рефераты рефераты
Главная страница > Дипломная работа: Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)  
Дипломная работа: Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Дипломная работа: Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)

Дипломная работа: Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)

Тема:Религиозные идеи романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и романа Л.Леонова «Пирамида»(сходство и отличие философско – христианских постулатов)

          

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Философско–религиозная модель романа М.А.Булгакова  «Мастер и Маргарита»

1.1. Влияние традиционных христианских воззрений на осмысление Булгаковым  философско–религиозных проблем…………………………….                   12

1.2. Осмысление нетрадиционных (еретических) мотивов в ткани романа……………………………………………………………………………  24

1.3. Философское осмысление романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»……………………………………………………………………...   39

Глава 2. Философско–религиозная модель романа Л.Леонова «Пирамида» 

2.1. Роман Л.Леонова в христианском прочтении (традиционные христианские воззрения)……………………………………………………….                     51

2.2. Еретический подтекст романа……………………………………….   67

2.3. Философские поиски  Л.Леонова в романе «Пирамида»………….. 78

Глава 3. Сходства и отличия в осмыслении философско–религиозных постулатов романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа Л. Леонова «Пирамида»……………………………………………………………………...  86

Заключение………………………………………………………………...   98

Литература………………………………………………………………..     103

Введение

К библейским  сюжетам, созданию образа  Христа, обращались  в  своем  творчестве такие   русские художники, как:    Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Л.Н. Андреев. Большое место эта тема занимала  и в произведениях  советских  писателей:  А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, пытавшихся  сопоставить  так  или  иначе  идеалы  революции   с  христианской  мечтой  о  пришествии «царствия  земного», царства  свободы  и  равенства, где  не  будет  уже ни  богатых, ни бедных, ни  их  мучителей, ни  притесненных. Образ  Иисуса  Христа  «в белом венчике  из  роз», идущего  впереди  отряда  красноармейцев, возникает  в  «Двенадцати» А.Блока. По-своему  интерпретируется  евангельское  сказание   о Христе  в  произведении  и  А.Белого  «Христос  воскрес»,  где, так  же  как  и у Булгакова, хотя и не столь  органично, связуются  между  собой два  стилевых  слоя - библейский  и  современный, А.Платонова  «Христос  и  мы», В.Князева «Красное  Евангелие» и  других  русских художников.

С особенной силой и откровением религиозные мотивы прослеживаются  в самых значительных и поистине эпохальных русских романах XX и  XXI веков «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и  «Пирамида» Л. Леонова.

    Роман «Мастер и Маргарита» можно одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Булгаков дает нам «роман в романе» и оба они объединены одной идеей — поисками нравственной истины и борьбой за нее.

    В Новом Завете Библии есть четыре Евангелия, четыре различных варианта осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков создает пятую версию, которая кажется правдоподобной, потому что исторические детали представлены удачно.

  Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» встретил большой читательский интерес в России и за рубежом. Это одно из лучших произведений русской литературы начала XX века.

В расширении реального контекста булгаковского творчества, соотнесенного с опытом русской литературы его времени, и состоит, пожалуй, главный итог нашей  ра­боты. Он заключается в том, что мы попытались  сделать плодотворное и глубокое исследование религиозных мотивов в романе М.Булгакова  в сравнении с романом Л.Леонова.

Ведь работа в этом направлении,  начатая литературоведами  без малого двадцать лет назад, открыла, по справедливым словам Н. А. Грозновой, «еще одну область новых исследований»[14,45]. С тех пор интерес к этой теме, особенно с появлением первых журнальных глав последнего романа Л.Леонова, приобрел всевозрастающий и постоянный характер в самых разнообразных статьях и работах, посвященных исследуемым романам.

Цель настоящей работы - исследование ха­рактера религиозно-философских концепций, воплощенных в романах «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и  «Пи­рамида» Л.Леонова: и рассмотрение  религиозных аспектов в данных произведений свете христианского (православного) вероисповедания.

Реализация данной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:

- выявление влияния традиционных (христианских) и нетрадиционных (еретических) источников на творчество  М.Булгакова и Л.Леонова;

- осмысление философских концепций в контексте романов «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Пирамида» Л.Леонова;

-   проведение   сравнительного анализа философско – религиозных проблем в творчестве этих писателей.

Объектом нашей работы являются   религиозно-  философские мотивы  в романах   М.Булгакова и Л.Леонова.

Предмет работы – это выявление влияния религиозно – философских идей на творчество М. А.Булгакова и Л.Леонова

Научная база исследования.

Осмыслить философско-религиозные идеи романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа Л. Леонова «Пирамида» мы сможем, привлекая к работе не только романы М. Булгакова и Л. Леонова, но и тексты Библии, часто используемые упомянутыми выше авторами. В основу исследования будет положен и теоретический материал. К нему мы относим главу «Истоки и развитие раннехристианской литературы», написанную С. Аверинцевым, которая входит в том «Литература Древнего Мира», открывающий многотомное издание «Истории всемирной литературы». Мы в нашей работе в качестве теоретической основы используем также статьи и мифологических персонажах, вошедшие в исследование «Мифы народов мира».

Раскрыть тему квалификационной работы нам помогает и характеристики ряда философско-религиозных понятий, содержащихся в статьях «Философского энциклопедического словаря». Среди данных статей такие, как: «Власть» Ф. Бурлацкого, «Добро и зло» Т. Кузьминой, «Истина» А. Спиркина и В. Садовского и др.

В качестве философской основы нашего исследования мы используем также книгу выдающегося русского философа Н.А. Бердяева «Творчество и объективация», в которой автор поднимает один из важнейших философских  вопросов, нашедших свое отражение в последнем романе М.А. Булгакова «Вопрос об истине». Н.А. Бердяев говорит о том, что «истина не есть отражение мира таким, каков он есть и представляется, а есть борьба с тьмой и злом мира» [8, 97].

Будет привлекаться нами и работа известного русского философа И.А. Ильина «Историческая судьба и будущее России», в которой мыслитель характеризует степень духовности русского народа.

Большое значение для нашего исследования имеет и книга известного богослова и философа С.Н. Булгакова «Свет Невечерний, Созерцания и умозрения», в предисловии к которой он призывает «осознать себя со своей исторической плотью в Православии и через Православие» [2, 67].

Привлечены к исследованию и материалы о творчестве М.А. Булгакова и Л.М. Леонова, обращающихся в своих произведениях к философско-религиозной проблематике. Среди материалов, посвященных творчеству М.А. Булгакова, назовем следующие работы: Г. Лесскиса «Последний роман Булгакова», О. Никоненко «Настоящее и будущее в антиутопиях М. Булгакова», Н. Звезданова «Книга жизни», А. Зеркалова «Евангелия Михаила Булгакова», И. Галинской «Ключи даны! Шифры Михаила Булгакова» и др.

Изучены работы Г. Лесскиса «Последний роман Булгакова», Н.Галинской., О.Николенко. «Настоящее и будущее в антиутопиях М.Булгакова», Н.Звезданова  «Книга жизни», А.Зеркалова. «Евангелие Михаила Булгакова» и др.

Работы эти интересные и полезные. Так в работе А.Зеркалова «Евангелие Михаила Булгакова» сообщается нам о книге Э.Ренана “Жизнь Иисуса” как об одном из основных исторических источников булгаковского романа и, автор подчеркивает, что  взгляд на Иисуса в творчестве М.А.Булгакова совершенно противоположен православию, так же как и в книге  самого Э.Ренана.

Г.Лесскис в своей статье « Последний роман Булгакова» пишет, что Булгаков создает Евангелие от Мастера, гениальную творческую догадку земного человека об Иисусе Христе как о личности и делает это в полном соответствии с шестым доказательством Канта. В этом портрете богочеловека и эпохи много точно найденных и отобранных исторических деталей. Евангелие перерастает в роман, но не уходит из него. Добрый Бог помогает слабому человеку установить необходимую гармонию между высшей нравственностью и личным счастьем и вносит в беспорядочную и бренную земную жизнь понятие нравственного закона и возмездия. Он отрицает архаичные законы, формальную обрядность, унижающее людей фарисейство служителей Храма, которых даже язычник Пилат в одной из редакций романа назвал «темными изуверами».

Булгаков делает своего Иешуа очень человечным («злых людей нет на свете»), совсем не похожим на могучего, жестокого и яростного Христа-Люцифера с сикстинской фрески Микеланджело «Страшный суд». Ведь даже помилованного убийцу Варравана Иешуа ласково называет «добрым бандитом»[5,90].

На протяжении всего творчества Булгаков писал одну книгу, считает Н.Звезданов. В работе «Книга жизни» Н.Звезданов утверждает, что творчество М.А. Булгакова  вобрало огромную часть культурно-исторической, мифологической и философской памяти человечества. Христианское повествование разворачивается на фоне драматической современности, а фольклорно-демонологическая традиция подкрепляется древней масонской легендой о Великом Мастере.

У М.Чудаковой  в  «Жизнеописании  Михаила  Булгакова» писатель  лишается  того  розового  флера, которым  по  ряду  причин  окутано  сегодня  имя  писателя. Перед  нами  трезвая, жесткая, скурпулезнейшая  работа  реставратора, стремящегося  к  одной  цели: вернуть Булгакову  его  собственную  биографию, не  подменяя  чьей-то, увидеть  его  во все  возможном  многообразии  реальных  качеств  и  поступков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18

рефераты
Новости