Дипломная работа: Развитие традиций русской классической школы XIX века в творчестве Анны Ахматовой
Дипломная работа: Развитие традиций русской классической школы XIX века в творчестве Анны Ахматовой
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Традиции поэтов русской классической школы 19 века
в поэзии Анны Ахматовой. 5
§ 1. Ахматова и Пушкин. 5
§ 2. Ахматова и другие поэты 19 века (Лермонтов, Некрасов,
Тютчев) 54
§ 2.1 Ахматова и Лермонтов. 54
§ 2.2 Ахматова
и Некрасов. 57
§ 2.3 Ахматова
и Тютчев. 63
Глава 2. Традиции прозаиков русской классической школы 19
века в поэзии Анны Ахматовой. 67
§ 1. Ахматова и Достоевский. 67
§ 2. Ахматова и Гоголь. 82
§ 3. Ахматова и Толстой. 86
Глава 3. Развитие традиционных тем русской поэзии 19 века в
лирике Ахматовой 96
§ 1. Тема Петербурга в творчестве Анны Ахматовой. 96
§ 2. Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой. 106
§ 3. Тема любви в творчестве Анны Ахматовой. 114
§ 4. Тема поэта и поэзии в творчестве Анны Ахматовой. 117
Заключение. 123
Библиография. 134
Традиции
русской классической школы 19 века нашли достойное воплощение в творчестве Анны
Андреевны Ахматовой. В.М. Жирмунский и А.И. Павловский, исследователи, наиболее
полно отразившие в своих работах связь творчества Анны Ахматовой с творчеством
поэтов и прозаиков 19 века говорили об этом так: "Долгая жизнь Ахматовой и
сохранившаяся до конца творческая свежесть ее дарования связали в ее лице нашу
литературную современность с живым наследием русской поэтической классики,19 век
с 20 веком… связь поэзии Ахматовой с традициями прошлого не отягчают ее
творчество ненужным балластом времени; напротив, делает ее живой и нужной для
современного читателя" [20, с.23]
"Ахматова
не осталась чуждой великолепной школе русской психологической прозы, в
особенности романа (Гоголь, Достоевский, Толстой). Ее так называемые вещные
детали, скупо поданные, но отчетливые бытовые интерьеры, смело введенные
прозаизмы, а главное, Та внутренняя связь, какая всегда просвечивает у нее
между внешней средой и потаенно-бурной жизнью сердца, - все живо напоминает
русскую реалистическую классику, не только романную, но и новеллистическую, не
только прозаическую, но и стихотворную (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, позднее -
Некрасов)" [37, с.21]
Предметом
нашего исследования является тема "Развитие традиций русской классической
школы 19 века в творчестве Анны Ахматовой (на примере лирики и "Поэмы без
героя")". Интерес к данной теме продиктован тем, что, на наш взгляд,
взаимосвязь Анны Ахматовой с традициями 19 века недостаточно изучены
современными литературоведами. В нашей работе мы попытались собрать и осмыслить
разрозненный материал, связанный с развитием русской классической школы 19 века
в творчестве Ахматовой.
Целью нашей
работы является изучение взаимосвязи творчества Анны Андреевны Ахматовой и
русской классической школы 19 века.
В наши
задачи входит:
1. Выяснить
взаимосвязь творчества Ахматовой с творчеством поэтов 19 века.
2. Выяснить
взаимосвязь творчества Ахматовой с творчеством прозаиков 19 века.
3. Проследить
развитие традиционных тем русской поэзии 19 века в лирике Ахматовой.
Структура
нашей работы следующая:
Введение,
где мы оговариваем цели и задачи нашей работы, ее структуру, а также кратко
говорим о базовых трудах, на которые опирались в нашей работе.
1 глава -
традиции поэтов русской классической школы 19 века в поэзии Анны Ахматовой -
включает в себя следующие параграфы:
Параграф 1: Ахматова
и Пушкин. В этой главе мы определим взаимосвязи в творчестве А.А. Ахматовой и А.С.
Пушкина.
Параграф 2: Ахматова
и другие поэты 19 века (Лермонтов, Некрасов, Тютчев). В данной главе мы
определим взаимосвязи А.А. Ахматовой с Лермонтовым, Тютчевым, Некрасовым,
проследим темы, которые использует Ахматова вслед за поэтами русской
классической школы 19 века.
2 глава - традиции
прозаиков русской классической школы 19 века в поэзии Анны Ахматовой - включает
в себя следующие параграфы:
Параграф 1: Ахматова
и Достоевский в данном параграфе мы проследим взаимосвязи между творчеством А. А
Ахматовой и Ф.М. Достоевского, уточним как русская психологическая проза
повлияла на лирику Ахматовой.
Параграф 2: Ахматова
и Гоголь. В данном параграфе мы проследим взаимосвязь между "Поэмой без
героя" А.А. Ахматовой и "Невским проспектом" Н.В. Гоголя.
Параграф 3: Ахматова
и Толстой. В данном параграфе мы проследим взаимосвязи "Анны Карениной"
Л.Н. Толстого и творчеством, а также личностью А.А. Ахматовой.
3 глава. Развитие
традиционных тем русской поэзии 19 века в лирике Ахматовой. В данной главе мы
проследим развитие традиционных тем русской поэзии 19 века в лирике Ахматовой. Данная
глава включает в себя следующие параграфы:
Параграф 1: тема
Петербурга в творчестве Анны Ахматовой.
Параграф 2: тема
Родины в творчестве Анны Ахматовой.
Параграф 3: тема
любви в творчестве Анны Ахматовой.
Параграф 4: тема
поэта и поэзии в творчестве Анны Ахматовой.
Заключение, где
нами даны выводы, к которым мы приходим в ходе нашей работы.
Библиография,
в которой указан список использованной литературы, состоящий из 48 работ.
Методическая
глава: здесь нами предложен план-конспект урока "Ахматова и Пушкин".
Базовые
труды, на которые мы опирались в нашей работе следующие: В.М. Жирмунский "Творчество
Анны Ахматовой"
А.И. Павловский
"Анна Ахматова. Жизнь и творчество"
Практическая
значимость данной работы заключается в использовании материалов на уроке и
внеклассном занятии в школе.
Учителем
Ахматовой в краткости, простоте и подлинности поэтического слова был на
протяжении всей ее поэтической жизни Александр Сергеевич Пушкин.
Стихи
Пушкина Ахматова знала наизусть. У нее было свое, "домашнее"
восприятие Пушкина - не как поэта далекого прошлого, а как близкого ей
человека, почти как современника. Таким представляется в ее раннем
стихотворении (1911 года) Пушкин - царскосельский лицеист:
"Здесь
лежала его треуголка
И
растрепанный том Парни". [5, с.24]
И позднее
образ Пушкина вставал перед ней не как "монумент", а с теми же своими
внешне незначимыми, интимными и вместе с тем показательными чертами (1943 г):
"…
Какой ценой купил он право,
Возможность
или благодать
Над всем так
мудро и лукаво
Шутить,
таинственно молчать
И ногу
ножкой называть?... " [5, с. 195]
Со второй
половины 20-х годов Ахматова начинает изучать жизнь и творчество Пушкина во
всеоружии все расширяющихся специальных знаний. Она пишет об этом в своей
автобиографии:
"Примерно
с середины двадцатых годов я начала очень усердно и с большим интересом
заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества
Пушкина. Результатом моих пушкинских штудий были три работы - о "Золотом
петушке", об "Адольфе" Бенжамена Констана и о "Каменном
госте". Все они в свое время были напечатаны. Сейчас готовлю книгу "Гибель
Пушкина"". Эти работы получили всеобщее
признание и
вошли в золотой фонд советского пушкиноведения. Книга "Гибель Пушкина"
осталась ненапечатанной, но в архиве Ахматовой в Ленинградской государственной
публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина сохранились обширные, частично
почти законченные рукописные материалы. Небольшой очерк "Пушкин и невское
взморье", который сама Ахматова очень любила, был напечатан в номере "Литературной
газеты", посвященном 80-летию со дня рождения Ахматовой и 170-летию
Пушкина (1969 год, 4 июня).
Он открывает
глубокую перспективу в скрытый подтекст, личный и политический, отношение
Пушкина к памяти его друзей-декабристов.
"Школа
Пушкина" отчетливее всего сказалась у Ахматовой в ее поэтическом языке. С
Пушкиным связаны разговорность, "домашний тон" ее ранней лирики.
Исследователь
русского литературного языка В.Д. Левин в статье, посвященной языку "Евгения
Онегина", справедливо отмечает, что "разговорность" в языке
Пушкина из явления принципиально нелитературного (т.е. из признака устной речи
или социального диалекта) становится стилистической категорией литературного
языка в пределах литературной нормы, "сохраняя при этом свою
стилистическую окраску, свою связь с живой речью". "Новым было уже
то, что экспрессия разговорности, получая, как и всякая иная стилистическая
категория, экспрессия в художественном тексте, определенный эстетический смысл,
не нарушала в то же время литературной нормативности текста" [25, с.245-246]
Это указание и примеры его подтверждающие, целиком относятся и к позиции
Ахматовой. При этом она, как и Пушкин, остается "бесконечно поэтичной в
своей простоте" (Д.Д. Благой).
Родство
языка поэзии Ахматовой с языком пушкинской поэзии определяется, в первую
очередь, сходством некоторых стилистических задач, которые в разное время
вставали перед Пушкиным и Ахматовой. В отличие от поэтов предшествовавших
направлений (соответственно, сентиментализма и романтизма, с одной стороны, и
символизма - с другой) для Пушкина, как и для Ахматовой, огромное значение
имеет смысловой вес каждого отдельного слова. "Поэтому в противоположность
романтическому стилю поэзии предшественников Пушкина и Ахматовой - с такими его
признаками, как понятийная, вещественно-логическая размытость, эмоциональная
напевность, - язык их поэзии обладает чертами "классического стиля""
[6, с.65]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 |