Дипломная работа: Лирическая проза И.Бунина и ее развитие
Отправная
точка мыслей героя – мощь и красота, многогранность ее вещественно-чувственных
проявлений.
Говоря
об элементах авторского самовыражения А.С. Спивак замечает: "Светлая струя
радостного восприятия мира, жизнеутверждающая стихия широко разлилась в
творчестве Бунина. И не увидеть ее, не принять ее силы и органичности в общем
наследии художника просто невозможно".72
Заключение
Место
и роль лирической прозы Бунина в развитии таланта писателя
Рожденная
в конкретно-исторических условиях 90-х – 900-х годов, бунинская концепция
действительности тяготела к "надсредовой" универсальности, критика
разрасталась в тоску "всех стран и всех времен"; "творческую
тоску о счастье, которая движет мир…"73 В силу этого сама
концепция оказывалась в замкнутом кругу вечных категорий.
Нинов
писал, что Бунин вслед за Толстым продолжал придерживаться точки зрения"
вечных начал". Эта привязанность Бунина к неподвижным, неизменным
категориям объясняется не только духовным влиянием толстовства. Взгляды Бунина
в основе своей сами восходили к тому же реальному источнику, из которого
возникали понятия толстовской философии, - "переворотившемуся" и в то
же время бессильному перед будущим патриархальному строю".
Человек
у Бунина пробивается к целостности мира, драматически ощущая разность объемов
личностного и всеобщего, логическую несводимость человека и мира, мгновенного
усилия и длительного результата, всеисторического прошлого и
конкретно-исторического настоящего.
Концепция
Бунина "человек – мир" расходилась с действительностью по
направленности временного движения. Россия рвалась в будущее, бунинские герои
смотрели в него через плотную завесу прошлого. Бунинские герои "миновали"
стадию общественной жизни, которая непосредственно открывала выход в будущее и
была для эпохи рубежа уже "обыкновенной" в определенном смысле жизнью
– стадией сознательной классовой борьбы.
Спокойно
течет повествование, о том о сем рассказывает писатель, а из этого, казалось
бы, малозначительного, повседневного встает обобщение – целая жизнь, прожитая
без всяких духовных и общественных интересов, жизнь "уютная",
покоящаяся на старых традициях, глубоко укоренившихся привычках.
Основное
место в творчестве Бунина 900-х гг. занимает философская лирика. Вглядываясь в
прошлое, писатель стремился уловить некие "вечные" законы бытия.
Основа бунинской философии – признание земного бытия частью вечной космической
истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. Обостряется
ощущение фатальной замкнутости человеческой жизни в узких временных рамках,
чувство одиночества человека в мире.
Глубокая
философичность и аналитизм в изображении противоречий жизни и человеческого
характера, новые формы композиции и сюжета, необычайное богатство языка и
предельная пластичность изображения – эти и другие особенности бунинского
письма явились существенным вкладом в сокровищницу русской реалистической
литературы.
Немало
нового внес Бунин в развитие повествовательных форм художественной прозы. Его
лирические миниатюры – образец подлинного искусства самораскрытия от первого
лица, высочайшее единство перевоплощения автора в своего героя. Заслугой Бунина
в этих рассказах явилось то, что он наделил своего героя рассказчика остротой
объективного зрения, способного анализировать не только свой внутренний
субъективный мир, но и окружающую действительность.
В
произведениях, написанных преимущественно в объективной манере, Бунин вслед за
Чеховым слил лирическое и эпическое начала в одно эмоционально-художественное
целое. С помощью сложного сплетения голосов автора и героя, сочетания (или
противопоставления) их точек зрения, осмыслений и оценок писатель усилил
синтетизм повествования, объемность художественного изображения
действительности.
В зрелом
творчестве Бунина наше свое дальнейшее развитие углубленного изображения
внутреннего мира человека, слияние "диалектики души", когда
человеческая индивидуальность изображается как бы с двух сторон: с точки зрения
"Всевидящего" и "всезнающего" автора и изнутри, в
результате чего внутренний мир человека предстает в двойном освещении, с
объективным изображением сливается субъективное выражение, когда герой
раскрывается путем самовыражения. В зрелых рассказах лиризм сочетается не
только с беспредельно выпуклыми картинами действительности, но и с типизацией
образов, что придает им широкую художественную обобщенность.
С особой
наглядностью взаимосвязь лирического и эпического проявляется в пейзажных
зарисовках и в раскрытии внутреннего мира бунинских героев, а также в отрезках
авторского текста, которые связаны с выражением взглядов писателя на глобальные
проблемы человеческого бытия.
Однако
специфика бунинского повествования, характер авторских интонаций определяются
не только философскими, но и социальными аспектами изображения.
Здесь
Бунина беспощаден к злу жизни, ее алогизму и несовершенству, ко всему, что
калечит человека, рушит судьбу людей.
Стремление
к широким философским обобщениям к познанию законов бытия, утверждения вечной,
чуть ли не космической гармонии мира, характерное для Достоевского, толстого, в
значительной мере свойственно и произведениям Бунина.
Многие
мотивы этого периода со всей полнотой найдут отражение в прозе 30-х годов. Они
будут обострены настроениями личной, сословной, классовой катастрофы.
Продолжая
и развивая наблюдения, отраженные в произведениях 1890-х – начала 1900-х гг.,
Бунин стремится загадать "вечные", "неподвижные" приметы
русского человека, исследуя изломы его души. До "Деревни" и "Суходола"
бунинский метод претворялся по преимуществу в лирической стихии. Но обращение к
крестьянско-дворянской тематике под углом историзма расширило его рамки и
выдвинуло Бунина-прозаика далеко вперед по сравнению с Буниным-поэтом.
О том,
насколько полно отразило позднее творчество круг вопросов и проблем,
наметившихся в начале пути Бунина-прозаика, свидетельствует высказывание
Горького о "Деревне": "…Я знаю, что когда пройдет
ошеломленность, когда мы излечимся от хамской распущенности… тогда серьезные
люди скажут: "Помимо первостепенной художественной ценности своей "Деревня"
Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество
серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом – быть
или не быть России? Мы еще не думали о России – как о целом, - это произведение
указало нам на необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить
исторически".74
Талант
Бунина, огромный, бесспорный, был оценен современниками по достоинству не
сразу, зато потом, с годами, все более упрочивался, утверждался в сознании
читающей публики. Его уподобляли "матовому серебру", язык именовали "парчевым",
а беспощадный психологический анализ – "ледяной бритвой".
Итак,
художественная система Бунина начала 900-х гг. имела следующие особенности:
1)
творческий метод
Бунина в основе своей реалистический. Его поэтика и стиль опирались на традиции
русской классики;
2)
бунинский рассказ
развивается в чем-то как преодоление чеховской традиции. Рассказы Бунина можно
назвать психологическими, философскими этюдами;
3)
основные сюжетные
линии ранней прозы: изображение русского крестьянства и разорившегося
мелкопоместного дворянства;
4)
для бунинской
манеры повествования характерен "высокий строй", "благородство",
мерная торжественная интонация;
5)
бунинская
концепция действительности тяготела к "надсредовой" универсальности;
6)
бунинская проза
конца 90-х – начала 900-х гг. все более превращалась в единый лирический
монолог с устойчивой символикой образов (леса-пустыня-снега-туман);
7)
природа в ранних
рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства;
8)
внутренне движение
рассказа основывается на конфликте личного и эпического сознания (двуединство
лирического и эпического начал в прозе);
9)
в основе
большинства бунинских произведений начала 900-х гг. лежит конфликт между жизнью
и смертью, которые предстают увиденными одновременно с двух точек зрения:
надличностной (эпической) и сугубо личной (лирической);
10) жизнь и смерть – звенья одной цепи
мироздания. Эпическая подвижность границ между ними может проявляться через
сознание или поступок не только героя, но и автора-повествователя;
11) главное направление, по которому
развивалось бунинское творчество в лирических миниатюрах, заключалось в
сочетании лиризма стиля и психологического саморазвития характера;
12) излюбленный прием Бунина, усиливающий
эмоционально-эстетическое воздействие, - ассоциативное сопоставление жизненных
фактов и явлений;
13) художественная система Бунина
биполярна, то есть включает элементы описательности и сюжетности. Однако
лирические миниатюры бессюжетны, эпическое содержание в них переведено в лирическое.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Вантенков И.П. Бунин-повествователь
(рассказы 1890-1916 гг.). – Минск: Изд-во БГУ, 1974. - С. 3.
2 Муромцева-Бунина В.Н.1870-1906: Беседы с памятью. –
М.: Сов. писатель, 1089. – С. 187-188.
3 Кучеровский Н.М. Бунин и его проза (1887-1917). –
Тула: Приок. кн. изд-во, 1980. – С.4.
4 Вантенков И.П. Бунин-повествователь (рассказы
1890-1916 гг.). – Минск: Изд-во БГУ, 1974. - С. 10
5 Там же. С.120
6 Афанасьев В.И. А. Бунин. – М.:
Просвещение, 1966. – С. 45.
7 Волков А. Проза И. Бунина. – Моск.
рабочий, 1969. – С. 75.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 |