Курсовая работа: Темы, перенесенные из лирики в роман "Доктор Живаго"
В
стихотворении “Артиллерист стоит у кормила...” стреляющий из гаубицы артиллерист
не слышит слова капитана-Бога. Капитанский мостик, церковная кафедра и гаубица
представляют собой единый, но двойственный по своему значению, образ. Гаубица
проповедует из-за кафедры проваливающимся голосом, спрягая глагол “жить”. Но
проповедь гаубицы – это стрельба. Гаубица стреляет, а значит, несет смерть
всему окружающему. Артиллерист, правящий миром с помощью гаубицы-руля, сам
становится Богом. Создается оксюморонный образ: звук летящего снаряда –
это и есть брошенный на ветер проваливающимся голосом гаубицы глагол “жить”.
Описанное действо одновременно божественно, так как производится высшим
правящим существом в революционных печатных воззваниях. Устинья, сама привыкшая
иметь дело с потусторонними силами, сравнивает заговорившего глухонемого с
библейской Валаамовой ослицей. Ослица, чудесным образом заговорив, предупредила
о гибельном пути. Но Устинья смешивает историю о Валааме с историей о гибели
Содома. Следовательно, образ говорящего глухонемого предупреждает не только о
том, что впереди ждут гибельные потрясения, но и о том, что возвращения назад,
к старому миру, уже не будет98. Глухонемой, кроме всех предложенных
Игорем Смирновым значений, – еще и персонификация высшего, изначально
безгласного начала, знающего прошлое, настоящее и будущее. Его личность кажется
доктору несовершенной, но она несовершенна и извращена настолько, насколько
несовершенна и извращена окружающая доктора жизнь. В романе есть еще один
пример немой коммуникации – когда доктор видел “худых, прилично одетых
старух и стариков, стоявших немой укоризною мимоидущим и безмолвно предлагавших
на продажу что-нибудь такое, что никому не было нужно”. Далее перечисляются
предметы дореволюционного быта. И опять ситуация немой коммуникации
символична. Это безмолвие обреченного старого мира, благородного прошлого.
В
стихотворении “Мельницы” описаны периоды “дотворческий” и “творческий”. Первому
свойственна невнятность, шепот, безголосие. Второму – возникновение
тяжеловесных слов, обретение голоса, таинственного языка: Теперь весь юг в тарабарских
выкликах.... В данном случае безгласность – признак безжизненности и
предтворческого периода. В романе немота как безжизненность также связана
с творческим процессом. Вдохновение – это когда язык, которым человек
хочет выразить состояние своей души, получает первенство в управлении
творчеством, “начинает думать и говорить за человека”. Повторяется ситуация,
когда в творчестве обретается внутренний голос. Человек творящий подобен глашатаю
и курьеру. Он оглашает, передает весть высших сил. Образ поэта-глашатая
появляется в “Балладе” и переходит в роман.
В
стихотворении “Скрипка Паганини” представлен образ глухих морей, говорящих в
уши материка “Слушай”. Говорение глухого в данном случае связано с
влюбленностью. Любовь становится второй душой носителя “я”. Чтобы сохранить
старую душу, носитель “я” должен 'зажать рот' заговорившей новой: Я
и старой лишиться рискую, / Если новой я рта не зажму.. Похожая
ситуация – в романе. Когда доктор объясняется с Ларой в госпитале,
любовное признание вырывается у него помимо его воли. Он вынужден замолчать,
чтобы не разрушить свою жизнь. И жизнь доктора после этого делится на старую и
новую, связанную с Ларой.
На основании
анализа книги “Поверх барьеров”, других лирических произведений Пастернака,
написанных до 1945 года, и романа “Доктор Живаго” сделаем некоторые выводы.
Голос может быть представлен без передаваемой им информации, и информация может
быть передана без характеристики голоса. Но там, где голос актуализирован,
коммуникация сведена до минимальной. Голос становится самостоятельным,
самоценным образом. Голос может принадлежать живому существу и неживому,
функционировать как “неартикулированная речь бытия”99. Голос может
метонимически представлять человека. Часто голос имеет функцию оберега.
С точки зрения голосовой характеристики полярные силы в мире выражают себя
по-разному: враждебное, нечистое, ошибочное – через повышенные интонации и
голосовую экспрессию, а возвышенное, провидческое, задушевное, лирическое и
святое – исключая голосовую агрессию и напор, через шепот, речь вполголоса
или безмолвно. Крик, кроме перечисленных ситуаций, представляется как явление
переломной эпохи – весеннего или революционного времени. Крику свойственна
экзистенциальность, он знаменует рождение и смерть. Неинформативная немота
нежелательна. Она характеризует период дотворческий и дожизненный. Рождение
творчества, как и рождение человека, сопровождается обретением голоса и даже
криком. Постоянный крик – это фикция, одна видимость коммуникации,
истерика, за которой часто следуют трагические и кровавые события100.
