Дипломная работа: Развитие традиций русской классической школы XIX века в творчестве Анны Ахматовой
Борис
Эйхенбаум говорил о традициях и методах стихосложения, которые Ахматова
переняла у Лермонтова "Акмеисты считали своей задачей - сохранение стиха
как такового, равновесие всех его элементов - ритмических и смысловых -
составляло их главную заботу. Они отказались от музыкально-акустической точки
зрения, но традиционную ритмическую основу сохранили и усовершенствовали. Ими -
и больше всего Ахматовой - окончательно разработан и утвержден тот тип стиха, к
которому давно, но очень осторожно и робко, стремились русские поэты, начиная с
Жуковского - стих, в котором между ударениями может быть неодинаковое
количество слогов. Классическая теория русского стихосложения препятствовала
этому. Сильный толчок развитию нового стиха был дан Лермонтовым, образцом для
которого служила английская поэзия с ее разнообразием анакруз и стоп".
[48, с.404]
"Ахматова
избегает метафор - они уводят нас от слова к представлению и тем самым нарушают
равновесие, делая стих ненужным. Развитие метафоры неизменно разлагает стих как
таковой и приводит его к прозе. Путь Лермонтова в этом отношении очень
знаменателен. В поэтических стилях, отличающихся равновесием стиха и слова и
появляющихся в периоды завершения, заметно отсутствие метафор - вместо них
развиваются многообразные боковые оттенки слов при помощи перифраз и метонимий".
[48, с.427]
Если брать
конкретные примеры, то можно говорить о стихотворении Ахматовой "Приду
туда, и отлетит томленье…":
"Приду
туда, и отлетит томленье.
Мне ранние
приятны холода.
Таинственные
темные селенья -
Хранилища
бессмертного труда.
Спокойной и
уверенной любови
Не
превозмочь мне к этой стороне:
Ведь
капелька новогородской крови
Во мне - как
льдинка в пенистом вине.
И этого
никак нельзя поправить,
Не растопил
ее великий зной,
И что бы я
ни начинала славить -
Ты, тихая,
сияешь предо мной".
[5, с.108]
Строчка о "спокойной
и уверенной любови" не может не обратить на себя заинтересованного
внимания, как и вообще вся эта строфа о любви к родине, которой "не
превозмочь", и о "капельке новогородской крови", строфа
несомненно лермонтовская по своему обличью и звучанью. Внутренняя музыка, в ней
заключенная, сразу же приводит на память "Родину" Лермонтова со
знаменитым признанием в странной любви, которую не может победить "рассудок
мой", и лермонтовские же историко-романтические новгородские реминисценции.
"И
мальчик, что играет на волынке,
И девочка,
что свой плетет венок,
И две в лесу
скрестившихся тропинки,
И в дальнем
поле дальний огонек, -
Я вижу все. Я
все запоминаю,
Любовно -
кротко в сердце берегу…"
[5, с.24]
В ее
тогдашних книгах немало любовно написанных русских пейзажей, неизменно согретых
трогательной и верной привязанностью, глубоким и острым чувством. Свою озябшую,
временами надломленную и хрупкую Музу она нередко грела у традиционного
русского костра, и это никогда не было для нее красивым классическим приемом.
§ 2.2 Ахматова и
Некрасов
Стихотворения
Некрасова были едва ли не первым поэтическим впечатлением в детстве Ахматовой. Об
этом она говорила в "Автобиографической прозе" в заметке "Коротко
о себе": "Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с
Державина и Некрасова ("Мороз, Красный нос"). Эти вещи знала наизусть
моя мама" [6, с.236]
Некрасов был
ей чрезвычайно близок и дорог. Недаром в одной из анкет двадцатых годов,
посвященных отношению писателей к Некрасову она именно его выдвинула на
передний план:
" 1. Любите
ли вы стихотворения Некрасова?
Люблю.
2. Какие
стихотворения Некрасова Вы считаете лучшими?
"Влас",
"Внимая ужасам войны" и "Арина, мать солдатская".
3. Как Вы
относитесь к стихотворной технике Некрасова?
Некрасов
несомненно обладал искусством писать стихи, что доказывают особенно ярко его
слабые вещи, которые все же никогда не бывают ни вялыми, ни бесцветными.
4. Не было
ли в Вашей жизни периода, когда его поэзия была для Вас дороже поэзии Пушкина и
Лермонтова?
Нет.
5. Как Вы
относились к Некрасову в детстве?
Некрасов был
первый поэт, которого я прочла и полюбила...
7. Не оказал
ли Некрасов влияния на Ваше творчество?
В некоторых
стихотворениях" [6, с.182]
Поэтому нет
ничего удивительного, что в "Черепках" вдруг возникла и зазвучала
такая "некрасовская" строка:
"И Музу
засекли мою" [8, с.258]
напоминающая
знаменитое стихотворение великого поэта о Сенной площади, на которой ему
довелось увидеть порку крестьянки: "И Музе я сказал: "Смотри, сестра
твоя родная…" [33, с.63]
Да и в
стихах первой мировой войны Муза возникла у Ахматовой в образе
крестьянки-беженки или погорелки - в дырявом платке и с хриплым голосом:
"И Муза
в дырявом платке
Протяжно
поет и уныло"
[5, с.99]
Вот еще один
пример "некрасовской" Музы:
"Веселой
Музы нрав не узнаю:
Она глядит и
слова не проронит,
А голову в
веночке темном клонит
Изнеможенная,
на грудь мою"
[5, с.84]
Еще одна
тема, связывающая обоих поэтов - это тема нищих. "Тема нищих появилась в
поэзии Ахматовой в последние годы перед первой мировой войной. Нищие составили в
ее стихах первый хор, их голосами зазвучал внешний мир. Героиня ее стихов на
время замаскировалась нищенкой". [23, с.101]
Во всяком
случае, думается, что стремление очиститься путем перевоплощения в нищенку было
подсказано не только действительностью, но и литературной традицией, где,
например, можно указать Некрасова, стихотворение которого "Влас"
Ахматова очень любила:
"В
армяке с открытым воротом,
С обнаженной
головой,
Медленно
проходит городом,
Дядя Влас - старик
седой.
На груди
икона медная;
Просит он на
божий храм, -
Весь в
веригах, обувь бедная,
На щеке
глубокий шрам;
………………
Полон
скорбью неутешною,
Смуглолиц,
высок и прям,
Ходи он
стопой неспешною
По селеньям,
городам" [33, с.152, 154]
В 1912 году,
во Флоренции, Ахматова написала стихотворение, в котором была записана "программа"
задуманного пути:
"Помолись
о нищей, о потерянной,
О моей живой
душе". [5, с.64]
Интересно,
что тема нищих пришла в стихи Ахматовой во время ее поездки в Западную Европу в
1912 году (Берлин, Лозанна, Генуя, Пиза, Флоренция, Падуя, Венеция, Вена). Красоты
европейских столиц мало волновали Анну Ахматову, ее мысли были обращены к
Родине. Даже олень в знаменитом берлинском зоопарке навеял "голосом
серебряным" мысли о Севере, о воле, о "Снежной королеве" –
"Он
длится без конца - янтарный, тяжкий день!
Как
невозможна грусть, как тщетно ожиданье!
И снова
голосом серебряным олень
В зверинце
говорит о северном сияньи.
И я
поверила, что есть прохладный снег,
И синяя
купель для тех, кто нищ и болен,
И санок
маленьких такой неверный бег
Под звоны
древние далеких колоколен"
[5, с.61]
В том же
1912 году написано стихотворение, в котором нищим оказывается любимый человек. Все
оно пронизано надеждой на новые, не похожие на прежние, отношения:
"Ты
письмо мое, милый, не комкай,
До конца
его, друг, прочти.
Надоело мне
быть незнакомкой,
Быть чужой
на твоем пути.
Не гляди
так, не хмурься гневно,
Я любимая, я
твоя.
Не пастушка,
не королевна
И уже не
монашенка я. -
В этом сером
будничном платье,
На
стоптанных каблуках…
Но, как прежде,
жгуче объятье.
Тот же страх
в огромных глазах.
Ты письмо
мое, милый, не комкай.
Не плачь о
заветной лжи,
И его в
своей бедной котомке
На самое дно
положи".
[5, с.67-68]
Героиня вся
в стремлении приблизиться к любимому, в желании разделить с ним его путь как бы
сбрасывает все жизни, прожитые в прежних стихах, ради новой, кажущейся,
наконец, настоящей. Она еще не стала нищенкой, но морально уже готова к этому.
Единственное
стихотворение, в котором голос поэта звучит, как голос из хора нищих, было написано
Ахматовой уже после выхода в свет "Четок" и появилось в 9-м издании
этой книги (1923). Думается, Ахматова преднамеренно включила его именно в "Четки".
Композиционно это стихотворение как бы завершает тему нищих в книге. Став в
ряды нищих, героиня обретает неведомую ей ранее силу и уверенно позволяющую
покинуть огонь домашнего очага и выйти в беспредельное пространство "Божьего
дома". Единение в общем экстатическом порыве к Богу кажется ей кратчайшим
путем к истине:
"Будешь
жить, не зная лиха,
Править и
судить,
Со своей
подругой тихой
Сыновей
растить.
И во всем
тебе удача,
Ото всех
почет,
Ты не знай,
что я от плача
Дням теряю
счет.
Много нас
таких бездомных,
Сила наша в
том,
Что для нас
слепых и темных
Светел Божий
дом.
И для нас,
склоненных долу
Алтари
горят,
Наши к
Божьему престолу
Голоса летят".
[5, с.70]
Завершая
разговор о "Четках", можно сделать вывод, что уже в этом сборнике
намечается кризис индивидуалистического сознания поэта и делается попытка выйти
за пределы сознания одной личности, к миру, в котором поэт находит свой мир,
однако тоже ограниченный, а частично и иллюзорный, созданный творческим
воображением, опирающимся на указанные выше литературные традиции. Самый прием
воплощения героини в нищенку связан, с одной стороны, со всевозрастающим
разрывом между фактами реальной биографии поэта и их отражением в стихах и, с
другой стороны с определенным желанием автора сократить этот разрыв.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 |