Дипломная работа: Лирическая проза И.Бунина и ее развитие
Путь нахождения себя в прозе был трудным и длительным. Легче "впечатления
бытия" молодого Бунина выражались в лирике.
Читающей публикой Бунин долгое время воспринимался как поэт. В
1909 г. он был избран почетным членом Академии наук. Комментируя это событие,
критик А.Измайлов писал: "Конечно, как поэта венчает И.А. Бунина академия.
Как рассказчик, он сохраняет в своем письме ту же значительную нежность
восприятия, ту же грусть души, переживающей раннюю осень. И здесь он только
один из многих, завороженных, зачарованных, увлеченных Чеховым. И то, что трогает
в маленьких стихотворениях, расплывается в
прозаических строках". 6
Наиболее самостоятельный среди ранних прозаических опытов –
рассказ "Первая любовь" с характерным подзаголовком "Из
воспоминаний детства". Но через 40 лет в "Лике" он с резкой
откровенностью скажет правду о небунинском у молодого Бунина: "Я написал и
напечатал два рассказа, но в них все фальшиво и неприятно: один о голодающих
мужиках, которых я не видел и, в сущности, не жалею, другой на пошлую тему о
помещичьем разорении и тоже с выдумкой, между тем как мне хотелось написать
только про громадный серебристый тополь, который растет перед домом бедного
помещика, и еще про неподвижное чучело ястреба, которое стоит у него в кабинете
на шкапе и вечно, вечно смотрит вниз блестящим глазом in желтого стекла, раскинув
пестро-коричневые крылья".7
Самые первые бунинские опыты интересны тем, что это опыты в
области чужих стилей, своеобразное творчество" по стилевому образцу.
Более самостоятельные очерки "Дементьевна" и "Судорожный"
предвосхищали характерное бунинское начало в жанре бессюжетного
рассказа-эпизода, где все повествование цементируется настроением непревзойденного
художественного совершенства и мастерства.
В конце 90-х гг. Бунин много переводит, по его словам, "чужое
было легче передавать".8 Выходит из печати бунинской перевод "Песни
о Гайавате" Генри Лонгфелло, отмеченный Пушкинской премией.
В 1899 г. в Москве происходит знакомство Бунина с писателем Н.Д.
Телешовым, который вводит его в незадолго до этого возникшее объединение
писателей-реалистов "Среда". Бунин становится ревностным участником
этого объединения, а в его творчестве
упрочится реалистический метод.
По словам Телешова, "Бунин
представлял собой одну из интересных фигур на "Среде". На "Средах"
были читаны чуть ли не все рассказы и повести Бунина и большинство его
стихотворений.
Интересны свидетельства Телешова об отношении Бунина к своему
писательскому делу: "Работать мог он очень много и долго: когда гостил он у
меня летом на даче, то, бывало, целыми днями,
затворившись, сидит и пишет; в это время не ест, не пьет, только работает;
выбежит среди дня на минутку в сад подышать и опять за работу, пока не кончит.
К произведениям своим всегда относил крайне строго, мучился над ними,
отделывал, вычеркивал, выправлял и в начале нередко недооценивал их".9
Неслучайно исследователи считают, что в этот период "начался"
Бунин-художник. Не лихорадочное биение пульса капиталистического города –"железа
мучительный гром", - столь ощутимое в стихах В. Брюсова, К. Бальмонта, И.
Анненского, зрелого А. Блока или в прозе А Куприна, П.Шмелева, а немая "печаль
полей" заворожила Бунина.
Быстро определившийся круг излюбленных тем не означал, что
бунинское творчество было восхождением по прямой. Ровность мастерства была
достигнута позднее, когда выковалась цельная реалистическая система. В
конце 90-х годов бунинское творчество, при единстве миросозерцания, отличается
крайней художественной неравноценностью. Вслед за юношеским рассказом "Федосеевна",
рисующим крестьянскую душу в "беспощадных" традициях русского
реализма, появляется очерк "Мелкопоместные", мало чем отличающийся от
бытовых очерков начала века, наводнявших местные провинциальные газеты, рядом с
рассказом об одном из последних из могикан дворянства - "В поле" - мы
видим наивную романтическую легенду "Велга" (1895), рассказ о девушке,
гибнущей ради спасения любимого.
Наибольшей художественной силы, как видно, Бунин добивался там, где
реалистическая изобразительность находилась в ладу с объектом, по
родному близким писателю, где в контрастном сопоставлении с
природой появляется деревенский человек - шире - вся Россия, крестьянская,
грубо первобытная, не ведающая, что будет завтра.
Движение Бунина-прозаика от середины 90-х гг. к началу 900-х it. проявляется прежде всего в расширении
масштабности кругозора, в переходе от наблюдений над отдельными судьбами крестьян
или мелкопоместных дворян к обобщающим размышлениям (пример: зарисовки
косной жизни, в которую ворвалась "Чугунка", перерастают в раздумья о
целой стране и ее "унылом лесном народе" ("Новая
дорога")).
Становление Бунина пришлось на период, когда классическая эпоха
русского реализма заканчивалась и на смену единодержавию реализма явилась беспрецедентная
пестрота школ и направлений, отрицающих друг друга, писатель был убежден, что в
его время "произошло невероятное обнищание и омертвение русской литературы"
(Бунин И.А. Собрание сочинения в 9-ти томах, Т.9, С. 529). Он испытывал чувство
одиночества в литературе. Причину кризиса и разъединения писательских сил Бунин
видел в "общей расшатанности, неустойчивости общественного мнения". (9,
530)
Бунин был писателем, сформировавшимся на границе двух эпох, когда происходило изменение основных, фундаментальных представлений о человеке и мире. Его мировоззрение рождалось
го конфликта между духовным, "предлежащим материалом" и потребностями
времени, для которого оказывается недостаточным то, что было завещано
предшественниками.
В основе пересмотра традиционных представлений о литературе, ее
задачах и средствах у Бунина были человеческие мотивы - разочарование в
гуманистических ценностях. Неверие в историю стало определяющим моментов в
творчестве писателя. И здесь - его разрыв с традицией русского реализма XIX в., который, однако,
нельзя признавать полным, поскольку есть заветы, которым Бунин остался верен. В
первых самостоятельных прозаических произведениях Бунина проявилось характерное
для него впоследствии начало, где повествование цементируется настроением
автора рассказчика.
Большое влияние на формирование индивидуального стиля Бунина
оказали опыты в области чужих стилей и переводы мировой литературы
II. Двуединство эпического и лирического в
прозе Бунина 900х гг.
§1. Место Бунина в ряду писателей рубежа веков, своеобразие бунинских
тенденций
Характеристика Бунина-художника невозможна вне установления его
литературной генеалогии, места в ряду как предшественников великих писателей XIX в. так и современников -
прозаиков и поэтов нашего столетия, а, кроме того, тех, кто и сам испытал
воздействие Бунина. В сплаве эпохи, насыщенной революционными потрясениями,
жизненного опыта писателя, социальных и эстетических традиций, своеобразия таланта
выявляются основные тенденции бунинского творчества, заметно меняющиеся от
1890-х гг. к началу 1900-х и далее -
в 1910 гг.
В месте с Горьким, Куприным, Шмелевым, А.Толстым Бунин находился
на генеральном направлении предреволюционной литературы и противостоял своими
произведениями волне декадентства. Всех их объединяет при различии социального
взгляда глубоко национальное начало, характерное для реализма. Однако Бунин
оставался крупнейшей и совершенно особой фигурой в литературе.
Творческий метод Бунина в своей основе глубоко реалистический, а
его поэтика и стиль прочно опирались на традиции русской классики.
В начале 900-х гг. Бунин для Горького был продолжателем традиций Тютчева,
Фета, Майкова, наследником лучших традиций "усадебной культуры (в этот
период Горький ценит у Бунина выше всего его поэзию).
В рассказах 1890-х г. и рубежа 1900-х гг. заметно воздействие гоголевской
традиции. Несмотря на то, что для Бунина несвойственна сатира, публицистическое
обличение, разящий смех гоголевских "Мертвых душ" ощущается преемственность авторских
отступлений гоголевскойпоэмы, а также стихотворений в прозе Тургенева.
Бунин ни в коем случае не копировал Гоголя, лишь восхищался чувством ритма,
точностью предметных сравнений, общей атмосферой взволнованности, эмоциональной
приподнятости. То, что у Гоголя предмет развернутого авторского отступления ("Какое
странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!"), отливается
у Бунина в форме отдельного, завершенного рассказа ("Новая дорога").
Обращение к Тургеневу не случайно. Тайное, внутренне очарование
его лирической прозы предвещало возможности качественного развития новых еще
для ХIХ
в. тенденций. "Записки охотника" - эпоха в развитии рассказа
(разрушение типологии жанра). Тургенев заведомо избегал сюжетной
занимательности и напряженности, его рассказы ближе к "физиологическим
очеркам".
Стремительность, драматичность, сюжетность присуща
пушкинским "Повестям Белкина", в которых выдержано единство жанра.
Очевидно, что рассказы Пушкина и Тургенева - это два этапа в
развитии этого жанра и два полюса, к которым в какой-то мере будет тяготеть
Бунин, Однако его рассказы нельзя назвать ни строго эпическими, как "Повести
Белкина", ни лирико-очерковыми, как "Записки охотника". У Бунина
обнаруживается перевес лирического начала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 |