Такой крик ведет к смертельной, незначимой немоте101. Подобная
немота характеризует, например, Тиверзина и Антипова: “Сопричисленные к
божественному разряду, к ногам которого революция положила все дары свои и
жертвы, они сидели молчаливыми, строгими истуканами, из которых политическая
спесь вытравила все живое, человеческое”. Истинная информация передается тихо
или шепотом. И как высший, надчеловеческий способ общения – информативная,
значимая немота или безголосая коммуникация, о которой сказано: “О, как хочется
иногда из бездарно-возвышенного, беспросветного человеческого словоговорения в
кажущееся безмолвие природы, в каторжное беззвучие долгого, упорного труда, в
бессловесность крепкого сна, истинной музыки и немеющего от полноты души тихого
сердечного прикосновения!”.
2.2. Тема
цвета
Эпитеты со
значением цвета в творчестве Пастернака – частое явление. Поэт – сын
выдающегося художника-импрессиониста, кроме того, творчество его протекало в
русле постсимволистских течений, т. е. было связано с традициями символизма,
среди которых цветовая символика – одна из наиболее значимых102.
Несмотря на
большое разнообразие красок, используемых автором, два цвета, черный и белый,
явно преобладают103. Именно с этими цветами связаны богатые традиции
человеческой культуры. Но некоторые аспекты значения темы белого и черного в
творчестве Пастернака оригинальны.
Мифология
противопоставляет белое и черное, связывая первое с положительным, добрым
началом, все негативное, злое определяя черным. Афанасьев подробно анализирует
дуализм верований древних славян, непосредственно связывая его с антитезой
“белый – черный”, которая наиболее ярко выразилась в противостоянии
Белобога Чернобогу, “представителей света и тьмы, добра и зла”104.
Из контекста всего творчества Пастернака ясно, что зима, в соответствии с
мифологическими воззрениями, означает статику, сон, смерть, темное время.
Отсюда в романе частое употребление эпитета “черный” по отношению к зиме, к
зимнему небу, снегу, льду. В лирике присутствует образ Вмерзшие бутылки
голых, черных льдин.. В роман этот образ переносится с общим основанием
сопоставления и с общими образами сопоставлениями, а также с сохранением его
структурной сложности, изменен только тип тропа. Кроме того, в романе
объясняется причина отождествления в метафоре 'льдины ® бутылки': “Улицы покрывал черный
лед, толстый, как стеклянные донышки толстых пивных бутылок”.
Приход весны
выделяется автором из всего годового цикла. Весна – главная тема многих
его стихотворений. Важное значение этому времени придается и на страницах
романа. С темой весны связаны объемные и в лирике, и в романе парадигмы образов
“черной земли”, “черных ручьев”, “черных туч” или “черного неба”. Присутствуют
мотивы пожара и потопа, решающей битвы между теплом и холодом, жизнью и
смертью. В христианстве этому времени года эквивалентны по значению три дня,
прошедшие между положением во гроб и воскресением, о которых Юрий Живаго пишет
поэму “Смятение”. Образ черной весенней земли как в лирике, так и в романе
обретает двоякое содержание: прах, продукт распада и разложения, сгорая и
очищаясь, становится основой жизни.
Черные тучи,
которые миф представляет как дьявольские силы, противостоящие верховному
божеству105, по Пастернаку, – лагерь мрака. И в романе
черные грозовые тучи, предвещающие борьбу дуалистических сил, клубы черной гари
и дыма, с которыми борется Юрий Живаго, устраивая семейный быт, столб черной
пыли, вставший между Юрием и Ларой, можно считать явлениями одного порядка.
Следующая
группа примеров, когда эпитетом “черный” определяется запущенная часть парка,
лес, бор, ельник, также связана с мифологическими представлениями о лесе как о
таинственной или даже враждебной человеку части пространства: Чернеют
сережки берез.; Зачернели порывы елей...; “...Юра <...>
представлял себе эти пять тысяч десятин векового, непроходимого леса, черного
как ночь...”; “По светлой заре вычерчивались черные верхушки берез...”; см.
также. Некогда райское место, Эдем – символ чистоты и первозданности, стал
обиталищем нечисти, лесных разбойников, диких зверей и чудовищ. Он пребывает в
зачарованном состоянии, в неволе, а освобождаясь, снова становится обиталищем
Бога.
Из лирики в
роман переходят мотивы противоборства белых и черных стихийных сил: И жарко
белым облакам / Грудиться, строясь в батальоны. // Весь лагерь мрака
на виду.; “Резкий порывистый ветер нес низко над землею рваные клочья туч,
черные, как хлопья летящей копоти. Вдруг из них начинал сыпать снег, в
судорожной поспешности какого-то белого помешательства.
В минуту даль
заволакивалась белым саваном, земля устилалась белой пеленою. В следующую
минуту пелена сгорала, истаивала дотла. Выступала черная как уголь земля,
черное небо... <...>. В минуты просветления тучи расходились, точно,
проветривая небо, наверху растворяли окна, отливающие холодною стеклянной
белизной”; см. также. В роман переходит мотив закабаления белого черным,
образы “белой вьюги”, “белой земли”, связанные с темой смерти, парадигма образа
“белой пены”. Эти мотивы и образы имеют глубокие корни в мифологии. Белый
покров земли в фольклоре отождествляется одновременно и с саваном, символом смерти,
и с головным убором невесты, женщины. Примешивается сюда и христианская
традиция. Именно в начале октября, когда выпадает первый снег, на Покров
пресвятой Богородицы совершали свадьбы – обряд, полагающий основу
продолжению жизни106.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |