Курсовая работа: Темы, перенесенные из лирики в роман "Доктор Живаго"
Вполне
естественна важная роль очага в идиллическом комплексе. В варыкинских
главах, как и во всем романе, печь и ее топка как бы подчинены доктору. Тем
самым, не будучи старшим по возрасту, не отличаясь особой активностью в
судьбоносных решениях, он выделен как глава семьи, одухотворяющий окружающую
жизнь так же, как печь делает дом пригодным для жилья. Когда доктор живет с
Тоней, в этой роли мог бы по праву старшинства выступать Александр
Александрович. То, что это было бы более естественно, хотя роль главы семьи
намеренно отдана Юрию, автор подчеркивает в эпизоде, где начальник станции
Торфяная обращается к Александру Александровичу:
“–
<...> Доктор Живаго с семьей из Москвы <...>. Этот самый доктор,
стало быть, вы и будете?
– Нет, доктор
Живаго это он вот, мой зять...”.
Традиционно
печь связывают с женщиной. Эта связь прослеживается в романе. Этимологией
своего имени, связанной с очагом, Лара выделена из трех спутниц Юрия как
наиболее идеальная ему пара. Желаемым счастьем представляется влюбленному
доктору картина женщины у очага: “А потом она придет, переодевшись, сушиться у
вчерашнего не остывшего жара в печи на кухне...”.
После смерти
Юрия Живаго кремировали. Его смерть была, с одной стороны, жертвой, с другой
стороны, прологом к воскресению. В данном случае печь имеет возрождающую
функцию47 и функцию проводника жертвы.
В лирике и в
романе Пастернака очаг связан с образом пространства вообще, с локусом
отдельного дома, комнаты, с топосом Урала, с любимой женщиной. Образ очага
окружают следующие мотивы: творческого процесса, идиллической картины счастья,
взаимоотношений с любимой женщиной, возрождения48. В романе круг
этих связей расширяется. Мифологические корни ситуаций, мотивов, сложившихся в
связи с очагом, становятся более явными. Если в лирике очаг и его признаки чаще
участвуют в создании других образов, то в романе очаг приобретает большую
самостоятельность, чаще это самостоятельный образ. Очаг становится символом
родового гнезда, всеохватывающих жизненных перемен, социального статуса, приспособленности
к жизни, богоизбранности. Он не только центр идиллического мира, но и символ,
который, учитывая весь комплекс мифологических значений, можно отождествить
одновременно с женщиной, с главным героем романа, с проводником жертвы, которой
он же и является, и с наивысшей силой – с Божественным началом, хранителем
тепла, света, т. е. жизни.
1.2. Тема
воздуха
Как
говорилось выше, воздух, по Гераклиту, одна из стадий “остывания” “мирового
огня”, следующая за огнем как таковым. 'Воздушные' образы у
Пастернака – это образы небес, облаков, ветра. В творчестве Пастернака
находит выражение и воздушное состояние души. В таких случаях душе свойственны
связь с ветром, полет, испарение: Чей шепот реял на брезгу? / О, мой
ли? Нет, душою – твой, / Он улетучивался с губ / Воздушней капли
спиртовой.; В душе ж, как в детстве, снова шел премьерой / Большого
неба ветреный пример.. Состояние апатии сопровождается ощущением духоты: Душа –
душна, и даль табачного / Какого-то, как мысли, цвета.. Иногда летящее
состояние души связано со смертью: Когда случилось петь Офелии, – /
А жить так мало оставалось,- / Всю сушь души взмело и свеяло, / Как в
бурю стебли с сеновала..
“Воздушное”
состояние души отражено в романе: “Лара, мне страшно назвать тебя, чтобы вместе
с именем не выдохнуть души из себя”. Тяжесть на душе героя и в романе
сопровождается ощущением духоты: “«Туман, – догадался он. – Туман. День, наверное,
будет знойный, палящий. Вот почему так трудно дышать и на душе такая давящая
тяжесть»”.
“Воздушность”
и “одухотворенность” для Пастернака очень близкие понятия49.
Воздух – часть поэта, родственная ему стихия50. “Мировой огонь”,
остывший до воздушного состояния, реализуется в образе ветра. Образ ветра в
творчестве Пастернака навеян традицией поздней блоковской поэзии51.
Поэтическое олицетворение ветра в стихах переходит в роман. Ветер –
стихия, соучаствующая в миротворчестве52. Близость тем ветра и творения
мира присутствует в “Инее”. В стихотворении “Февраль. Достать чернил и
плакать!..” ветер – участник процессов, связанных с весенним возрождением
природы. Это значение образа ветра переносится в роман. В рамках культурной парадигмы,
поддержанной романтизмом53 и символизмом, ветер устойчиво связан с
проявлением нечистой силы. И у Пастернака ветер нередко или сам обладает
чертами агрессивной, инфернальной, а иногда и враждебной силы, или он близок к
такой силе. В романе сохраняется эта тенденция: “Когда налетал ветер, кусты
облетелой акации метались как бесноватые и ложились на дорогу”; “Порывы ветра
терзали побеги дикого винограда <...>. Ветер как бы хотел вырвать
растение целиком, поднимал на воздух, встряхивал на весу и брезгливо кидал
вниз, как дырявое рубище”; см. также примеры:. При неправильной топке печи
ветер сначала создает враждебное мифическое существо, а потом изгоняет его54:
“В форточку ворвался свежий воздух. Колыхнувшаяся оконная занавесь взвилась
вверх. <...> Ветер хлопнул какою-то дальнею дверью и, кружась по всем
углам, стал, как кошка за мышью, гоняться за остатками дыма”. На присутствие
“нечистого духа” указывает и “колыхнувшаяся оконная занавесь”. Этот мотив
перешел в роман также из лирики. В стихотворении “Мефистофель” присутствует
образ движущихся штор: Взлетали шелковые шторы... 55.
С другой
стороны, ветер может быть не только враждебной, но и доброжелательной силой. Ветер –
стихия, все пронизывающая насквозь, движущаяся “поверх баръеров”56.
Эта особенность отражена в стихотворении “Петербург” и в романе: “Восхищение
жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло не разбирая куда по земле и городу,
через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая трепетом все по дороге”.
Ветер – творческая энергия, вдохновляющая гениев, сопутствующая писанию.
Ветру свойственно обладание речью: Ветер горланил протяжно и властно: /
Степь! Я забыл в обладании гласной, / Как согласуют с губою губу.. В
романе об этом свидетельствует образ 'заговаривающегося ветра'.
Ветер
родственен лирическому субъекту стихотворений и главному герою романа: Срываются
поле и ветер, – / О, быть бы и мне в их числе!; Двор! Этот
ветер тем родственен мне.... В романе Юрий Андреевич прямо отождествляется
с ветром: “За окном позевывал и ворочался сонный, сонно дышащий ветер. Ветер
плакал и лепетал: «Тоня,
Шурочка, как я по вас соскучился, как мне хочется домой, за работу!»”.
Стихия ветра
соотносится и с женским образом. В стихотворении “Сон” носитель “я” видит во
сне свою возлюбленную. После пробуждения образ женщины заменяется образами
ветра и дождя. В романе ветер и дождь заменяют уехавшую Лару. Причина
отождествления дождя и соломин в строках...ветер, удаляясь, нес, / Как
за возом бегущий дождь соломин... раскрывается в романе: струи дождя “ломал
и отклонял в сторону порывистый осенний ветер, как валит и путает буря колосья
в поле”. Ветер предупреждает появление Лары перед Юрием Андреевичем. Слова
Лары, оплакивающей Юрия Андреевича, сравниваются с ветром.
Между
стихиями ветра, земли и огня есть связь. Горящую зарю сопровождает горячий
ветер. Ветер и земля объединены в один образ: По ветру время носилось
оборкой / Грязной, худой, затрапезной земли.. В романе темы земли и
ветра близки: был “ветер ночами, которые пахли мокрой землею”.
1.3. Тема
влаги
Образная
парадигма влаги – одна из самых объемных в творчестве Пастернака. Вода как
одно из состояний “мирового огня” реализуется в стихотворениях, в которых
влажное и огненное неразрывно связаны. В стихотворении “Февраль. Достать чернил
и плакать!” мотив творчества переплетается с мотивами горения, слез и ливня57.
Сочетание дождя и плача неоднократно повторяется в романе: “Закрыв лицо руками,
мальчик зарыдал. Летевшее навстречу облако стало хлестать его по рукам и лицу
мокрыми плетьми холодного ливня”; см также.
Смесь влаги и
жара, порождающее кипение мысли, желание усилить движение души – в
стихотворении “Воробьевы горы”: Расколышь же душу! Всю сегодня
выпень. / Это полдень мира. Где глаза твои? / Видишь, в высях мысли
сбились в белый кипень / Дятлов, туч и шишек, жара и хвои.. Под
действием чувств душа становится влажной. После того, как Гроза, как жрец,
сожгла сирень, все оказалось в росе, Но даже зяблик не спешит /
Стряхнуть алмазный хмель с души.. Когда стихотворение передает крайнее
напряжение в отношениях между влюбленными, появляется образ кипящего в душе дня.
После размолвки герой обращается к любимой: Не вводи души в обман, /
Оглуши, завесь, забей. / Пропитала, как туман, / Груду белых отрубей..
В стихотворении “Клеветникам” на “влажную” душу указывает образ О детство!
Ковш душевной глуби!. Из стихотворения “Рослый стрелок, осторожный
охотник...” видно, что “чувство” и “разлив души” – понятия одного порядка.
В стихотворении “Весеннею порою льда...” душа прямо сравнивается с талыми водами.
И в романе
появляется образ “влажной” души. Так передается состояние доктора после его дум
о Ларе: “Не сам он, а что-то более общее, чем он сам, рыдало и плакало в нем
нежными и светлыми, светящимися в темноте, как фосфор, словами. И вместе со
своей плакавшей душой плакал он сам”. Душа сравнивается с морем в стихотворении
“Разлука” из последней части романа: Как затопляет камыши / Волненье
после шторма, / Ушли на дно его души / Ее черты и формы.. При
переходе от жизни к смерти происходит полное остывание души, ее оледенение58:
И ночь обступит. Этот лед / Ее тоски неописуем! / Так
страшен, может быть, отлет / Души с последним поцелуем.; Как
усопших представшие души, / Были все ледники налицо. / Солнце тут же
японскою тушью / Переписывало мертвецов.. В романе похоронам
сопутствуют или холодный ливень, или состояние зябкости, или холод и сквозняк.
Несовершенства жизни “охлаждают” человеческие души. Обретя друг друга, герои
делятся душевным теплом, поддерживая друг в друге жизнь: “Все бытовое
опрокинуто и разрушено. Осталась одна небытовая, неприложенная сила голой, до
нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она
во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной
и одинокой”. Истощение жизненных сил сопровождается ощущением холода:
“Душевная и телесная усталость от затяжного недосыпания подкашивала Юрия Андреевича.
Мысли путались у него, силы были подорваны, он ощущал сильную зябкость от
слабости...”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |