Дипломная работа: Особенности поэтики романов М. Булгакова в системно-типологическом аспекте
"Ночь густела, летела
рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И
когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как
меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса
начала выходить луна, все обманы исчезли, свалились в болото, утонула в туманах
колдовская нестойкая одежда".
Лунный свет, по мнению В.П. Крючкова,
связан с Воландом. Исчез Воланд - исчезли лунные лучи, лунная дорога. Именно в
потоке лунного света "складывается непомерной красоты женщина". Это
шалости луны, шутки Воланда.
Образ луны несет особую
смысловую нагрузку в романе, не всегда четко определенную, но чрезвычайно
важную для полного осмысления романа.
Булгаков не сомневается, что
человек - часть всеобщей гармонии Вселенной. Эта гармония предполагает
теснейшую связь событий, людей и огромных светил. Луна с первых страниц
выступает как символ Воланда. День и ночь, солнце и луна, свет и тень
необходимы для равновесия в природе так же, как добро и зло в человеческой
судьбе. А все действия сатаны направлены, как считает А. А Кораблев, на
восстановление добра.45
Основное действие романа
разворачивается в полнолуние. Полнолуние - мистическое, тревожное,
завораживающее время.
Полнолуние - время шабаша ведьм
и "освобождение" для всей нечистой силы.
По мнению Л. Матвеевой, для
Булгакова важна только полная луна, как символ гармонии, покоя, умиротворения и
возрождения. Луна - одна и в "московских" и в "ершалаимских"
главах Луна одинаково наблюдает за жизнью людей I и XX веков, осуществляя связь времен. Именно луна преображает
героев. Настоящий Воланд - это лунная ночь?!
"И наконец, Воланд летел
тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан
повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь -
только глыба мрака, и грива этого коня - туча, а шпоры всадника - белые пятна
звезд" (с.577).
Истинный облик князя тьмы
оказывается сотканным из лунного света, не подразумевающего ничего низкого,
злобного, отвратительного.
Мы не видим описания внешности
или одежды сатаны. "Настоящее обличье" - это то, что неизвестно
никому, для чего не существует ни слов, ни понятий. Воланд - вселенная, "черный
необъятный космос".
"Сняли маски" и слуги
дьявола. Вряд ли вы теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика
при таинственном и не нуждающимся ни в каких переводах консультанте, в том, кто
теперь летел непосредственно рядом с Воландом, по правую руку подруги Мастера.
На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем
Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня цепью повода, темно-фиолетовый
рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в
грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о
чем-то своем, летя рядом с Воландом.
Почему он так изменился? -
спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.
Рыцарь этот когда-то неудачно
пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящими
глазами, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был
не совсем хорошим. И рыцарю пришлось прошутить немного больше и дольше, нежели
он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет
оплатил и закрыл" [26].
Можно сделать некоторые выводы,
касающиеся, как демонологических представлений в мифологии, фольклоре и
христианской традиции, так и трактовки образа Воланда в романе Михаила Булгакова
"Мастер и Маргарита".
Мы выяснили, что представления о
демонах и нечистой силе менялись на протяжении веков.
Наиболее широко они отражены в
художественной литературе. Нечистая сила в литературном произведении
приобретала какие-то новые черты, утрачивала некоторые старые,
интерпретировалась в зависимости от мировоззрения и задач автора.
Одно из самых ярких явлений
русской литературы XX века - Воланд, один из
центральных персонажей романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Он - творение автора, выразитель идей и умонастроений Булгакова. Его роль в
романе двойственна: с одной стороны он - сатана, дьявол, "князь тьмы",
а с другой - справедливый судья, воздающий каждому по заслугам. Он хром, как
Мефистофель, его глаза черны и пусты, как глаза истинного дьявола, "владельца"
ада, но, тем не менее, он остается вечным жизненным принципом справедливости,
которому подвластно все живое. Таким его создал Михаил Булгаков.
Сатира занимает значительное
место в творчестве М. Булгакова, но работ о ней явно недостаточно. Работы,
которые появились в различных периодических изданиях, книгах и сборниках
научных трудов, условно делятся следующим образом:
Во-первых, это отклики современников.
Среди них были как весьма благосклонные отзывы, авторы которых стремились
разобраться в художественном своеобразии сочинений молодого писателя, так и
отклики рапповских критиков, отнесшихся к его творчеству однолинейно и
непримиримо. Во-вторых, это работы периода 60-х годов и до настоящего времени,
диапазон которых опять же широк, причем широту эту можно наблюдать даже в
критических статьях одного и того же автора. Например, Л. Ершов, специалист в
области советской сатиры, в 1966 году практически дискредитирует
Булгакова-сатирика, автора фельетонов, гротескных повестей "Дьяволиада",
"Роковые яйца", сатирических пьес "Зойкина квартира",
"Багровый остров" и других:
"Булгаков механически
переносил принципы гоголевской сатиры и гоголевского видения жизни в свои
рассказы и повести с целью создания пасквиля на порядки в современной России"[27].
Затем, уже в 1977 году: "Его (Булгакова) ранние обличительные
произведения, лишенные в основе своей социальной справедливости, теряли также и
эстетическую убедительность. Противоречивость позиции Булгакова состояла в том,
что он причины всех бедствий сваливал на новый общественный строй"[28]
Во времена "ренессанса"
творчества М. Булгакова Ершов все же меняет свое мнение. Да и странно бы было
обратное - ведь творчество и судьба М. Булгакова теперь глубоко волнуют и
духовно приняты многими, а его роман "Мастер и Маргарита" становится
настольной книгой целого поколения!
В статье 1991 года "Ранняя
сатира Михаила Булгакова" Л. Ершов, относя Михаила Афанасьевича уже к
"крупнейшим сатирикам первой половины 20 века", говорит о том, что
творчество писателя развивалось в "русле разветвленной европейской
литературной традиции от Гете и Байрона до Н. Гоголя, Ф. Достоевского и Ф.
Сологуба", но не только. "К гоголевско - щедринским традициям
подключается и та, что идет от современности, то есть берет начало от
фантастики Г. Уэллса (на которую в определенной мере опирался и Замятин)"[29].
Эта статья посвящена сопоставлению ранней сатиры М. Булгакова с рассказами М.
Зощенко и романом-памфлетом Е. Замятина "Мы".
Уяснение места Булгакова в
советской прозе и драматургии влечет за собой проблему творческого метода
писателя, которая сложна и многоаспектна.
Образцом партийной критики в
этом смысле могут послужить слова А. Метченко:
"Писателя не увлекла
героика социалистического создания, не покорило величие претворяющихся в жизнь
идеалов. Это ослабляет его сатиру". "Сила таланта Булгакова, -
продолжает он, - проявилась главным образом в нравственном развенчании
контрреволюции", но здесь нет ничего нового "по сравнению с
принципами, которые утверждала литература критического реализма"[30].
Зарождение сатирической
образности относится ко времени, когда искусство носило синкретический
характер, выкристаллизовываясь из народных игр и культовых действий.М. Бахтин
для обозначения традиций фольклора в истории европейской литературы (прежде
всего Средневековья и Ренессанса) ввел термин "карнавализация". Сам
карнавал - синкретическая обрядово-зрелищная форма ("зрелище без рампы")
с определенной системой символических действ.
Отмечая специфический характер
самого смеха древнего человека, М. Бахтин говорит, что "средневековый смех"
не индивидуальная реакция на что-либо, а всенародность, универсальность
физиологии смеха. Он направлен на все и на всех (в том числе и на самих
участников карнавала), весь мир представляется смешным, воспринимается и
постигается в своем смеховом аспекте"[31].
Само существо смеха связано с
раздвоением. Смех открывает в одном другое, не соответствующее: в высоком -
низкое, в обнадеживающем - разочаровывающее, в духовном - материальное, в
торжественном - будничное. Потому, что это "веселый, ликующий смех и
одновременно насмешливый, высмеивающий, он и отрицает, и утверждает, и хоронит,
и возрождает По отношению к характеру смеха М. Бахтиным вводится такое понятие
как "амбивалентность".
Именно на таком смехе, на
причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и
безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры основан
гротеск как тип художественной образности. Смех, вызываемый гротескным образом,
в свою очередь также двуедин: он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто
сатирического смеха нового времени, направленного на злобу дня и не
предполагающего раскрытие авторского "я".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |