Курсовая работа: Темы, перенесенные из лирики в роман "Доктор Живаго"
Блок,
характеризуя “нижние миры”, соотносил лиловое с топосами болота, леса. То же у
Пастернака. В стихотворении “Пространство” нарисован образ свинцовой колымаги
ненастья, во время которого очень к месту Пятнистые пятаки / Лиловых,
как лес, сыроежек!. В стихотворении “Орешник” из цикла “Нескучный сад”
описывается гроза в лесу: О, место свиданья малины с грозой, / Где, в
тучи рогами лишайника тычась, / Горят, одуряя наш мозг молодой, /
Лиловые топи угасших язычеств!. И в следующих двух стихотворениях цикла
появляется лиловое: Луга мутило жаром лиловатым, / В лесу клубился
кафедральный мрак. / Что оставалось в мире целовать им? / Он весь был
их, как воск на пальцах мяк.; Этой ночью за парком знобило
трясину. / Только солнце взошло, и опять – наутек. / Колокольчик
не пьет костоломных росинок, / На березах несмытый лиловый отек..
Образ 'лилового
жара'
переходит в роман. Объясняется в романе и образ 'лилового отека' на березах:
“Из сада в кабинет тянулись лиловые тени. Деревья с таким видом
заглядывали в комнату, словно хотели положить на пол свои ветки в тяжелом инее,
похожем на сиреневые струйки застывшего стеарина”. Как уже можно было
заметить, Пастернак объединяет темы лилового, свинцового и воскового. Свинец
можно трактовать как символ какого-то гнета, смерти. Воск – символ
вечности, души122.
Обратимся к
“Драматическим отрывкам”, посвященным событиям французской революции. В первом
отрывке герой и жертва революции Сен-Жюст размышляет вслух о будущем, о
настоящем, о смысле жизни. Перед нами образ крайне динамичный, “он живет только
в грозе и буре”123. Генриетта отвечает на душевные излияния своего
возлюбленного: Как это близко мне!... / <...> / И все же я в
уме и в здравых чувствах, / И белою не видится мне ночь, / И солнце
мне не кажется лиловым.. Белая ночь представляется Сен-Жюсту ночью
творческой, лишенной покоя, продолжением трудового дня. Лиловое солнце
сопровождает рождение нового мира, становится символом революции. Лиловое
двойственно: признак грозы, динамики, оно в то же время навевает мысли о
жертвах революции, о гильотине, о неминуемой гибели. В “Драматических отрывках”
сказалось отношение поэта к русской революции. Еще раньше Блок писал по этому
поводу: “...революция совершилась не только в этом, но и в иных мирах; она и
была одним из проявлений помрачнения золота и торжества лилового сумрака”124.
Как полные
синонимы лиловому можно рассматривать сиреневое и фиолетовое. Сиреневое и лиловое
платье в романе – зловещий символ. Первое связано с Ларой и моментом ее
падения: “Она опять впала в оцепенение и в этой рассеянности опустилась перед
маминым туалетным столиком в светло-сиреневом, почти белом платье с кружевной
отделкой и длинной вуали, взятыми на один вечер в мастерской, как на маскарад”.
Второе связано с мадам Флери, появляющейся прямо перед смертью доктора: “Старая
седая дама в шляпе из светлой соломки с полотняными ромашками и васильками и
сиреневом, туго стягивавшем ее, старомодном платье <...> плелась по этой
стороне. <...>
<...>
Дама в лиловом появилась немного спустя в раме окна...”.
В отличие от
поэзии Блока у Пастернака лиловое соотносится с религиозной тематикой.
Некоторые из таких примеров уже приводились: лиловатый жар и кафедральный
мрак, “темно-фиолетовый жар праздника”. Связь эта присутствует и в ключевом
для нашего исследования тексте романа: “Любимый ее цвет был лиловый,
фиолетовый, цвет церковного, особо торжественного облачения, цвет
нераспустившейся сирени, цвет лучшего бархатного ее платья, цвет ее столового
винного стекла. Цвет счастья, цвет воспоминаний, цвет закатившегося
дореволюционного девичества России казался ей тоже светло-сиреневым. И она
любила сидеть в лавке за кассой, потому что благоухавший крахмалом, сахаром и
темно-лиловой черносмородинной карамелью в стеклянной банке фиолетовый сумрак помещения
подходил под ее излюбленный цвет”. Возможно, этот текст – отражение
ностальгии Пастернака по блоковскому времени, по чистоте и неискушенности
своего юношеского мировосприятия. И автор передает эти переживания Галузиной,
эпизодическому персонажу своего романа.
Мы выяснили,
что символика лилового в творчестве Пастернака связана с традицией Блока. Как
отметил В.С. Баевский, “восприятие им старшего поэта состояло в последовательной
перестройке элементов блоковского дисгармоничного мира в соответствии с
собственной поэтической системой, преимущественно гармоничной”125.
Лиловое, имея даже семантику дисгармонии, враждебности, органически вписывается
в общее мироустройство, утрачивая при этом свойственный блоковскому символу
острый трагизм.
2.3. Тема
толпы
Общая для
стихотворений и романа тема толпы – одна из самых важных и сложных тем в
романе126. Она связана с мотивом противостояния коллектива и
личности. О людской толпе говорится во многих эпизодах романа. В 8 главке,
посвященной демонстрации, она упоминается семь раз. Во многих случаях толпа
представлена в оппозиции к наблюдателю, часто ей дается негативная оценка. Так,
толпящиеся возле погибшего отца Юры охарактеризованы как шипящие, любопытные.
Подчеркнута манерность толпившихся заказчиц в швейной мастерской. Древний мир
словами Николая Николаевича описан как отвратительно мерзкая толпа. Толпа на
елке у Свентицких шаркающая, галдящая, она “вкатилась в зал”. Толпа, убившая
Гинца, названа сборищем, толпой, развратившейся заискиванием борющихся
политических сил. В стихотворении “Гефсиманский сад” пришедшие схватить Христа
названы: Толпа рабов и скопище бродяг..
В
стихотворном творчестве тема толпы связана с темой смерти. Эта связь
проявляется в произведениях, посвященных трагическим событиям революции: в
стихотворении “9-е января”, в поэмах “Девятьсот пятый год”, “Лейтенант Шмидт”.
В стихотворении “За окнами давка, толпится листва...” листва толпится среди
умершей природы: Крепчает небес разложившихся смрад, / Смрад сосен, и
дерна, и теса, и тополя.... В стихотворении “Смерть поэта” описан
трагический день, когда Толпились, выстроясь в передней, / Как выстрел
выстроил бы их.. В стихотворении “Разведчики” перед описанием кровавой
бойни сказано о толпе немцев. В стихотворении “Присяга” Толпой облеплены
ограды, когда курсант, которому предстоит погибнуть, дает присягу. И в
романе толпа – спутница смерти. Смерть случается или планируется там, где
собирается толпа, либо толпа собирается там, где произошла трагедия. Толпа
собирается вокруг погибшего отца Юры и на демонстрации, которая закончилась
трагически. Студенты толпятся вокруг мертвых тел в анатомичке. Толпа собралась
на елке у Свентицких, где только случайность помешала трагедии. Толпа убила
комиссара Гинца. В поезде, в котором толпа пассажиров следовала на Урал,
произошла трагическая смерть Огрызковой и только случайность спасла от гибели
доктора. Партизаны совершили расстрел толпы заговорщиков; они же толпой
собрались возле умирающего, растерзанного белогвардейцами товарища. Толпа
способствует смерти доктора, а потом собирается вокруг его тела у трамвая и на
похоронах. В стихотворной части романа, в стихотворении “На страстной” И на
Страстях Христовых, / Как строй молящихся, стоит / Толпой стволов
сосновых.. Толпа деревьев присутствует при крестных страданиях Христа.
В стихотворении “Белая ночь” присутствует образ 'деревья ® толпа ® призраки'. В стихотворении
“Август” толпа провожает в последний путь носителя “я”. В стихотворении “Дурные
дни” толпа ожидает расправы над Христом. Толпа либо приносит кого-то в жертву,
либо сопровождает эту жертву.
Толпа –
стихийная сила. В поэзии мы выделяем образную парадигму 'толпа ® стихия'127. Она представлена в
образах, связанных с водной стихией: 'ропот толп ® прибой', 'толпа ® промокшая', 'толпа ® буря', 'толпа ® море'. Образ 'толпа ® море' присутствует в поэме
“Лейтенант Шмидт”. В романе представлена обратимая парадигма: 'толпа « стихия'. Прямая парадигма 'толпа ® стихия' реализована в образах,
связанных с водной стихией: 'толпы ® наводняли', 'толпы ® хлынули', 'гул голосов ® морская буря'. Обратная парадигма
реализована в образах, связанных с воздушной стихией: 'вихри ® толпятся', 'облака ® толпа'. В толпящиеся вихри
Кубариха собирается, колдуя, воткнуть нож и вынуть его весь в крови.
Толпа
управляется какой-то силой, но это управление из-за стихийной природы толпы не
всегда успешно. В стихотворении “9-е января” толпа превращается в секту,
управляемую Гапоном. Но, несмотря на его убежденность в успехе демонстрации,
она заканчивается трагически. Те же мотивы в революционных поэмах. Реальная же
власть над толпой дается не вождям и агитаторам, она дается тем, кто ее не
жаждет, кому она не нужна для какой-то цели – человеку творческому,
талантливому. Этот человек, поэт, привлекает к себе любовь пространства,
не прилагая к этому усилий, самим фактом своего творчества, своей жизни и
смерти. И толпа каким-то сверхъестественным образом подчиняется ему. Этот мотив
мы обнаруживаем в стихотворении “Смерть поэта” и впоследствии он перейдет в
роман. В романе толпа демонстрантов управляется распорядителями, вожаками, руководителями,
но они не могут предотвратить кровавого исхода. Толпой на новогоднем балу
управляет Кока Корнаков, и ему приходится орать “во все горло”. Толпу
революционного народа пытаются организовать и правые, и левые, но только
развращают ее. Ливерий управляет толпой партизан, но ему не удается сдержать
толпу беженцев. Террором Cтрельников управляет огромной массой народа, но сила
этой массы оборачивается против него. Какая-то высшая власть над толпой дается
Ларе во время похорон Юрия. Высшая власть над толпой дается Христу, но он
добровольно отказывается от нее ради спасения людей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |