Дипломная работа: Лирическая проза И.Бунина и ее развитие
Поэзия и проза все более сближаются, обнаруживая тяготение к
некоему "синтетическому" жанру. Многие произведения рубежа веков
пронизаны пессимизмом, усиливающимся с ощущением обреченности дворянского
класса.
Эгоцентризм эстетического мышления Бунина с его поэтизацией,
отъединенной от мира личности, как раз и сближал его лирическую прозу с
символистской литературой второй половины 90-х годов.
Эта сторона эстетической программы Бунина с ее утверждением
самоценности "души" художника несомненно и очевидно связана со взглядами
на искусство молодого Брюсова, стихи которого Бунин печатал в "Южном
обозрении". В предисловии к сборнику своих стихов в 1895 г Брюсов писал: "Наслаждение
произведением искусства состоит в общении с душой художника…" В 1899 г.в
брошюре " О искусстве" Брюсов развивал эти взгляды, обосновывая
теорию символизма: "Все свои произведения художник находит в самом себе.
Век дает только образы, только прикрасы; художественная школа учит внешним
приемам, а содержание надо черпать из души своей". И далее здесь же: "Сущность
в художественном произведении - душа творца, и не все ли равно, какими путями
мы подойдем к ней... Искусство запечатлевает для земли душу художника".33
§4. Природа как источник лирических обобщений
Ранняя самостоятельная поэзия Бунина основывалась на отображении пейзажей,
где ничто не нарушает безмолвного разговора автора с природой, А. Блок писал: "Так
знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви,
поэт смотрит зорко и далеко, и красочные, и звуковые его впечатлений богаты".34
Картины природы Бунин создает с неисчерпаемым своеобразием и в
поэзии, и в прозе. В своего рода поэтической декламации он утверждает:
Нет, не пейзаж меня влечет,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, -
Любовь и радость бытия.
Она повсюду разлита –
В лазури неба, в птичьем пеньи,
В снегах и в вешнем дуновеньи, -
Она везде, где красота. (1, )
Дореволюционный критик Ф.Д. Батюшков, как бы отделяя поэзию Бунина
от его прозы, утверждал: "Бунин живет ощущением природы и, в общем, не
принадлежит к категории поэтов-мыслителей. Образы служат лишь формой выражений".35
Природа – один из источников, питающих лирическое обобщение в
прозе. Она входит в систему эпического мировосприятия как один из основных его
элементов. Однако природа еще и сильнейший стимулятор личностных эмоций.
Личность Бунина сложилась в очень "почвенном"
национальном "климате" - " в том плодородном подстепье, где
древние московские цари в целях защиты государства от набегов южных татар, создавали
заслоны из поселенцев различных русских областей, где, благодаря этому
образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие
русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым".36
Чувства и переживания, выразившиеся в раннем творчестве Бунина,
сложны и нередко противоречивы. В его ощущениях вещного мира, природы
причудливо переплетаются радость бытия и тоска, томление по неведомой красоте,
истине, добру, которого гак мало на земле. Не найдя красоты в людях, он ищет ее
в природе.
В творчестве Бунина картины природы занимают зачастую главенствующие
места. Но это не просто выражение мимолетных ощущений и впечатлений. Пейзаж в
творчестве Бунина это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего
красоту родных полей и лесов, стремящегося воссоздать панораму мест, где живет
и действует его герои.
Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувства героя. Природа в ранних
рассказал Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства. Вот
почему писатель стремится уловить все ее оттенки.
Как и Фет, Бунин – "соглядатай природы", он постигает ее
исключительно зрением. Любование, радование зримым – главная услада его творчества.
Там, где мы видим определенный цвет, Бунин отмечает десятки
полутонов и оттенков. С другой стороны, он изображал природу пронзительно-меланхолической, со следами
тютчевской "возвышенной стыдливости страдания".
Пытаясь определить творческую эволюцию Бунина, О. Михайлов пишет: "От
импрессионистского письма с его тонкими, но словно размытыми штрихами, с его бессюжетностью
и музыкальностью настроения…он (Бунин) приходит к крепкой реалистической манере,
в основе которой важная, предельно конкретизированная деталь".37Тот
факт, что в ранних рассказах Бунина впечатления часто как бы наслаиваются, не дает
права называть его "импрессионистом". В своей ранней прозе Бунин поэт
и пейзажист. Он лирик в этих двух ипостасях, и лирика его проникновенна и
точна.
Быть может, секрет прекрасных бунинских изображений природы
заключается в удивительном соединении мягкой лиричности и предельной точности,
даже в деталях.
Стремление к "естественности",
к близкой природе жизни привели Бунина к увлечению толстовством. В очерке "Толстой"
он отмечал: "В молодости, плененный мечтами о чистой, здоровой и доброй
жизни среди природы, собственными трудами, в простой одежде, в братской дружбе
не только со всеми бедными и
угнетенными людьми, но и совсем растительным и животным миром, главное же опять-таки от влюбленности
в Толстого как художника, я стал толстовцем…"38 Пантеистическое
восприятие в творчестве Бунина
во многом берет истоки в толстовском понимании природы как высшей субстанции, неподвластной
влиянию человека и в чьем-то
даже таинственной, недоступной для человеческого понимания.
Любовь Бунина к природе была любовью нежной и мучительной. Это
была любовь к миру, бесконечно близкому его душе. Он не может не любоваться
нежнейшими красками русской природы, не рисовать изумительные и бесконечно
разнообразные пейзажи, в которых он, прозаик и поэт, так близок художнику
Левитану.
Постоянное пересечение жизни природы и жизни человека во многом
определяет лиризм бунинской прозы. Лирическая наполненность повествования не
лишала, однако, рассказы Бунина динамичности. Очерковые приемы, приобретенные
Буниным за время работы в газетах и журналах, не только не оттеняли лирическую
глубину его прозы, но придавали конкретному переживанию, эмоции повествователя (или героя) эпическую объемность.
Лирические начала прозы обогащались средствами импрессионистской
символики, за которыми сохранялись функции предметно-описательного стиля и с
помощью которых усиливалась "художественная впечатлительность"
изображения "состояний души", настроений, чувств лирического героя
повествования.
В изобразительно-выразительном плане используется прием аналогии.
Гуще и многообразнее становятся ассоциативные связи. О чем бы Бунин ни
повествовал, он прежде всего создавал зрительный образ, давая волю целому
потоку ассоциаций. Одно и то же явление может вызвать целый ряд
повествовательно меняющихся представлений, что наглядно воплощало столь важную
для бунинского мировосприятия идею о невозвратности мгновенья, его
особой ценности.
В слиянии с природой, возвращении к ней, обновлении жизни видит
Бунин выход из пессимизма, связанного с мыслями о скоротечности бытия и неизбежности
собственной смерти и усиливающегося ощущением обреченности дворянского класса.
"Мир - зеркало, отражающее то, что смотрит в него. Все
зависит от настроения…"39 - писал Бунин. Это высказывание один
из принципов эстетического мышления Бунина, его видения и осмысления мира и природы, в
частности. В его прозе начала 900-х гг.этот принцип имеет не только такие
художественные формы своего выражения, которые были разработаны в литературе XIX в., но и новые, уже
характерно бунинские,
проявляемые в своеобразии его лирической прозы.
III. Концепция жизни в лирико-философских рассказах Бунина 900-х
гг. Раздумья о месте и назначении человека
§1. " Перевал" как эпиграф ко всему творчеству Бунина
Конец 90-х гг. – время наряженных поисков
творческой самостоятельности И. Буниным. Самокритичность его самооценок свидетельствует, что в
его творчестве наступил переходный период, своего рода "перевал" творческой жизни, на пути к
которому Бунин должен был отречься от того, что было освящено великим авторитетом
эпохи – именем Толстого. 1892-1899-1901 – хронология периода творческой жизни,
когда Бунин, переживая увлечения своей писательской молодости, отрекаясь от
многого в них, блуждал в тумане собственных сомнений, стремясь обрести
бунинскую неповторимость. Кроме того, это период создания и публикации лирической миниатюры "Перевал",
которую сам Бунин поставил
эпиграфом ко всему творчеству.
Это небольшое аллегорическое стихотворение в прозе, потребовавшее
шесть лет работы над ним, отражает бунинское восприятие жизни и своего места в
ней, в первую очередь, через образы-метафоры: "таинственная ночь",
"холодный туман", "лес", "темнеющая долина", "маленькие
хижины маленьких людей" и навязчивая метафора "жуткого одиночества на
"перевалах". Символично говорится о поисках смысла бытия, о путнике, упрямо бредущем ночными кручами: "Иди,
иди. Будем брести, пока не свалимся. Сколько
уже было в моей жизни этих трудных и одиноких перевалов. Как ночь,
надвигались на меня горестные страдания, болезни, измены любимых и горькие
обиды дружбы – наступал час разлуки со всем, с чем сроднился. И, скрепивши
сердце, опять брал я в руки свой страннический посох". (2,9)
За год
до появления "Перевала" Бунин был назван "беллетристом
настроения": "…в рассказах Бунина перед нами какая-то отрывочная и
неустоявшаяся жизнь… Не человек строит свою судьбу, но судьба… и через
случайные впечатления. Которым она подвергает человека, бросает его то в одну
строну, то в другую, заставляя посменно переживать самые разнообразные
настроения, в которых общего разве лишь чувство своей крайней беспомощности…"40
Бунина обвиняли в том, что "… в жизни он
начал искать не жизнь, а "звуков сладких и молитв".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 |