Дипломная работа: Особенности поэтики романов М. Булгакова в системно-типологическом аспекте
"<... > фельетончики
в газете дали себя знать <... > Вкус мой резко упал. Все чаще стали
проскакивать в писаниях моих шаблонные словечки, истертые сравнения. В каждом
фельетоне нужно было насмешить, и это приводило к грубостям. <... >
Волосы дыбом, дружок, могут встать от тех фельетончиков, которые я там насочинил."
И даже еще категоричней: "более отвратительной работы я не делал во всю
свою жизнь"[39].
М.О. Чудакова предостерегает от
соблазна увидеть в фельетонах "Гудка" лабораторию будущих
произведений писателя, "ведь уже были созданы повести "Дьяволиада",
"Роковые яйца", и роман "Белая гвардия".
Но несомненным остается одно:
Булгаковым движет стремление к изображению реальной жизни, причем без прикрас,
в совершенной истине. В предисловии к "Золотым документам", опубликованным
в "Накануне" 6 апреля, 1924г., Булгаков отмечал: "Когда
описываешь советский быт, товарищи писатели земли русской, а в особенности
заграничной, не нужно врать. Чтобы не врать, лучше всего пользоваться
подлинными документами.
Это творческое кредо Булгакова
может быть соотнесено с принципами нравственно-дидактической сатиры, как у
Фонвизина, произведения которого были написаны с позиции "Вот злонравия
достойные плоды".
Хотя уже в некоторых фельетонах
явственно прослеживается становление принципов реалистической сатиры. Например,
в фельетонах 1922 г. "Похождения Чичикова" фантастические,
невероятные события, вторгаясь в обыденную жизнь, образуют повествование,
гротесковое по своей структуре и реалистическое по принципам отображения
действительности. В этом фельетоне персонажи "Мертвых душ" Гоголя,
которому принадлежит заслуга утверждения реалистического гротеска в русской
литературе, переселены в "диковинном сне" в Москву начала 20-х гг. И
этот самый сон, и описание головокружительной карьеры Чичикова, и сцена
разоблачения героя уже прямо указывают на использование приемов реалистического
гротеска.
"И напрасно Чичиков валялся
у меня в ногах, и рвал на себеволосы и френч и уверял, что у него
нетрудоспособная мать.
Мать?! - гремел я, - мать?. Где
миллиарды? Где народные деньги?! Вор!! Взрезать его, мерзавца! У него
бриллианты в животе! Вскрыли его. Тут они.
Все?
Все-с.
Камень на шею и в прорубь!
И стало тихо и чисто"[40].
Как справедливо отмечал Е.
Кухта, в фельетонах Булгакова "<... > ярко прочитывается <...
> гоголевская традиция" Это в полной мере можно отнести к таким
фельетонам, как "Великий Чемс", "Ревизор" с вышибанием",
"Чертовщина" и др.
Таким образом, в публицистике М.
Булгакова смех по своей сути лишен признака амбивалентности, но уже здесь
зарождается гротескная линия, получившая развитие в дальнейшем творчестве
писателя.
Сатирические произведения
20-годов и прежде всего повести "Дьяволиада" (1923) и "Роковые
яйца" (1925) характеризуют как саму раннюю прозу писателя, так и
общественно-литературные процессы этого времени.
В тенденциозной статье М.
Кузнецова, опубликованной в 1962 году, утверждается, что " Дьяволиада"
и "Роковые яйца" - произведения модернистского искусства. Эти
повести, по мнению автора, с очевидностью доказывают, что в начале 20-х
гражданская и творческая позиция М. Булгакова совпадала с замятинской, а в
последующем же своем творчестве писатель якобы "отказывается от такого
изображения жизни"[41]
В действительности, в данных
произведениях прослеживается связь с традицией русской литературы 19 века, а
именно с изображением фигуры мелкого чиновника-неудачника с " амбицией",
канонизированной Достоевским и Гоголем (Акакий Акакиевич из " Шинели
", Голядкин из " Двойника " и Коротков из "Дьяволиады").
Повесть "Дьяволиада", написанная
осенью 1923 года, впервые была опубликована в четвертом сборнике альманаха
"Недра" за 1924 год. Одна из первых в советской литературе сатирических
повестей, " Дьяволиада", по справедливому замечанию М.О. Чудаковой,
продолжала давнюю литературную традицию, идущую от Гоголя, Одоевского,
Вельтмана, возрождая эту традицию на новом актуальном материале". Уже
здесь проявляется интерес М. Булгакова к " мистике повседневности", которая
была так близка Гоголю. Рассказывая историю гибели делопроизводителя Короткова,
М. Булгаков вслед за Гоголем показал процесс поглощения человека чином,
бумажным миром бюрократии[42].
М. Булгаков в "Дьяволиаде"
использует мотив двойничества, издавна связанный с темой судьбы и роковой
предопределенности. Так, еще в "Повести о Горе-Злосчастии" Горе
выступает роковым двойником Молодца, а Нос в повести Гоголя, своеобразный
двойник коллежского асессора Ковалева является персонификацией тщеславия и
заносчивости героя, двойник Достоевского - злодей и интриган - представляет
тайные помыслы Голядкина-страшного. В "Дьяволиаде" же две пары
двойников, но все четверо - реально существующие люди и, по мнению Л.
Менглиновой, таким образом версия об участии ирреальной силы в злоключениях
Короткова развенчивается автором.
В отличие от Гоголя Булгаков
постоянно снимает тайну реальным планом, с помощью реально-причинных
мотивировок. Об этом очень хорошо пишет в своей статье Л. Менглинова, подробно
разбирая механизм булгаковского гротеска.
Все события, происходящие в
повести, имеют под собой реальную почву: время действия 1921 год - начало НЭПа
и конец военного коммунизма, место действия - государственные учреждения Спимат
и Центроснаб, бытовые подробности отражают атмосферу тогдешних канцелярий плюс
подробные описания последовательного хода действия," всего, что было".Л.
Менглинова выделяет три этапа в "механизме" гротеска "Дьяволиады":
сначала в обычную жизнь вторгается странное, но еще не фантастическое (вместо
зарплаты Коротков получает "продукты производства", проверяя их
качество, он обжигает лицо, уснув в душной комнате, видит "дурацкий
страшный сон", а на следующий день, исказив фамилию начальника и тем самым
допустив непростительную оплошность, увольняется с работы). Здесь следует
дополнить размышления Л. Менглиновой. Сон у М. Булгакова является постоянным
приемом: в "Дьяволиаде" сон Короткова сгущает атмосферу и содержание,
типичные для контекста сказки. "Будто бы на зеленом лугу очутился перед
ним огромный, живой биллиардный шар на ножках. Это было так скверно, что
Коротков закричал и проснулся". Этот абсурдный и немотивированный кошмар и
есть вариант сна-гротеска, который в данном случае помогает М. Булгакову
отразить действительность, развитие событий. Сон-гротеск является как бы
внешней мотивировкой фантастики. Ко второму " этапу " построения
гротеска в "Дьяволиаде" Л. Менглинова относит появление фантастики,
мотивированной психологически. По мере развития фантастического психика Короткова
нарушается. В конце концов реальные картины повествования "взрываются"
гротескными, одновременно смешными и жуткими, когда бедный Коротков уже в
исступлении:
"<... > - Сказано в
заповеди тринадцатой: не входи без доклада к ближнему твоему, - прошамкал
люстриновый и пролетел по воздуху, взмахивая полами крылатки... Он выкинул из
широкого черного рукава пачку белых листов, и они разлетелись и усеяли столы,
как чайки скалы на берегу.
Муть заходила по комнате, и окна
стали качаться.
Товарищ блондин! - плакал
истомленный Коротков, - застрели ты меня на месте, но выправь ты мне какой ни
на есть документ. Руки я тебе поцелую.
В мути блондин стал пухнуть и
вырастать, не переставая ни на минуту бешено подписывать старичковы листки и
швырять их секретарю, который ловил их с радостным урчанием.
Черт с ним! - загремел блондин,
- черт с ним. Машинистки, гей!
Он махнул огромной рукой, стена
перед глазами Короткова распалась, и тридцать машин на столах, звякнув
звоночками, заиграли фокстрот. Колыша бедрами, сладострастно поводя плечами,
взбрасывая кремовыми ногами белую пену, парадом - алле двинулись тридцать
женщин и пошли вокруг столов.
Белые змеи бумаги полезли в
пасти машин, стали свиваться, раскраиваться, сшиваться. Вылезли белые брюки с
фиолетовыми лампасами: "Предъявитель сего есть действительно предъявитель,
а не какая-нибудь шантрапа".
Надевай! - грохнул блондин в
тумане.
И-и-и-и, - тоненько заскулил
Короткое и стал биться головой об угол блондинова стола"[43].
Итак, реально - причинные
мотивировки не позволяют автору забыть о той действительности, в которой он
живет, и которая рождает в его сознании мучительные раздумья о будущем страны.
Но Булгаков еще не в полной мере уяснил для себя сущность происходящего. Но он правильно
указал на одно из возможных последствий - сумасшествие "маленького
чиновника", сознание которого не выдерживает "фантастического быта".
В повести " Роковые яйца
" предпринимается попытка создать новый тип гротеска, который, используя
терминологию Ю. Манна, можно назвать фантастическим предположением. Если в
"Дьяволиаде" фантастика - это следствие психологических качеств
героя, то здесь она является исходной установкой всего действия. Писатель
словно обращается к самому себе с неожиданно дерзким вопросом: " Что бы
случилось с героями, если бы произошло заведомо странное, невероятное событие?",
т.е. он моделирует ситуацию. По такому принципу построены, например, такие
произведения, как "Нос" Гоголя, "Клоп" и "Баня" Маяковского.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |