Его влекут
к себе роковые связи добра и зла, их нерасторжимость и
взаимозависимость. Вклад М. Булгакова в эту тему прослеживается
буквально на каждой странице романа «Мастер и Маргарита».
Автор
«Пирамиды» полагает, что паритет добра и зла, созданный Творцом, нарушен. Зло
вытесняет добро и готово торжествовать свою победу. Человечество вместо
нравственного совершенствования погружается в бездуховность и распущенность.
Люди оказываются нестойкими к соблазнам, проявляют непомерные амбиции и
потребности. Более того, Святая Русь, проходящая через страдания, очищение и
возмездие за неисполненные надежды, может стать зеркалом процесса
самоуничтожения цивилизации. Протяженность его может включать несколько
столетий, но важно то, что он уже совершается на наших глазах.
Л. Леонову как художнику и мыслителю всегда
были близки библейские тексты, не только канонические, но и апокрифические, — у него немало
реминисценций из Ветхого и Нового Заветов,
скрытых цитат, аллюзий, неожиданных отсылок, намеков, «ловушек» и т. п.
К апокрифам же он относился с повышенным вниманием и огромным уважением: ведь
они нередко дают в руки скрытые, утерянные, забытые, занесенные песком времени или искаженные недоброжелательством
подробности, какие бесконечно важны и настолько драгоценны, что
пренебрегать ими, по мнению писателя, никак нельзя. Если под этим углом
перечитать леоновские произведения, начиная
с ранних, а наше время подталкивает к такому перепрочтению, то можно увидеть,
что экзистенциальные, эсхатологические и сугубо теологические проблемы, темы и мотивы были свойственны ему на протяжении
всего творчества.
Л. Леонов писал роман-предупреждение,
будучи уверенным, что еще более страшная, чем, может быть, окончательная Катастрофа уже вплотную придвинулась к
человечеству. Он писал «Пирамиду», и
его тревогу воспринимал как личное
откровение, переданное ему через цепочку поколений.
И, наконец, что, может быть, самое главное, и у Булгакова,
и у Л. Леонова весь видимый подразумеваемый мир опасно накренен в
сторону всеобщей приближающейся беды.
Роман Л. Леонова и М Булгакова мы можем воспринять как
заклятье от беды, но Л. Леонов уже не питает никаких иллюзий
относительно будущего. Все дело в том, что человечество
давным-давно, а в наше время окончательно «преступило меру». Такое впечатление,
что уже подъяты трубы Страшного Суда. По Л. Леонову, следующему за Енохом, отзвуки
«мятежа» докатываются и до нашего времени — грозно,
апокалипсически оживают в наши дни. Как бы ни относиться к этому сюжету», он живет в романе и предвещает вплотную
приблизившиеся «сроки».
Во времена Еноха все же
были еще «сроки» — и земные, и небесные.
Во времена «Пирамиды» Ангел уже отлетел от Земли. Сроки кончились.
На часах Человечества — половина девятого вечера.
Противостояние добра и зла всегда
вызывало интерес у людей. Эту проблему пытались осмыслить многие философы,
деятели церкви, поэты и прозаики. Особый интерес данная проблема вызывала у
человечества в переломные эпохи, когда происходила ломка старых устоев, законов
и порядков, а также в годы кровавых войн, которые часто ассоциировались в
сознании людей с картинами армагедона, нарисованными в Откровении святого
Иоанна Богослова. Не стал исключением и ХХ век, породивший немало сложных и
драматических явлений в духовных исканиях общества.
Список литературы
Источники
1.Библия – Международное Библейское
общество, 1990.
2.История всемирной литературы. В 9-ти
т.,Т.1 / Под ред. И.С.Брагинского, Н.И. Балашова, П.А.Гринцер.- М.: Наука,1983.-
583с.
3.Мифы народов мира: Энциклопедия: в
2 т.– М.- Просвещение, 1987. -593с.
4.Философский энциклопедический
словарь/Под ред. И. С. Аверинцева, Э.А.Араб – Оглы, Л.Ф.Ильичева и др..- 2-е
изд.- М.:Сов.энциклопедия, 1989.- 815с.
5.Энциклопедия философской науки .В 3
т., М.: Просвещение,1999.
6.Булгаков М. Адам и Ева./ М.Булгаков
Кабала святош. Роман, пьесы, либретто. – М.- Просвещение , 1991. –161с
7.Булгаков М.А. Избранная проза./ М.Булгаков
– Фрунзе, 1988. – 763с.
8.Булгаков М. Мастер и Маргарита. //
Булгаков М. Избранная проза. – Фрунзе, 1988. – 359с.
9. Леонов Л.М.Пирамида: Роман в 2
томах/ Л.И.Леонов - М.: Голос, 1994.
10.Бердяев Н.А. Творчество и
объективация./ Н.А.Бердяев - Минск, 2000.-283с.
11.Бунин Н.А.. Великий
дурман/ Н.А.Бунин - . М., 1997.- 113.с
12.Ильин И.А. Историческая
судьба и будущее России. Т. 1./ И.А.Ильин - М., 1992.-246с.
13.Воронина
В.С. Система неопределенностей в романе «Пирамида»/ В.С.Воронина -М.,1998
- 132с.
14.Грознова Н.А. Творчество Леонида
Леонова и традиции русской классической литературы/Н.А.Грознова - Л.,1980 -
152с
15Лесскис Г. Последний роман
Булгакова // Булгаков М. А. Собр. Соч. в 5-и т. Т. 5. Мастер и Маргарита;
Письма. – М., 1990 –616с.
16.Книга для чтения по истории
философии. В2 т. Т.1 -М.:Просвещение,1992.
17.Ковалев В.А.В ответе за будущее:
Леонид Леонов. Исследования и материалы./ В.А.Ковалев - М.,1989.- 152с.
18.Ренан Э.Жизнь Иисуса /Э..Ренан -
М.,1990- 261с.
19.Русская литература XX века:
Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х ч.- Ч.1/ Под ред. Ф.Ф. Кузнецова.: М.-
Просвещение, 1991.- 351с.
20.Франк С.М. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной
философии./ C.М.Франк - Париж, 1949. –
125с.
21.Булгакова, Е.С. Михаил
Булгаков. Переписка по поводу пьесы Последние дни. //Вопросы литературы, - 1965-№3-С.51.
22.Галинская И. Ключи Даны! Шифры
Михаила Булгакова // Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., 1989 – С. 287
23.Овчаренко О.Роман Леонида Леонова
«Пирамида» и мировая литература /О.Овчаренко – М.:Бином-195с.
24.Паустовский К. Наедине с осенью./ К.Паустовский
– М.: Просвещение, 1967. – 150с.
25.Вахитова Т.М.Поэтика Л.Леонова и
художественная картина мира ХХ века / Русская литература - 2001-№4 – С.236
26.Бэлза И.Ф. Партитуры Михаила
Булгакова // Вопросы литературы. – 1991. –№8- С.5
27.Зеркалов А. Лежащий во зле мир//
Знание – сила – 1991- №5 – С.34- 40
28.Лакшин В. Роман М. Булгакова
«Мастер и Маргарита» // Новый мир. – 1968. - № 6. С. 299.
29.Лобанов М. Бремя «Пирамиды»/
Молодая гвардия 1994- № 9- С.248
30.Любомудров А.М. Суд над творцом:
«Пирамида» Л.Леонова в свете христианства /Русская литература- 1999-№4- С.68
31.Макарова Г. Откуда взялась банда
Воланда // Молодая гвардия – 1995 -№7 – С.225
32.Соколов Б.В. Булгаковская
энциклопедия./Б.В.Соколов – М.:Просвещение, 1997. – 393с.
33.Станкевича
О.В.Мотив чуда в романе «Пирамида»/ О.В.Станкевич- М,2002-
151с.
34.Федоров В.С. По мудрым заветам
предков: религиозно – философский феномен романа Л.Леонова «Пирамида»-//Русская
литература – 2004 - №4 - С.46
35.Филатова А.И. «Ангел Дымков» /
Русская литература -2000-№4-С34
36.Чеботарева 1974:
Чеботарева, В. Л. К истории создания Белой гвардии//. Русская
литература- 1974- № 4 – С.148-152.
37.Чудакова, М. К творческой
биографии М. Булгакова 1916-1923 (по материалам архива писателя)//.
Вопросы литературы - 1973-№7- 226с.
38.Шошин В.А. Михаил Булгаков в
контексте XX в./ Русская литература 2001- №4-
С.288
39.Куликова О.В. Особенности
художественного осмысления философско – религиозной проблематики в современной
прозе ( на материале русской и адыгских литератур).Диссертация на соискание
ученой степени кандидата филологических наук. – Майкоп, 1997.- 154с.
|