Дипломная работа: Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
События
романа формально прикреплены к 1940 году, но по сути охватывают весь ХХ век
России с его социальными экспериментами, жестокими испытаниями, невосполнимыми
утратами.
Жанр
«Пирамиды» писатель определил как «роман-наваждение в трех частях» . По
традиционной классификации он может быть обозначен как философско-социальный
роман, вобравший в себя художественные новации ХХ века: мифологизм и
поэтическую условность, углубленный психологизм и иронию, интеллектуальный
подтекст и мистификацию происходящего.
С
первых страниц романа открывается тема «размером в небо и емкостью эпилога к
Апокалипсису» [9, 11]. Писатель стремится уточнить «трагедийную подоплеку и
космические циклы Большого бытия…, чтобы примириться с неизбежностью утрат и
разочарований…» [9, 11]. Эта тема, по признанию автора, позволит в финале
«определиться на циферблате главного времени — откуда и куда мы теперь — …,
раскроет логический финал человеческого мифа» [9, 20].
Тема
«русской Атлантиды», то есть искупительной жертвы, призванной исчезнуть, оставив
после себя поэтический миф, стала частью общей темы романа: судьбы
человечества.
Сюжетная
конструкция «Пирамиды» включает в себя три уровня: конкретно-исторический
(семья Лоскутовых, Сорокин, Юлия и Дюрсо Бамбалски и др.), философско-научный
(версия мирозданья, механика Вселенной) и мифологический (апокриф Еноха о
размолвке Начал и генетическом противоречии человека). Соотнесенность их
позволяет рассмотреть судьбу отдельного человека в широком контексте (от
частной жизни до Космоса, от истоков земной цивилизации до ее катастрофы),
увидеть в божественном творении средоточие борьбы Добра и Зла. Наличие трех
планов дает возможность в пределах реалистического мышления совместить свободу
условности с точной социально-психологической мотивировкой и исторической
достоверностью. Леонов варьирует разные уровни сознания (начала 40-х годов,
70-е годы, последнее десятилетие ХХ века), окрашивает повествование горькой
иронией и сарказмом.
«Пирамида»
— роман еретический по сути. Но еретический не в узком специфическом смысле
(как извращение христианских истин), а в широком общеупотребительном, которое
Горький вкладывал в это понятие применительно к себе: строптивый, непокорный,
недоверчивый к бытующему мнению, готовый проверить его правоту своим умом. В
«Пирамиде» господствует взыскательная м ы с ль автора, которая стремится понять
непознанное, проникнуть в сокрытое, преодолеть преграды, удерживающие ее от
вхождения в сферу запретного. Мысль Леонова — не просто орудие или инструмент
писательского интеллекта. Она — главный и всепроникающий герой романа, а все
остальное как бы сопутствующий антураж и живописное оформление.
Дерзость
романа в том, что в нем поставлена под сомнение перспективность замысла Творца:
создание человека и признание его богоподобным. Интерпретируя древнее предание,
автор допускает, что в споре о человеке дьявол способен побудить Творца смести
людей с планеты их собственными руками, чтобы прекратить затянувшуюся тяжбу.
Писатель
приводит в романе аргументацию, направленную на дискредитацию человека и попытку
его идеализации. В «Пирамиде» человек испытывается на разрушение на пределе
возможного. Притом участником испытания становится и автор, который
подвергается искушению сил, враждебных человеку, втягивается в эксперимент и
участвует в нем наравне с другими. Мысль автора, устремленная к поиску истины,
не признает никаких ограничений и устоявшихся представлений, подходит в своем
анализе к пределу доступного человеческому разумению и заглядывает в бездны,
рождающие чувство безысходности и отчаяния.
Человек
рассматривается как основная причина всех распрей на Земле и на Небесах. Мысль
автора о том, что зло приходит не извне, что оно в нас самих и порождено
несовершенством п р и р о д ы человека, развернута в романе многогранно и
обстоятельно.
Дерзость
романа и в том, что автор позволяет себе высказывать сомнения в истинности
замысла Творца. Перед героями «Пирамиды» встает вопрос: «Что делать дальше?
Можно ли существовать без Бога на земле?». Над этим вопросом задумывались
многие философы, художники и приходили к мысли, что обезбоженное человечество
опасно и непредсказуемо в своем развитии. Леонов видит спасение современников и
потомков в нравственном поведении.
Есть
ценные признания писателя о движении к этой теме и усложнении взгляда на нее:
«В первой редакции я хотел ударить по атеистам, а замахнулся на Бога… В романе
я привел читателя к цитадели на горе. Там Бог. Что делать? Надо штурмовать и
идти с открытыми объятьями, потому что в детей не стреляют» [9,206]. Заметим
противоречие: «штурмовать» — то есть требовать — и одновременно надеяться на
милосердие: «в детей не стреляют». Отсюда столь осторожное обозначение жанра:
«роман-наваждение»; это как бы извинение автора за свою дерзость, за то, что он
позволил себе так думать и ставить столь опасные вопросы.
Авторское
предисловие к роману корректирует жанровое определение, снимает сомнения
писателя. Оно напоминает, что время, отпущенное человечеству для выбора пути,
истекает. Перспектива цивилизации в нем определена жестко, без малейшего намека
на ерничество, иронию или замаскированность. Во вступлении говорится «о
нарастающей жути уходящего века» [9, 26 ] и «возрастном эпилоге человечества»[9,78].
Неумолимость этого процесса Леонов соотносит с космическими явлениями: «стареют
и звезды»[9,184].
Авторское
предисловие написано в самом конце (21 марта 1994 г.), когда текст романа уже
три месяца находился в наборе. За два дня до подписания романа в печать (24.
03. 94), когда была готова и проверена корректура, автор представил данное
предисловие. Оно являло собой итоговое резюме Леонова, взгляд на основную мысль
романа после его завершения.
Домысливание
будущего, основанное на разочаровании в человеке, вызвало упреки некоторых
исследователей в отклонении автора от православного вероучения, породило споры.
Однако решение этого вопроса требует предельной осторожности и ответственности.
Необходим ювелирный подход специалистов, имеющих одновременно богословское и
филологическое образование, способных совместить уважение к религиозным канонам
и к художественному тексту. Поверхностный, и тем более пристрастный, подход
способен лишь дискредитировать проблему, стать препятствием в объединении
усилий леоноведов. Для объективного осмысления этого вопроса следует
предварительно накопить общепризнанные представления по многим более общим
аспектам романа. И на это потребуется не одно десятилетие.
Анализируя
произведения Леонова и Булгакова мы пришли к выводу, что
перед писателями стояла задача, с одной стороны, показать, что люди подошли к роковому рубежу и лишь напряжением всех сил они могут избежать краха, а
с другой — дать представление о том, что будущее — слишком неопределенная
категория, чтобы не оставить надежды.
При
всей явной и вполне понятной разнице между художественным мышлением
Л. Леонова и М Булгакова, нельзя не признать главного: оба
художника воспринимали мир и человеческую судьбу в этом мире
глубоко трагедийно. Это два великих трагика-пророка в нашей
литературе.
Заключение
Так при достижении поставленной цели
в нашей работе: исследование характера религиозно – философских концепций,
воплощенных в романах «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Пирамида» Л.Леонова,
мы выявили влияние традиционных(христианских) и нетрадиционных (еретических)
источников на творчество М.Булгакова и Л.Леонова, показали философскоие концепции
в контекстах романов «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Пирамида» Л.Леонова,
провели сравнительный анализ философско- религиозных проблем в творчестве этих
писателей и мы можем сделать вывод о философско – религиозных идеях романов
М.Булгакова и Л. Леонова и апокалипсическом восприятии мира писателями.
На страницах романов обсуждается важные и
глубокие религиозно - философские вопросы - о смысле жизни, об основных ценностях, о
человеческой свободе.
Не однажды было отмечено, что эти произведения очень
близки и актуальны для современного, понятливого читателя. Проблемы,
поднятые в этих произведении не устарели, они актуальны сегодня,
они будут актуальны всегда и раскрыты во всем
блеске авторского мастерства. Они присутствуют в обрисовке каждого
из центральных героев. Это попытка еще раз задуматься над вечными
проблемами соотношения в этом мире добра и зла, насилия и
милосердия, ненависти и любви, личной свободы и государственной
власти.
Здесь мы встречаем глубокую
веру в непреложные нравственные законы.
Чрезвычайно
привлекательна идея романа «Мастер и Маргарита» о высшем назначении искусства, призванного утвердить добро и противостоять
злу. Своими романами авторы утверждает приоритет простых человеческих чувств над любой социальной
иерархией. Писатели верят, что только
опираясь на живое воплощение этих гуманистических понятий человечество может создать действительно справедливое общество.
Так М.Булгаков, вслед за И. Кантом писатель
считает, что нравственный закон заключен внутри человека и не
должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. И. Кант
рассматривает добро как свойство, изначально присущее человеческой
природе, как впрочем, и зло. Для того, чтобы человек состоялся как личность, то
есть существо способное воспринимать уважение к моральному
закону, он должен развить в себе доброе начало и подавить злое. И
все здесь зависит от самого человека. Добро и зло у М. Булгакова
творятся человеческими руками, а не богом или дьяволом.
«Открытость и замкнутость»- вот по М. Булгакову
полосы добра и зла. Движение навстречу - сущность добра. Уход в себя, замкнутость
- вот, что открывает дорогу злу. Уходя в
себя, человек так или иначе вступает в контакт с дьяволом.
Борьба добра и зла в душе человека и в человеческой
истории не так уж сама по себе удивительна и нова: от заповедей Моисея до наших
дней эта проблема была и осталась главной на всех исторических путях
и во всех человеческих судьбах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 |