Курсовая работа: Темы, перенесенные из лирики в роман "Доктор Живаго"
Черное и
белое характеризуют мир людей. Будучи человеком демократичным, Пастернак не
принимал разделения общества на “белую касту” и “чернь”. Это отношение
выразилось в стихотворении 1956-го года “Перемена”. Но и в более
раннем творчестве неоднократно подчеркивается условность такого разграничения,
несоответствие определения сути определяемого. Белый, упорядоченный, статичный
мир погиб. Знамением этой гибели в романе стал ряд конкретных смертей. Сначала
это смерть матери Юры, в ночь после похорон которой мальчика поражает сверхъестественный
белый свет, сопровождающий бурю. Гибнет отец, а причиной его самоубийства
называются “белая горячка”, “богатая жизнь” и “ошаление рассудка”. Погибший
выглядит зловеще: “Струйка запекшейся крови резким знаком чернела поперек лба и
глаз разбившегося, перечеркивая это лицо словно крестом вымарки”. Умирает Анна
Ивановна, отдаленной причиной смерти которой стал гардероб черного дерева.
Хозяева дома в Сивцевом постепенно вытесняются и в конце концов вынуждены
покинуть семейное гнездо. Это событие знаменует окончательный развал “белого”
мира. Пятая главка седьмой части романа символична. Отъезд готовится,
сопровождаясь снежной бурей, земля покрывается белой пеленою: каждый из
отъезжающих вспоминает смерть близкого человека. Антонина Александровна, боясь
“черной неблагодарности”, дарит женщине, которой поручается охранять
оставленное имущество, ткани. “И все материи были темные в белую клетку или
горошком, как в белую крапинку была темная снежная улица, смотревшая в этот
прощальный вечер в незанавешенные, голые окна”.
Жизнь
нарушает установленные людьми социальные границы между “белым” и “черным”
мирами. Паша Антипов, “черная кость”, заканчивает университет по двум
специальностям; его друг, сын дворника татарин Галиуллин, становится белым
офицером; профессорши пекут и продают пирожки; Юра, Тоня и Александр
Александрович возделывают землю, а белогвардейцы, они же черносотенцы, и
партизаны представляются одинаково темными силами. Все пришло в движение,
наступили “времена черные, страшные, тревожные”, когда белое и черное меняются
местами.
С белым
цветом связано женское начало. Это в какой-то мере отражение идей В. Соловьева
и символизма. В стихотворениях Пастернака любимая – лебедь, она является в
чем-то белом, на ней белая обувь 107. В романе лебедино-белой
прелестью обладает Лара. Она белокура, подчеркивается белизна ее рук. Эпитетом
“белая” наделяются и другие женские образы: мама Васи, Тягунова, первая жена
Микулицына. С женщиной связана тема черного на белом, тема основы, белого фона,
на котором мужчина – черная точка. В черновых набросках к роману автор
рисует картину идеального брака: женщина – “сдобное тесто жизни”, а
мужчина – “воткнутые кусочки жареного миндаля и изюма”. А когда Юрий после
чтения Тониного письма смотрит в окно на идущий снег, ему кажется, “как будто
это не снег шел, а продолжалось чтение письма Тони и проносились и мелькали не
сухие звездочки снега, а маленькие промежутки белой бумаги между маленькими
черными буковками, белые, белые, без конца, без конца”. Связаны между собой образы
сновавшей основу, вяжущей сеть вьюги и шьющей, вышивающей женщины, женщины, на
которой платье из хлопьев.
Также связаны
образы черной точки на белой основе, черных букв на белом листе и черных мух на
белом потолке. Образ черных мух в стихотворении “Мухи мучкапской чайной”
соотносится с подобным образом в главке десятой четвертой части романа.
Учитывая противоположность его значений, понятно, почему образ этот возникает
на фоне военных действий перед встречей и знакомством Юрия и Лары.
Сцепление
черного и белого есть символ гармонии, совершенного мироустройства. Отсюда
явное пристрастие Пастернака к оксюморонным образам, в которых белое и черное
слито: Бывает глаз по-разному остер, / По-разному бывает образ
точен. / Но самой страшной крепости раствор – / Ночная даль под
взглядом белой ночи. // Таким я вижу облик ваш и взгляд.. В романе,
как и в лирике, белизну женского образа оттеняет мгла, темное: “Под той белой
полосой дождливого уличного неба. Там он опять получит в дар из рук творца эту
богом созданную белую прелесть. Дверь отворит в темное закутанная фигура.”.
Этот прием
стал для Пастернака излюбленным. Разнополюсные категории либо, примиряясь,
дополняют друг друга, либо неразрывно сливаются. Так появляются следующие
образы: черный и белый ужас109, черная и белая магия пенистой воды,
зима – Белокурая копна / В черном котике кокетства..., белая
ночь, в романе “сумрак белой ночи”, “черно-белые облака” и т.д. Пастернак
избегает любых безусловных противопоставлений жизненных явлений. Разделение на
белое и черное в природе и в душе Юрий Живаго называет “мраком упрощения”.
Ключевыми становятся слова Лары: “Это ведь только в плохих книжках живущие
разделены на два лагеря и не соприкасаются. А в действительности все так
переплетается!”.
Употребление
Пастернаком эпитетов “черный” и “белый” связано с мифологическими архетипами.
Оригинальное в творчестве писателя – стремление к уничтожению оппозиции
понятий, выражаемых эпитетами “черный” и “белый”. Такой прием помогает
Пастернаку провести через все творчество одну из главных своих тем – тему
взаимовоплощения, “взаимопретворения” явлений друг в друге.
Особым
значением в творчестве Пастернака обладает лиловый цвет. Еще в большей мере
символика лилового связана с символистской традицией. Мы прежде всего имеем в
виду влияние второго тома лирики Блока, где он создал антисистему образов,
сменяющую символику первого тома: вместо света появляется тьма, вместо розового
цвета – лиловый110. Этот цвет становится символом демонического
в искусстве111; символом “нижних” миров, которые, будучи окрашенными
в “пурпурно-лиловый цвет”, упорядочивались пронизывающим их золотым светом
“лучезарного меча”, но после пресечения “золотой нити” и торжества
сине-лилового сумрака погрузились в хаос112; наконец, символом
революции113.
В лирике Пастернака
присутствует парадигма образа лилового мрака. Ее составляют образы лиловой
крышки, лилового гама, лиловых глаз, и вся парадигма связана
с темой грозы. Из лирики “лиловый мрак” переходит в роман: “Пепельная мягкость
пространств быстро погружалась в сиреневые сумерки, все более лиловевшие”.
“Против поляны за хвостом идущего поезда вполнеба стояла огромная черно-лиловая
туча”. “Над толпой пробегающих по мостовой пассажиров от Никитских ворот
ползла, все выше к небу подымавшаяся, черно-лиловая туча”. Первая туча
появляется тогда, когда, демобилизуясь, Живаго возвращается в Москву из
Мелюзеева. Он, хотя и размышляет о счастье возвращения домой, находится в
двойственном положении: при необходимости оставаться с семьей, с женой и сыном
он уже любит Лару. Впереди доктора ждут нелегкие жизненные перипетии. Другая
туча появляется непосредственно перед смертью Живаго. О ней сказано сразу после
замечания о тесноте и духоте в трамвае. Она и является одной из причин духоты,
вызвавшей сердечный приступ у доктора. Лиловый мрак у Пастернака – предвестник
катаклизма в природе и гибельных перемен в судьбе героев. Блок также связывал
лиловый сумрак с темой смерти. Он писал в связи с началом периода антитезы о
таком ощущении: “прикосновение чьих-то бесчисленных рук к своим плечам в
лилово-пурпурном сумраке, который начинает просачиваться в золото, предвидя
приближение каких-то огромных похорон”114.
Лиловое у
Блока прежде всего – демоническое115. А демонизм связывается с
темой творчества. Так появляется образ людей искусства, у которых “лица
обожжены и обезображены лиловым сумраком”. У них в услужении находятся
множество демонов-двойников, “все они рыщут в лиловых мирах”116.
Сходный образ мы находим у Пастернака: Удар того же грома копию / Мне
свел с каких-то незнакомцев. // Он свел ее с их губ, с их лацканов, /
С их туловищ и туалетов, / В их лицах было что-то адское, / Их цвет
был светло-фиолетов.. Этот образ, возможно, навеян блоковской поэзией. Он
единичный, парадигмы лилового со значением демонического в творчестве Пастернака
нет, но прослеживается связь лилового с темой творчества117. Этой
теме посвящен цикл стихотворений “Сон в летнюю ночь”. В подтексте цикла –
творчество Шекспира и Шопена. С последним связано лиловое во втором
стихотворении: Лиловый грунт его прелюдий.. В четвертом же стихотворении
лиловое характеризует носителя “я” – существо сотворенное и творящее: Я
вишу на пере у творца / Крупной каплей лилового лоска. /
<...> / Я креплюсь на пере у творца / Терпкой каплей густого
свинца.. Перед нами возникает образ поэта – чернил, которыми Бог
творит. Описывается ночь творчества, и тот факт, что “капля лилового лоска”
превращается к утру в “каплю густого свинца”, показывает, насколько тяжело эта
ночь далась творцу – человеку.
Мотив
опаляющего огнем творчества находим и у Пастернака в стихотворении из цикла
“Темы и варьяции”, где лиловое связано с Шекспиром. Это одно из немногих
сюжетных стихотворений. Главный персонаж, Шекспир, находится в трактире. Ему
является привидение – сонет, написанный ночью, а теперь заявляющий своему
творцу: Весь в молнию я, то есть выше по касте, / Чем люди, –
короче, что я обдаю / Огнем.... Теме творчества посвящен весь цикл
“Темы и варьяции”. Во второй “Подражательной” вариации лиловое связано с
Пушкиным. Процессу творчества сопутствует образ “лилового мрака”. Мотив
опаляющего творчества не выражен в тексте явно, зато он выражен в стихотворении
“Пророк”, являющимся его подтекстом: “Глаголом жги сердца людей”118.
К “Фаусту”
Гете отсылает нас стихотворение “Маргарита”. Образ Маргариты в первой строфе
“подменяется” образом соловья: Разрывая кусты на себе, как силок, /
Маргаритиных стиснутых губ лиловей, / Горячей, чем глазной Маргаритин
белок, / Бился, щелкал, царил и сиял соловей.. Соловей у
Пастернака – символ поэзии, обновления мира, любви, но в то же время
насилия, разрушения119. Наделенный в стихотворении “Маргарита”
эпитетом “лиловый”, он представляется в романе как любовник, разбойник и
одновременно как воскрешающий, побуждающий к творчеству ангел 120.
Противоречие здесь видимое и в контексте всего пастернаковского творчества
объяснимое. Это ситуация, когда рождению нового предшествует смерть, разрушение121.
Данный мотив, пришедший из мифологии и христианства, связан у Пастернака с
темами любви, творчества, революции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |