Курсовая работа: Темы, перенесенные из лирики в роман "Доктор Живаго"
В символистской традиции пыль воспринималась как признак
присутствия нечистой силы, упадка, гибели, как знак мировой катастрофы68.
Обоснование восприятию пыли как враждебной силы находилят в фольклоре и
мифологии. О средоточии нечистой силы в завивающемся столпе пыли писал А. Блок69.
Оседающую на всем серую пыль называл чертом А. Белый: “<...>
черт – серая пыль, оседающая на всем. <...>
Туча пыли
загасила в руках светильник, занавесив непроницаемой стеной вечный свет.
Это – черная стена пыли, которая в первый момент кажется пропастью
<...>. Не следует бояться бунтующего хаоса. Следует помнить, что
он – завеса, искус, который нужно преодолеть”70. Пыль
предвосхищает бурю, смерч, кровопролитие. Ситуация такого катаклизма
связывалась с определенной традицией в русской литературе 71.
Пастернак
принял подобный аспект образа пыли, введя его в свое творчество в контексте
мировой литературы. В стихотворении “Мефистофель” присутствуют образы пыли,
ливня, вихря, дьявола. Дорога, по которой проходит дьявол, представляется
смесью пыли и крови: В чулках как кровь, при паре бантов, / По залитой
зарей дороге, / Упав, как лямки с барабана, / Пылили дьяволовы ноги..
В книге
Пастернака “Сестра моя жизнь”, где развиваются темы любви и революции-бури,
есть стихотворение “Болезни земли”. В нем присутствуют элементы ситуации
эдемского искушения. На нечистую силу указывают тьма стафилококков, блеснувшие
при молниях резцы; шабаш – слово, употребленное как частица, эквивалентная
частице “довольно”, но и наводящее на мысль о сборище нечисти; черные своды
дня, тени, змеи-медянки, пыль, вихрь:
Так –
шабаш! Нешаткие титаны
Захлебнутся
в черных сводах дня,
Тени
стянет трепетом tetanus,
И медянок
запылит столбняк.
Вот и
ливень. Блеск водобоязни,
Вихрь,
обрывки бешеной слюны.
Но откуда?
С тучи, с поля, с Клязьмы
Или с
сардонической сосны?.
В ранней
редакции стихотворения имелось словосочетание “серный хохот”72.
Прямо не названный в стихотворении дьявол проявляет себя через хохот и безумную
речь из неопределенного места – с тучи, либо с поля, либо с реки, либо с
дерева, названного сардоническим, т. е. злобно-насмешливым, язвительным73.
Создается образ, схожий с образом змея-искусителя на дереве познания добра и
зла, обрекшего землю на проклятие и болезни. И пыль – часть этого образа.
Косвенная
связь пыли с дьявольским началом присутствует и в романе. В 8 главке первой
части читатель знакомится с Никой Дудоровым. В этой главке можно выделить
мотивы, связанные с эдемским искушением. В текст вводится богоборческий
мотив – мальчик начинает приписывать себе божественное всемогущество. Но
непосредственно перед тем, как возомнить себя Богом, он встречает змею-медянку,
заставившую его вздрогнуть. В тексте присутствуют и деревья, темно-серая тень
которых похожа на пальцы девочки, и дерево, скорее напоминающее животное, чем
растение. И девочка Надя, чей образ, как образ каждой женщины, восходит к мифологеме
Евы. Она волнует Нику и становится источником его душевной неуравновешенности.
Действие разворачивается в парке, среди цветов и деревьев. Но оно перемежается
со сведениями о Никиной семье и с его мысленным монологом. Так мы узнаем, что отец
мальчика – террорист, мать – княжна, увлекающаяся бунтарями и
крайними теориями. Вероятно, отсюда богоборчество в характере Ники, его
увлечение революционными идеями. То, что пока кажется невинным юношеским
максимализмом, в будущем обернется трагедией, на это уже тут указывают
некоторые детали: “В разрывах заросли проступала вода пруда, как сок арбуза в
треугольнике разреза”; “Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с
яркою, как желток с кровью, сердцевиной уходили под воду...”; “Их дорога лежала
по пыльному подъему, кишевшему змеями, невдалеке от того места, где Ника утром
увидел медянку”. Змеи – символ искушающего сатаны. Пруд, эквивалентный
болоту, кровь, пыль – блоковские символы надвигающейся катастрофы.
Пастернак
вслед за Блоком использует в романе фольклорную интерпретацию природного
катаклизма – бурана, ветра со снежной пылью, связывая его с революционными
событиями. Мифологизируется пыль и в эпизоде, где доктор направляется на поиски
Лары после того, как встретил ее в библиотеке. Пыль, поднятая ветром, представлена
враждебной силой: сначала как преграда на пути доктора, потом – как черная
завеса, разделяющая влюбленных.
Пыль –
атрибут России начала века, времени до и непосредственно перед катастрофой.
Пастернак так характеризует 1917 год: Он незабвенен тем еще, / Что
пылью припухал, / Что ветер лускал семечки, / Сорил по лопухам..
Эта пыль еще не связана с вихрем и ураганом, но слово “припухал” уже несет в
себе семантику какого-то назревания. Герой стихотворения ожидает и ищет чего-то
нового, и хотя ему еще не время, но во всем уже чувствуются признаки близких
перемен: Мой поезд только тронулся, / Еще вокзал, Москва, / Плясали
в кольцах, в конусах / По насыпи, по рвам, // А уж гудели
кобзами / Колодцы, и, пылясь, / Скрипели, бились об землю /
Скирды и тополя.. О каком-то превращении говорит словосочетание “бились об
землю”, запыленность – часть этого перехода из одного в другое74.
В романе
говорится о еще более раннем времени: “Мимо в облаках горячей пыли, выбеленная
солнцем, как известью, летела Россия, поля и степи, города и села”. И тут
Россия еще не в вихре пыли, но уже в облаках.
Наряду с
апокалиптическими настроениями рубежа веков перед войной и революцией в
обществе зрели надежды на перемены к лучшему, на избавление от застоя, от пороков
разлагавшегося царского режима. Поэтому и февральскую революцию многие приняли
и приветствовали, ожидая подъема, обновления, творческой свободы75.
Отсюда двойственность значения пыли в контексте всего творчества Пастернака. В
“Мельницах” после времени сонного забытья начинается творческий процесс, когда беснуются
куры и стружки, / И дым коромыслом, и пыль столбом. Связь темы
творчества с нечистой силой также в традиции символизма76. Объекты
творчества – мельницы – оказываются в круговороте дождя, ветра,
зарева и пыли, входящих в тесно связанные между собой парадигмы образов воды,
воздуха, огня и земли. Пыль здесь хотя и связана с нечистой силой, сопровождает
процесс обновления, претворения77, т. е. имеет семантику желанного,
ожидаемого процесса. С таким же значением пыль появляется в романе. Перед тем,
как Лара на уроке истории пришла к окончательному решению порвать с
Комаровским, “небо почернело, треснуло и раскололось молнией и громом, и в
класс через окна вместе с запахом свежести ворвались столбы песку и пыли”.
На территории
всей России какие-то силы поднимают клубы пыли, ставшей одновременно признаком
болезни и знаком перехода в новое78. Но и это новое двойственно. В
15 главке 5 части романа доктор размышляет о двух родах нового. Одно связано с верностью
и восхищением первой революцией, с Блоком, с предвоенными обещаниями и
надеждами, с возрождением мысли, искусства, личности. Совсем другое новое
предписала сама жизнь. Это – расставание с иллюзиями, “кровь и ужасы”
войны, революции, родившейся из этой войны, “бездомность и одичание”, а в то же
время – новая житейская мудрость. Размышления доктора совершаются под
знаком ветра и пыли: “Встречный ветер через опущенное окно трепал и пылил
волосы Юрия Андреевича”.
Пыль в
аспекте “кровавого нового” появилась в творчестве Пастернака задолго до романа.
В стихотворениях “Свистки милиционеров”, “Бабочка-буря”, “Муза девятьсот
девятого” пыль связана со смертью, агонией, убийством: Валяется дохлый
свисток, / В пыли агонической вывалян.; Питается пальбой и пылью /
Окуклившийся ураган.; Хруст на зубах, как от пылева, / Напоминал
поединок..
Примеры связи
пыли с кровопролитием есть и в романе. Трагически закончившаяся демонстрация
началась морозным днем “с серо-свинцовым спокойным небом и реденькими, почти
считанными снежинками, которые долго и уклончиво вились, перед тем как упасть
на землю и потом серою пушистой пылью забиться в дорожные колдобины”. При
описании ужасов войны возникают образы изможденных и запыленных солдат. В пятой
части, где описывается Мелюзеев, дважды, в первой и второй главке, упоминается
черная пыль, тучей саранчи висящая над городом и покрывающая его улицы. И
дважды вслед за этим говорится о войне и революции.
Пыль
свойственна пространству железной дороги. В “Мельницах” рядом с паровозами появляется
образ шляха в пыли по щиколку, во “Вдохновении” – прогоны,
поднимающие пыль. В романе это образы России в облаках пыли за окнами поезда,
листвы, пыльной от железнодорожной толкотни, встречного ветра, пылящего волосы
Юрия Андреевича, платформ в облаке пыли, поднятой поездом. Железная дорога
имеет несколько значений. Наряду с другими значениями она выступает как символ
нового времени, вначале идеализированного, потом реального79.
Пыль – атрибут “мертвого пространства” – почти всегда она находится
не на самой железной дороге, не в поезде, а за окнами поезда, вблизи железной
дороги. Это пространство мифологизировано, связано с мотивами бунтарства,
смерти80. Порыв пыльного ветра предшествует смерти доктора.
Предвестником перехода в качественно иное состояние духовно одаренной личности
пыльный ветер поднялся непосредственно перед тем, как доктору стало дурно в
трамвае.
Все
перечисленные значения и связи относятся к таким членам парадигмы, как уличная
и снежная пыль. Уличая пыль – это пыль в масштабе города и дороги, она
может выступать в значении свежести и перемены, от нее невозможно и часто даже
не нужно укрываться. Домашняя же пыль связана не с обществом, не со вселенной,
а с отдельным человеком, с застоем, статичностью его жизни. Избавление от
домашней пыли желательно. В стихотворении “Из суеверья” приход любимой
сравнивается с приходом весны, она освобождает жизнь носителя “я” от пыли:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |