Дипломная работа: Лирическая проза И.Бунина и ее развитие
Проза постепенно обретала лаконизм, сгущенность слова. И "Сосны"
и "Новая дорога", и "Антоновские яблоки" поражают меткостью
деталей, смелостью уподоблений. художественной концентрированностью. Например,
старостиха, "важная как холмогорская корова" в "Антоновских яблоках".
В полном соответствии с жанром лирической прозы большинства
бунинских миниатюр написано от первого лица. Они напоминают страницы дневника
лирического героя, который, как правило, - единственный персонаж, объединяющий
действие. Конечно, о действии можно говорить с натяжкой. Нет четко очерченного
традиционного сюжета, содержащего интригу или столкновение человеческих
характеров. Вместо этого на первом плане - поток мыслей и чувств лирического
героя, тонко чувствующего и рефлектирующего, страстно влюбленного в жизнь и
одновременно мучимого ее загадками, Большинство дореволюционных критиков
рассматривали бунинские миниатюры как феномен, не имеющий ничего общего с
ранними рассказами Бунина.
Художественная система Бунина биполярна. Один ее полюс
описательность (пейзажа, интерьера, портрета и так далее). Она занимает в
произведениях различный объем - от сравнительно скромного, связанного
функционально с сюжетом, до самодовлеющего, заполняющего все пространство текста.
Но постоянно, во-первых, то, что она всегда создается по одним и тем же
эстетическим законам, и, во-вторых, выходит за рамки строгой подчиненности логике
повествования и превышает необходимое.
Второй полюс - сюжет. Его диапазон широк от нулевого до острого и
напряженного. Его изложение может быть последовательным или дискретным, то есть
прерывающимся во времени. Сюжет может быть построен согласно логике линейного
времени или на смещении временных пластов. Если в описательных элементах Бунин
однообразен, то во всем, что касается сюжета, - виртуозно изобретателен.
Функции описательности
и сюжета можно уяснить при их сопоставлении.
Система их взаимодействия важнейший срез художественного
мира Бунина, ведущий из глубины его философии бытия.
В одних фрагментах описательность традиционно подчинена сюжету ее
функция - преодоление схематизма сюжета, придание ему конкретности, правдоподобия.
В других случаях не вполне подчиненная описательность выполняет иные задачи.
В-третьих – описательность суверенна от сюжета и соотносится с ним на иных
художественных основаниях.
Описательность и событийность в литературе находят аналогию в
изобразительном искусстве, где, по мысли П. Флоренского, точки и линии
воплощают "двуединство пассивности и активности". В этом верная
характеристика бунинской описательности. "Эта-то вот зернистость,
точечность, пятнистость и есть собственное свойство живописи. Мазок, пятно,
залитая поверхность тут не символ действия, а сами некоторые данности
непосредственно предстоящие чувственному восприятию и желающие быть взятыми как
таковые… дар зрителю, безвозмездный и радующий!"63 Живопись,
обладающая точечной структурой, - воплощение статического бытия, графика – его
динамичности. Но они неразрывны и взаимообусловлены. "Если в живописи при
главенстве пятна-точки имеется и линия, то в графике господствующее начало,
линия, не безусловно исключает пятно и его предел – точку".64
Двойственность и двуединство описательности и событийности, когда выполняют
разные функции обусловливающие друг друга, оказываются проявлением того
универсального эстетического закона, суть которого, по Флоренскому: "Формула
совершенного символа – "неслиянно и нераздельно" - распространяется
на всякое художественное произведение: вне этой формулы не и художественности".
Функции описательности особая, порожденная глубинными основами мировидения
писателя.
Проблема взаимодействия двух эстетических полюсов – сюжета и
описательности – имеет особый ракурс в произведениях, где реальность предстает
через призму субъективных состояний, носящих промежуточный характер от слегка
искаженных до ирреальных.
Функция описательности как начала, преодолевающего
центрированность сюжета, всегда у Бунина преобладающая, выступающая зачастую
как единственная функция.
Лирические миниатюры бессюжетны. Эпическое содержание Бунин
переводит в лирическое. Все то, что видит лирический герой, - это одновременно и явления
внешнего мира, и факты его внутреннего существования (общие свойства лирики).
Еще Телешов писал Бунину: "К черту сюжет, не нужно выдумывать, а пиши, что
видел и что приятно вспомнить".65 На что сам Бунин отвечал: "А
зачем выдумывать? Зачем герои и героини? Зачем роман, повесть с завязкой и
развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим
на тех, что прославлены!" (5, 180) Пафос
этих слов в утверждении самостоятельной
высокой ценности внесюжетных композиций произведения.
Для Бунина это, в первую очередь, избыточная внешняя изобразительность. В ее
художественных принципах закодированы основы бунинского мироощущения. Она
создает, по выражению Бунина, многогранный
образ "повышенной жизни". Сам творческий процесс начинался у Бунина
не с фабулы, а с внешнего впечатления. "Это у меня постоянное - то и дело
ни с того ни с сего частично мелькает в воображении какое-нибудь лицо,
какой-нибудь пейзаж, какая-нибудь погода…" (9, 373)
В. Ходасевич видит в Бунине полного антипода символистам и
утверждает: "…вся обстановка повествования, весь "пейзаж" в
широком смысле слова у символистов подчинен фабуле. Он у них… "пристилизован"
к событиям. Обратное у Бунина. У него события подчинены рассказу. У символистов
человек собою представляет мир и пересоздает его, у Бунина мир, данный и
неизменный, властвует над человеком… Всякое знание о происходящем принадлежит
не им, а самому миру, в который они заброшены и который играет ими через свои
непостижимые для них законы".66
Жизнь несоизмеримо шире любого события, а эстетическая реальность
рассказа шире сюжетной линии. Рассказ – лишь фрагмент безграничного бытия,
рамка начала и конца может быть произвольно наложена в любом месте. Ту же роль
играет название. Древние говорили: определение названия ограничивается. Часто
предпочтительнее нейтральные названия, дабы не исказить смысл. Незатейливы и
бунинские названия: "Новая дорого", "Сосны", "Мелитон"
и другие. Наиболее характерным среди бессюжетных произведений Бунина считают "Эпитафию",
наполненную воспоминаниями о прошлом. Бунинские воспоминания уже в глубинах
сознания преобразованы и опоэтизированы, потому что существуют в эмоциональном
поле тоски по навсегда ушедшему. Это проявляется прежде всего в том, что каждая
деталь становится выпуклой, яркой, самоценной. Когда изображается прошлое, эти
особенности творческой манеры достигают максимума: повышается яркость, все становится
сладостным до боли и детали внешнего изображения захлестывают сюжет.
Характеризуя лирическую прозу Бунина, критик журнала "Мир Божий" А.
Богданович, писал: "Фабула, рассказ, все это отошло на задний план, все
заменилось настроением", и значительная часть, если не все их этих
рассказов скорее напоминают стихотворения в прозе…"67
Одна из важнейших функций сюжета и описательности в их
совокупности – выражение пространственно-временного измерения жизни. Словесное
искусство XX в.как бы рвется за пределы своих возможностей. Пространственная
форма позволяет полнее почувствовать ценность любого мгновения и любой
застывшей частицы жизни. Она распахивает мир за границы человеческого
существования и соотносит его масштаб с беспредельностью человеческого бытия.
В описательности Бунин реализует ощущение беспредельного бытия.
Хотя сюжет иногда убывает до нуля, описательность – никогда. Она имеет
приоритетное значение, ориентирована всегда на то, что за пределами
произведения.
Постоянная
и важнейшая функция описательности – расширение человеко-модели, в центре
которой стоит человек, до модели космической. Так как в лирических миниатюрах
преобладает описательность, то их сущность хорошо прослеживается при сопоставлении
описательности и сюжета и выявлении их взаимоотношений:
-
описательность тяготеет к космоцентризму, а сюжет – к антропоцентризму;
- описательность
реализует тенденцию к движению за пределы текста, а сюжет – к сопряжению
полярностей в его пределах;
-
описательность воплощает статические начала бытия, а сюжет – динамические;
-
описательность создает пространственную форму повествования, а сюжет –
временную;
-
описательность аморфна, сюжет структурирован;
-
описательность рассеивает читательское внимание, а сюжет его направляет;
-
описательность придает бунинскому миру единство, а сюжет – многообразие.
И
наконец, по Флоренскому, получается, что описательность имеет функцию
нераздельности, а сюжет – неслиянности.
Специфика
лиризма Бунина – субъективнейшего певца объективного мира – то, что невозможно
говорить о приоритете внешнего или внутреннего, субъективного или объективного.
Объективный мир в его подлинных масштабах, формах, пропорциях представляет
собой такую высокую ценность, что душа принимает его в себя благоговейно,
избегая любых искажений. Но в этой душе он существует как факт ее интимнийшей
жизни, окрашенной всем ее эмоциональным строем.
V/V/ Бахтин отстаивал эстетическое
значение рассказов с нулевым сюжетом, ценность которых в непосредственном
изображении того, что есть "веешь, явление, феномен", и ни в чем
больше. Функция этих произведений в контексте всего творчества та же, что и
функция каждой детали в контексте отдельного произведения. Можно сказать, что
такие рассказы – это детали, разросшиеся до размеров законченного текста. Такие
тексты, как детали, рассыпаны по всему творчеству Бунина.
§2.
Образ автора, его роль и место в композиции лирического цикла 900-х гг.
Особенности раскрытия лирического героя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 |