Курсовая работа: Темы, перенесенные из лирики в роман "Доктор Живаго"
Пар –
это субстанция, объединяющая стихии огня, воздуха и воды: Всю ночь вода
трудилась без отдышки. / Дождь до утра льняное масло жег. / И валит
пар из-под лиловой крышки, / Земля дымится, словно щей горшок.. В
творчестве Пастернака тема пара также нагружена комплексом значений. Это
выражение особого состояния человека и мира, когда он переходит из одной формы
существования в иную59. Процесс испарения знаменует переход от
жизненной реальности в реальность поэтическую. В стихотворении “Зеркало”
преломление мира60 дано через мотив испарения: В трюмо испаряется
чашка какао.... Творению сопутствуют клубы пара. Пар сигнализирует о неком
начале, это либо рождение, либо возрождение, либо перерождение: «Володя, ты покрыт
испариной. / Ты стонешь. У тебя удушье?» / -Во сне мне новое
подарено, / И это к лучшему, Катюша.. В романе Тоня после родов “тонула в
парах выстраданного”. Пар сгущает энергетику пространства, это сгущение,
прорываясь, разряжается в грозу, в творчество, в обновление. Переломные периоды
годового цикла сопровождаются интенсивным испарением. Так описано весеннее
забытье пространства: Стоят в парах и каплют храп и хорканье, / Смех,
лепет, плач, беспамятство и транс.. В романе Юрий Андреевич в осеннем лесу
“вдыхал сложную пряность ледяного моченого яблока, горькой суши, сладкой
сырости и синего сентябрьского угара, напоминающего горелые пары обданного
водою костра и свежезалитого пожара”. В “Балладе” описан переломный момент
физической и духовной жизни человека. Напряженность этого момента нагнетается с
помощью следующих друг за другом отождествлений носителя “я” с точкой, с паром,
с мячом и с яблоком. Острота этих образов в том, что они предполагают
противонаправленное движение: Я – пар отстучавшего града,
прохладой / В исходную высь воспаряющий.. Подобные острые моменты
отличаются крайним динамизмом, который усилен образом пара: Зал, испариной
вальса запахший опять. // Так сел бы вихрь, чтоб на пари / Порыв
паров в пути.... В стихотворении “Зазимки” пар становится причиной
одновременного преобразования пространства и времени: Открыли дверь, и в
кухню паром / Вкатился воздух со двора, / И все мгновенно стало
старым, / Как в детстве в те же вечера..
Но пар может
сигнализировать и о конце, смерти, т. е. о времени перелома. Расставание с
любимой приравнено к гибели, оно сопровождается паром. В романе пар
сигнализирует о гибели отца Юры. Перед гибелью старой России Юрий Андреевич
видит государя, прибывшего на фронт. Его посещение военной части состоялось в
погоду, описанную зловеще. “Было сырое, серое, как этот шифер, темное
апрельское утро, отовсюду спертое высотами и оттого неподвижное и душное.
Парило. Пар стоял над котловиной, и все курилось, все струями дыма тянулось
вверх – паровозный дым со станции, серая испарина лугов, серые горы,
темные леса, темные облака”. Государь и солдаты показаны как бы уже
похороненными: вид государя был более старый, опустившийся, лицо “вялое”,
“отекшее”, все находятся в яме, “на дне котловины” и накрыты паром. Этот эпизод
предвещает грядущее падение монархического правления в России. Предчувствие переворота
внушается предгрозовым состоянием природы, ощущением духоты и испарины. И в
лирике, и в романе пар является признаком паровоза, силы губительной и в то же
время связующей время и пространство61.
Тема пара
близка теме сакрального, это некое идеальное составляющее человека и мира: Он
детей дыханье в спальной / Паром их благословит.. Как и в “9-м
января”, в романе пар и дух отождествлены: “Облако жилого духа и вкусного пара
двинулось ему навстречу”.
Семантика
пара включает значения перехода в иную реальность и трансформации в иную
сущность, в связи с этим образ пара и мотив испарения появляются в контексте
тем весеннего, исторического, социального перелома, тем рождения, смерти,
возрождения.
1.4. Тема
земли
Четвертой
стадией остывания “мирового огня” является земля. Говоря об образе земли
в творчестве Пастернака, мы имеем в виду земную поверхность. Исходя из этого,
выделяем следующие члены данной парадигмы: земля, грунт, перегной, песок, пыль,
грязь, слякоть.
Парадигма
образа земли наряду с парадигмами образов огня, воздуха, воды является
важнейшей составляющей структуры архетипического в творчестве. Она обладает
рядом традиционных значений, связанных с космогоническими мотивами, с жизненным
циклом рождения – смерти, с культом женщины-матери, женщины-возлюбленной,
с мифологизированным пространством. Эти и некоторые другие значения образа
земли реализованы в лирике Пастернака и перенесены в роман “Доктор Живаго”. Отдельно
нами рассмотрена парадигма 'пыль « Y'. В словаре образов она
представлена как малая парадигма64, у Пастернака она значительна.
В некоторых
случаях земля представлена как субстанция, из которой был сотворен человек, и
как составляющая всего живого: И мы поймем, в сколь тонких дозах / С
землей и небом входят в смесь / Успех и труд, и долг, и воздух, /
Чтоб вышел человек, как здесь.. Образ земли-первоматерии бывает окружен
библейскими мотивами первой главы Бытия. Глина и земля в стихотворении “Эдем”
– то, из чего был сотворен человек. Но теперь человек отделен от земли, а
любовь становится рубежом и связующим звеном между ними. После переделки 1928
года в стихотворении появляется образ сада, через который земля получает жизнь.
Из всех
образов рассматриваемой парадигмы в роли первоматерии чаще всего выступает
образ глины. Так довольно неожиданно глина появляется в стихотворении
“Брюсову”:
Что мне
сказать?...
<...>
Что вы
дисциплинировали взмах
Взбешенных
рифм, тянувшихся за глиной,
И были
домовым у нас в домах
И дьяволом
недетской дисциплины?
Что я затем,
быть может, не умру,
Что, до
смерти теперь устав от гили,
Вы сами,
было время, поутру
Линейкой
нас не умирать учили?.
Поэт, к
которому обращено стихотворение, организует рифмы, связанные каким-то образом с
глиной, тем самым как бы созидая своих последователей, в том числе и носителя
“я”. Образы домового и дьявола вводят мифологические мотивы. В мифологии связь
слова и глины обращает нас к еврейскому преданию о големе, согласно которому
человек может повторить творческий акт Бога – слепить из глины фигуру и
оживить ее, написав на ней либо имя Бога, либо слово “жизнь”. Похоже автор
описывает влияние Брюсова на свое творчество в письме к нему: “...поток этой
благодарности <...> направлен столько же к Валерию Яковлевичу, сколько к
Брюсову, <...> к родной, и вместе с тем, – старшей стихии, которая
сначала – помощью заочной заразительности сложила тебя и как бы вызвала к
существованью, затем тебя заметила и тебя назвала...”65. Так образ
рифм, тянувшихся за глиной, становится понятен – это и есть “они”, поэты,
как бы еще “сырой материал”, организуемые влиянием Брюсова.
Так же, как и
образ рифм в стихотворении “Брюсову”, эквивалентом слову жизни является образ
шума в стихотворении “Вторая баллада”: Льет дождь. Мне снится: из
ребят / Я взят в науку к исполину, / Я сплю под шум, месящий
глину, / Как только в раннем детстве спят.. Это шум деревьев, ветра,
дождя. Под этот шум носитель “я” получает во сне откровение. И в Библии шум
деревьев, вод, ветра говорит о божественном присутствии и откровении. О
божественном присутствии свидетельствует и образ святого дождя. Следовательно,
глина в данном случае не просто размытая поверхность земли, а свидетельство
творческого акта66, которому носитель “я” учится у Бога. В
стихотворении “Приближенье грозы” связь земли и огня проявляется в образе
грозы, которая “пахнет окопом”67.
Значение
образа земли как первоэлемента реализовано и в романе: “Гром прочистил емкость
пыльной протабаченной комнаты. Вдруг, как электрические элементы, стали ощутимы
составные части существования, вода и воздух, желание радости, земля и небо”. В
романе также есть эпизод, где глина, во-первых, становится частью тела,
во-вторых, становясь частью тела, пусть не воскрешает, но обновляет его. В
подвале анатомического театра, где занимался Юра и где располагалась как у себя
дома тайна жизни и смерти, лежали трупы, приготовленные для препарирования:
“Впрыснутые в них соли глинозема молодили их, придавая им обманчивую
округлость”.
Земля может
быть не только материалом, но также субъектом творения. Она создает творческую
личность: Как поселенье на Гольфштреме, / Он создан весь земным теплом..
В романе Юра относится к высшим силам земли и неба как к своим предшественникам.
Традиционно
земля связана с женскими образами матери, возлюбленной. В лирике связь земли и
женского начала появляется в стихотворениях “Плачущий сад”, “Дик прием был, дик
приход...”, “Любимая – жуть! Когда любит поэт...”, “Волны”. В романе после
того, как мама Юры умерла, земля стала ее заменой. Юра, спустившись в овраг,
стал молиться, звать мамочку с неба “и вдруг не выдержал, упал наземь и потерял
сознание”. Это падение на землю, переход в бессознательное, и было моментом
сближения с матерью, после чего мальчику стало хорошо, у него появилось чувство
легкости. Лара также связана с землей. Она считает себя обязанной “разобраться
в сумасшедшей прелести земли и все назвать по имени”. Слова “все назвать по
имени” придают образу земли библейское значение благословенного Эдема. Когда
Лара встречается с доктором в Юрятине, на его вопрос, откуда она знает о его
уже длительном проживании там, она отвечает: “Слухами земля полнится”. Земля
как бы извещает Лару о жизни любимого человека.
Образ пыли
входит в более широкую по объему парадигму образа земли. Однако он достаточно
сложен, чтобы рассмотреть его отдельно и выделить его собственную парадигму. В
этом случае составляющими парадигмы будут образы уличной земляной пыли,
домашней пыли, водяной, снежной пыли, космической пыли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |