Дипломная работа: Особенности поэтики романов М. Булгакова в системно-типологическом аспекте
В заключении хотелось бы также
отметить, то также одним из центральных моментов поэтики любого художественного
произведения является авторская позиция.
Для каждого писателя характерен
определенный круг идейно-эстетических проблем. Логикой последовательного
разрешения этих проблем определяется композиционно-смысловое единство
произведения, результатом их разрешения - авторская эстетическая идея.
Особенностью жанра романа
является то, что "роман должен заключать развивающуюся идею, он должен
быть динамичным, и отнюдь не в обратном смысле, который является сверхзадачей"
художника"[45].
Развитие идеи отражается в композиционных приемах устранения или проявления
авторского слова, степени самостоятельности образов, в особенностях
хронотопической позиции автора.
Для Булгакова - романиста
характерна особая постановка авторской точки зрения, выявить которую помогает
типологический подход к его произведениям. Уже в художественной структуре
романа "Белая гвардия" отразились особенности позиции автора,
воплощенные позднее в " Мастере и Маргарите".
В повествовании от "первого
лица" автор выступает в той или иной степени как действующее лицо в
изображаемом наряду с другими персонажами. Как следствие того-ограничение
диапазона его собственного видения. Вместе с тем повествование от первого лица
позволяет автору прямо высказывать свои оценки, суждения, комментировать
изображаемые события.
Беспристрастность, отвлеченность
повествования часто нарушается. Именно здесь возникает персонифицированная
личность автора. Появляются прямые обращения к читателю: "Никогда не
сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей
побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте - пусть
воет вьюга, - ждите, пока к вам придут"[46].
Автор спорит с читателем, в
чем-то убеждает, ссылаясь на свой личный опыт: "Поэтому нет ничего
удивительного в таком хотя бы разговоре, который однажды слышал автор этих
правдивейших строк … "; "Пишущий эти строки сам лично, направляясь в
Феодосию, слышал в поезде разговор о том… "; рассуждения о блюдах,
подающих у "Грибоедова"; предложения читателю обратиться к нему,
автору, за адресом особняка, где проживает Маргарита Николаевна ("Мастер и
Маргарита"). Таким образом, текстах романов присутствует и
собственно-авторская речь.
Авторское начало романов
проявляется в двух аспектах: ироническом и философском.
В ходе нашего исследования было
установлено, что сатирическое творчество писателя характеризуется определённой
эволюцией: если в фельетонах ещё не проявилось авторское "я", а
чувствуются лишь общие обличительные настроения, в ранних сатирических повестях
Булгаков не отождествляет себя с героем, то в "Мастере и Маргарите" видна
душа писателя, а Мастер может выступать как проекция самого автора. В романе мы
увидели возрождение и обновление древнего жанра "менипповой сатиры". Нам
кажется, что было бы интересно сравнить различные варианты воплощения традиции
карнавализации представленные в творчестве Достоевского, Гоголя, Булгакова.
1.
АБРАГАМ П.Р. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" в аспекте
литературных традиций (проблемы интерпретации) - М. - 1989.
2.
АДРИАНОВА-ПЕРЕТЦ В.П. У истоков русской сатиры // Русская
демокрвтическая сатира XVII века. - М. - 1977.
3.
АЛЬМИ Н.Я. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" и традиции
русской классики // Замысел и художественное воплощение в произведениях
советских писателей. Владимир. - 1979.
4.
АЛЬТШУЛЛЕР A. M.А.М. Горький
и проблемы стилевых поисков послереволюционной прозы и драматургии // М.
Горький и русская литература. Ученые записки. Серия филолог., Вып.118. -
Горький-1970.
5.
АННИНСКИЙ Л. Булгаков времен "Гудка" и "Бузотера".
// Знамя. - 1986. - Кн.5.
6.
АРСЛАНОВ В.Г. За что казнил Булгаков Михаила Александровича Берлиоза? //
Вопросы литературы. - 1989. - N 8.
7.
БАХТИН М. Проблемы поэтики Достоевского. - М. - 1972.
8.
БАХТИН М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и
Ренессанса. - М. - 1990.
9.
БАХТИН М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М. - 1975.
10.
БЕЗНОСОВ Е.Л. Комментарии. Булгаков. Мастер и Маргарита. Школа классики.
1996 г.
11.
БЕРЗЕР А.Г. Возращение Мастера // Новый мир. - 1968. - N4.
12.
БУЗНИК В.В. Русская советская проза 20-х годов.
13.
БУРМИСТРОВ А.С. К биографии М.А. Булгакова (1891-1916) // Контекст.
Литературно-теоретические исследования. - М. - 1978.
14.
БУШМИН А. Преемственность в развитии литературы. Л. - 1978.
15.
БУШМИН А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. -
Л. - 1969.
16.
БЭЛЗА И. Генеалогия "Мастера и Маргариты" // Контекст-78. - М.
- 1978.
17.
БЭЛЗА И. Партитуры Михаила Булгакова // Вопросы литературы. - 1991. - N
5.
18.
БЭЛЗА И. Трижды романтический Мастер // Булгаков М.А. Белая гвардия.
Жизнь господина де Мольера. Рассказы. - М. - 1989.
19.
ВИЛЕНСКИЙ Ю.Г. Доктор Булгаков. Киев. - 1991.
20.
ВЛАДИМИРОВ С.В. Живые традиции русской классики // Владимиров С.В. Записки
о театре. - Л. - 1974.
21.
ВУЛИС А. Близ "Мастера": страницы издательской истории романа
// Звезда Востока. - 1987. - N9, N 10.
22.
ВУЛИС А. Сатира Михаила Булгакова // Михаил Булгаков. Записки покойника.
- Ташкент. - 1990.
23.
ВУЛИС А.К. Послесловие к роману "Мастер и Маргарита" // Москва.
- 1968. - N 11.
24.
ГАВРЮШИН Н.К. Листротон или Мастер без Маргариты // Вопросы литературы.
- 1991. - N8.
25.
ГАЛИНСКАЯ И.Л. Загадки известных книг. - М. - 1986.
26.
ГАСПАРОВ Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова
"Мастер и Маргарита". 1988 г.
27.
ГАСПАРОВ Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова
"Мастер Маргарита" // Даугава. - 1989. - N 10-12. - 1990. - N 1.
28.
ГОГОЛЬ Н.В. Собр. соч. в 8 томах. - М. - 1984.
29.
ГРИБОЕДОВ А.С. Творчество. Биография. Традиции. - Л. - 1971.
30.
ГУДКОВА В. Истоки: критические дискуссии по поводу творчества М.А. Булгакова:
от 1920-х к 1980-м // Литературное обозрение. - 1991. - N
5. Фельетон. Сб. статей под ред. Ю. Тынянова и Б. Казанского. - Л. - 1927.
31.
ДЕВЕНСОН Д. Булгаковы и их друзья // Огонек. - 1987. - N 37.
32.
ДИМА Александр. Принципы сравнительного литературоведения. Перевод с
румынского и комментарий М.В. Фридмана. - М. - 1977.
33.
ЕГОРОВ Б.Ф. Булгаков и Гоголь // Исследования по древней и новой
литературе. - Л. - 1987.
34.
ЕРМОЛИНСКИЙ С.О. О Михаиле Булгакове // Театр. - 1966. - N 9.
35.
ЕРШОВ Л.Ф. Ранняя сатира Михаила Булгакова // Творчество Михаила
Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. АН СССР. Институт Русской
литературы/Пушкинский дом/
36.
ЕРШОВ Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. - Л. - 1977.
37.
ЕРШОВ Л.Ф. Советская сатирическая проза. - М. - Л. - 1966.
38.
ЗАМЯТИН Е. Избранные произведения. В 2-х томах.
39.
ЗАМЯТИН Е. Собрание сочинений.
40.
ЗЕРКАЛОВ А. Воланд, Мефистофель и другие // Наука и религия. - 1987. - N
8-9.
41.
ЗОЛОТУССКИЙ И. Горизонт без конца // Новый мир. - 1984. - N 4.
42.
ЗОЛОТУССКИЙ И. Крушение абстракций // Новый мир. - 1989. - N 1.
43.
ЗОЩЕНКО М. Основные вопросы нашей профессии. // Михаил Зощенко. -
1935-1937. Рассказы, повести, фельетоны. - Л. - 1937.
44.
ЗУБКОВ Ю. Полет в осенней мгле // Литературная Россия. - 12 мая 1967 г.
45.
ИКРАМОВ К. Трагедия затаенного стыда // Независимая газета. - 1993. - 3
марта.
46.
ИОНИН Л.Г. Две реальности " Мастера и Маргариты" // Вопросы
философии. - 1990. - N 2.
47.
КАВЕРИН В. Михаил Булгаков и его Мольер // Михаил Булгаков Жизнь
господина де Мольера. - М. - 1962.
48.
КАЗАРКИН А.П. Литературный контекст романа "Мастер и Маргарита".
- Томск, 1979 г.
49.
КАЗАРКИН А.П. Литературный контекст романа М. Булгакова " Мастер и
Маргарита" // Проблемы метода и жанра. - Томск. - ТГУ. - Вып.6.
50.
КОРАБЛЕВ А. Тайнодействие в " Мастере и Маргарите" // Вопросы
литературы. - 1991. - N 5.
51.
КУБАРЕВА А. Михаил Булгаков и его критики. // Молодая гвардия. - 1988. -
N 5.
52.
КУНИЦЫН В. Предчувствие ответа // Москва. - 1990. - N 5.
53.
КУНИЦЫН В. Свет и покой Мастера М. Булгакова (попытка философского
анализа) // Советская литература. - 1990. - N 6.
54.
ЛАКШИН В. О прозе М. Булгакова и о нем самом. // Булгаков Михаил.
Избранная проза. - М. - 1966.
55.
ЛАКШИН В. Пути журнальные. - М. - 1990.
56.
ЛЕВШИН В. Садовая, 302-бис // Театр. - 1971, - N 11.
57.
ЛЕССКИС Г.А." Мастер и Маргарита" Булгакова // Известия АН
СССР. - Серия литературы и языка. - Т.38. - N 1. - 1979.
58.
ЛИТВИНОВ В. Плата за талант. - М. - 1988.
59.
ЛИТЕРАТУРНОЕ наследство. Т.70.А.М. Горький и советские писатели.
Неизданная переписка. - М. - 1963.
60.
Литературные традиции в поэтике М. Булгакова. - Куйбышев. - 1990.
61.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. - М. - 1987.
62.
ЛИХАЧЕВ Д.С. Литературный дед Остапа Бендера // Страницы истории русской
литературы. к 80-летию чл. корр. Академии наук Н.Ф. Бельчикова. - М. - 1971.
63.
ЛИХАЧЕВ Д.С., ПАНЧЕНКО A. M.
Смеховой мир Древней Руси. - Л. - 1976.
64.
ЛУРЬЕ Я.С. Михаил Булгаков и авторы " великого комбинатора "
// Звезда. - 1991. - N 9.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |