Дипломная работа: Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
Дипломная работа: Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
Тема:Религиозные
идеи романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и романа Л.Леонова
«Пирамида»(сходство и отличие философско – христианских постулатов)
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1.
Философско–религиозная модель романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1.1. Влияние
традиционных христианских воззрений на осмысление Булгаковым
философско–религиозных проблем……………………………. 12
1.2.
Осмысление нетрадиционных (еретических) мотивов в ткани
романа…………………………………………………………………………… 24
1.3. Философское осмысление романа М.А. Булгакова «Мастер
и Маргарита»……………………………………………………………………... 39
Глава 2.
Философско–религиозная модель романа Л.Леонова «Пирамида»
2.1. Роман
Л.Леонова в христианском прочтении (традиционные христианские
воззрения)………………………………………………………. 51
2.2.
Еретический подтекст романа………………………………………. 67
2.3.
Философские поиски Л.Леонова в романе «Пирамида»………….. 78
Глава 3. Сходства и отличия в осмыслении
философско–религиозных постулатов романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и
романа Л. Леонова «Пирамида»……………………………………………………………………... 86
Заключение………………………………………………………………... 98
Литература……………………………………………………………….. 103
Введение
К библейским сюжетам, созданию
образа Христа, обращались в своем творчестве такие русские художники,
как: Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Л.Н. Андреев. Большое место эта тема
занимала и в произведениях советских писателей: А.А.Блока, С.А.Есенина,
В.В.Маяковского, пытавшихся сопоставить так или иначе идеалы революции
с христианской мечтой о пришествии «царствия земного», царства свободы
и равенства, где не будет уже ни богатых, ни бедных, ни их мучителей,
ни притесненных. Образ Иисуса Христа «в белом венчике из роз», идущего
впереди отряда красноармейцев, возникает в «Двенадцати» А.Блока. По-своему
интерпретируется евангельское сказание о Христе в произведении и
А.Белого «Христос воскрес», где, так же как и у Булгакова, хотя и не
столь органично, связуются между собой два стилевых слоя - библейский и
современный, А.Платонова «Христос и мы», В.Князева «Красное Евангелие» и
других русских художников.
С особенной силой и откровением религиозные мотивы прослеживаются
в самых значительных и поистине эпохальных русских романах XX и XXI веков «Мастер и
Маргарита» М.Булгакова и «Пирамида» Л. Леонова.
Роман «Мастер и Маргарита» можно
одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и
сатирическим. Булгаков дает нам «роман в романе» и оба они объединены одной
идеей — поисками нравственной истины и борьбой за нее.
В Новом Завете Библии есть четыре
Евангелия, четыре различных варианта осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков
создает пятую версию, которая кажется правдоподобной, потому что исторические
детали представлены удачно.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
встретил большой читательский интерес в России и за рубежом. Это одно из лучших
произведений русской литературы начала XX века.
В расширении реального контекста булгаковского
творчества, соотнесенного с опытом русской литературы его времени,
и состоит, пожалуй, главный итог нашей работы. Он заключается в том, что мы попытались
сделать плодотворное и глубокое исследование религиозных
мотивов в романе М.Булгакова в сравнении с романом Л.Леонова.
Ведь работа в этом направлении, начатая
литературоведами без малого двадцать лет назад, открыла, по справедливым
словам Н. А. Грозновой, «еще одну область новых исследований»[14,45].
С тех пор интерес к этой теме, особенно с появлением первых журнальных
глав последнего романа Л.Леонова, приобрел всевозрастающий и
постоянный характер в самых разнообразных статьях и работах, посвященных
исследуемым романам.
Цель настоящей работы - исследование
характера религиозно-философских концепций,
воплощенных в романах «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Пирамида» Л.Леонова: и рассмотрение религиозных
аспектов в данных произведений свете христианского (православного) вероисповедания.
Реализация данной цели вызвала
необходимость постановки и решения следующих задач:
- выявление влияния традиционных
(христианских) и нетрадиционных (еретических) источников на творчество М.Булгакова
и Л.Леонова;
- осмысление философских концепций в
контексте романов «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Пирамида» Л.Леонова;
- проведение сравнительного
анализа философско – религиозных проблем в творчестве этих писателей.
Объектом нашей работы являются религиозно-
философские мотивы в романах М.Булгакова и Л.Леонова.
Предмет работы – это выявление влияния религиозно
– философских идей на творчество М. А.Булгакова и Л.Леонова
Научная база исследования.
Осмыслить философско-религиозные идеи
романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа Л. Леонова «Пирамида» мы
сможем, привлекая к работе не только романы М. Булгакова и Л. Леонова, но и
тексты Библии, часто используемые упомянутыми выше авторами. В основу
исследования будет положен и теоретический материал. К нему мы относим главу
«Истоки и развитие раннехристианской литературы», написанную С. Аверинцевым,
которая входит в том «Литература Древнего Мира», открывающий многотомное
издание «Истории всемирной литературы». Мы в нашей работе в качестве
теоретической основы используем также статьи и мифологических персонажах,
вошедшие в исследование «Мифы народов мира».
Раскрыть тему квалификационной работы
нам помогает и характеристики ряда философско-религиозных понятий, содержащихся
в статьях «Философского энциклопедического словаря». Среди данных статей такие,
как: «Власть» Ф. Бурлацкого, «Добро и зло» Т. Кузьминой, «Истина» А. Спиркина и
В. Садовского и др.
В качестве философской основы нашего
исследования мы используем также книгу выдающегося русского философа Н.А.
Бердяева «Творчество и объективация», в которой автор поднимает один из
важнейших философских вопросов, нашедших свое отражение в последнем романе
М.А. Булгакова «Вопрос об истине». Н.А. Бердяев говорит о том, что «истина не
есть отражение мира таким, каков он есть и представляется, а есть борьба с
тьмой и злом мира» [8, 97].
Будет привлекаться нами и работа
известного русского философа И.А. Ильина «Историческая судьба и будущее
России», в которой мыслитель характеризует степень духовности русского народа.
Большое значение для нашего
исследования имеет и книга известного богослова и философа С.Н. Булгакова «Свет
Невечерний, Созерцания и умозрения», в предисловии к которой он призывает
«осознать себя со своей исторической плотью в Православии и через Православие»
[2, 67].
Привлечены к исследованию и материалы
о творчестве М.А. Булгакова и Л.М. Леонова, обращающихся в своих произведениях
к философско-религиозной проблематике. Среди материалов, посвященных творчеству
М.А. Булгакова, назовем следующие работы: Г. Лесскиса «Последний роман
Булгакова», О. Никоненко «Настоящее и будущее в антиутопиях М. Булгакова», Н.
Звезданова «Книга жизни», А. Зеркалова «Евангелия Михаила Булгакова», И.
Галинской «Ключи даны! Шифры Михаила Булгакова» и др.
Изучены работы Г. Лесскиса «Последний
роман Булгакова», Н.Галинской., О.Николенко. «Настоящее и будущее в антиутопиях
М.Булгакова», Н.Звезданова «Книга жизни», А.Зеркалова. «Евангелие Михаила
Булгакова» и др.
Работы эти интересные и полезные. Так
в работе А.Зеркалова «Евангелие Михаила Булгакова» сообщается нам о книге
Э.Ренана “Жизнь Иисуса” как об одном из основных исторических источников
булгаковского романа и, автор подчеркивает, что взгляд на Иисуса в творчестве
М.А.Булгакова совершенно противоположен православию, так же как и в книге
самого Э.Ренана.
Г.Лесскис в своей статье « Последний
роман Булгакова» пишет, что Булгаков создает Евангелие от Мастера, гениальную
творческую догадку земного человека об Иисусе Христе как о личности и делает
это в полном соответствии с шестым доказательством Канта. В этом портрете
богочеловека и эпохи много точно найденных и отобранных исторических деталей.
Евангелие перерастает в роман, но не уходит из него. Добрый Бог помогает
слабому человеку установить необходимую гармонию между высшей нравственностью и
личным счастьем и вносит в беспорядочную и бренную земную жизнь понятие
нравственного закона и возмездия. Он отрицает архаичные законы, формальную
обрядность, унижающее людей фарисейство служителей Храма, которых даже язычник
Пилат в одной из редакций романа назвал «темными изуверами».
Булгаков делает своего Иешуа очень
человечным («злых людей нет на свете»), совсем не похожим на могучего,
жестокого и яростного Христа-Люцифера с сикстинской фрески Микеланджело «Страшный
суд». Ведь даже помилованного убийцу Варравана Иешуа ласково называет «добрым
бандитом»[5,90].
На протяжении всего творчества Булгаков писал одну книгу, считает
Н.Звезданов. В работе «Книга жизни» Н.Звезданов утверждает, что творчество М.А.
Булгакова вобрало огромную часть культурно-исторической, мифологической и
философской памяти человечества. Христианское повествование разворачивается на
фоне драматической современности, а фольклорно-демонологическая традиция
подкрепляется древней масонской легендой о Великом Мастере.
У М.Чудаковой в «Жизнеописании Михаила Булгакова» писатель лишается
того розового флера, которым по ряду причин окутано сегодня имя
писателя. Перед нами трезвая, жесткая, скурпулезнейшая работа реставратора,
стремящегося к одной цели: вернуть Булгакову его собственную биографию,
не подменяя чьей-то, увидеть его во все возможном многообразии реальных
качеств и поступков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 |