Курсовая работа: Темы, перенесенные из лирики в роман "Доктор Живаго"
Образ
пространства – печи, свойственный мифологическому мышлению, продолжает
развиваться в книгах “Сестра моя жизнь” и “Второе рождение”: Все еще нам
лес – передней. / Лунный жар за елью – печью..., Из
кухни, за сани, пылавший очаг / Клал на снег огромные руки стряпух.; Каким-то
сном несло оттуда. / Как в печку вмазанный казан, / Горшком
отравленного блюда / Внутри дымился Дагестан..
С печью
связан образ Горыныча в стихотворении “Урал впервые” из книги “Поверх
барьеров”. Горыныч – мифологическое существо, связанное с целой системой
древнейших представлений о мире. Это одно из хтонических чудовищ,
олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира – горы, земли,
воды и т. п. В эпосе это существо представлено двумя персонажами – Змеем
Горынычем, связанным с образом Огненного Змея, и богатырем- великаном Горыней,
место обитания которого – гора – выступает как препятствие на пути,
помеха, нарушающая ровность воздвижением вверх. Он обладает одновременно
сверхчеловеческой и нечеловеческой силой, нарушающей естественный природный
порядок, затрудняющей действия главного героя. В именах Горыня и Горыныч можно
увидеть и корень “гореть”, и корень “гора”. В стихотворении присутствуют и
горы, и огонь, и козни Горыныча – его заговор с “азиатцами”. К особому
кругу мифологических мотивов относятся мотивы о чудовище в пещере, нередко
находящейся в горе. Огонь, очаг в пещере символизирует космогонический
первоэлемент мира, подобный яйцу15. Элементы этого стихотворения
повторяются в варыкинских главах “Доктора Живаго”.
В
стихотворении “Как у них” изображена картина отраженного в воде неба. На этой
картине два солнца, реальное и отраженное, образно названы очами –
очагами: Очам в снопах, как кровлям, тяжело. / Как угли, блещут оба
очага.. Отождествление солнца и глаз свойственно мифологии. В данном случае
очаг связывает микрокосмический образ стихотворения и макрокосмическую
реальность, его породившую.
Образ печи
связан с мотивом творчества. В стихотворении “Зима” редакции 1913 г. огонь в
камельке является субъектом творчества, не случайно “пыланье” – продукт
творчества – составляет рифму со словом “сказанье”: Это раковины ли
сказанье, / Или слуха покорная сонь, / Замечтавшись, слагает
пыланье / С камелька изразцовый огонь.. В редакции 1928 г. исчезает
сказанье, но появляется повесть-жизнь, которая сравнивается с очагом: Это
раковины ли гуденье? / Пересуды ли комнат-тихонь? / Со своей ли
поссорившись тенью, / Громыхает заслонкой огонь?. Складывается мотив:
огонь в очаге, несущий в себе какое-то внутреннее противоречие, слагает
повесть-жизнь. Поэзия в лирике Пастернака – это образ, непосредственно
связанный с очагом, – Золушка или Сандрильон. Завуалировано мотив топки
присутствует в стихотворениях цикла “Весна”. Во втором стихотворении он
проступает сквозь значение затопления в словосочетании 'дом затоплен'16, в четвертой строфе
третьего стихотворения рифма 'крыши – кирпич колыша' указывает на печные
трубы, в пятой строфе говорится, что Город, как болото, топок, опять происходит
мерцание значений, так как после этого мы видим мотив горения и образ белого
пламени. Подобный этому, “кухонный” мотив присутствует в “Стрижах”: Как
белым ключом закипая в котле, / Уходит бранчливая влага....
В ряду
“огненных” тем стихотворения “Мельницы” после переработки 1928 года появилась
тема печи: Завидевши их, паровозы тотчас же / Врезаются в кашу, стремя
к ветрякам, / И хлопают паром по тьме клокочущей, / И мечут из топок
во мрак потроха.. И в этом произведении тема печи близка теме творчества. В
стихотворении “Скрипка Паганини” человек творящий подобен истопнику. Связь
очага и творчества выражена в “Посвященье”. В третьей строфе дан намек на
присутствие очага: Той, что, с утра подступив к фонарям, / Кашляет в
шали и варит декокт им.. В восьмой строфе образ проступает яснее: Крепкие
тьме – полыханьем огней, / Крепкие стуже – стрельбою поленьев!.
В девятой строфе он называется: С улиц взимает зима, как баскак, / Шубы
и печи и комнат убранство, / Знайте же, – зимнего ига очаг /
Там, у поэтов, в их нищенском ханстве. В первых двух стихах девятой строфы
“Посвященья” шуба сопоставлена с печью. В первых двух стихах десятой строфы шуба
сопоставлена со свечой: Огородитесь от вьюги в стихах / Шубой; от ночи
в поэме – свечою. Следовательно, у образов печи и свечи роли сходные:
кроме мотива творчества, их объединяет принадлежность к границе миров18.
Перед тем, как обрисовать и назвать печь, автор указывает на книгу Откровения.
Печь приобретает оттенок апокалиптического значения, тем более что полыханье
огней и стрельба поленьев – это буквальные пожары и стрельба на
улице, пространство и очаг предельно сближены.
Иногда очаг
является частью сна или воспоминаний носителя “я”. Воспоминания связаны с
определенными событиями, имеющими биографический затекст. Эти эпизоды имеют
общую схему: рядом с очагом собирается группа более или менее близких носителю
“я” людей, среди них или рядом с носителем “я” – его любимая. Очаг
является частью картины, которую с некоторыми оговорками можно назвать идиллической.
Очаг может
быть фактором, способствующим освобождению и сближению любящих, он связан с
темами любви, женщины19: При музыке?! – Но можно ли быть
ближе, // Чем в полутьме, аккорды, как дневник, / Меча в камин
комплектами, погодно? / О пониманье дивное, кивни, / Кивни, и изумишься! –
ты свободна..
Пастернак
нередко пользуется приемом метонимии. В стихотворении “Как-то в сумерки
Тифлиса...” метонимически представлен образ возлюбленной, и образ очага наравне
с образами зимнего пейзажа является частью возлюбленной: Я люблю их, грешным
делом, / Стаи хлопьев, холод губ, / Небо в черном, землю в
белом, / Шапки, шубы, дым из труб..
Печь
многократно появляется на страницах романа. Многие ключевые эпизоды романа
разворачиваются в непосредственной к ней близости, что подчеркивает важную роль
этой бытовой реалии.
Появившийся в
лирике и связанный с мифологическим сознанием образ пространства – печи
находит отражение в романе: “Прекратился северный ветер, дувший все последнее
время. С юга, как из печки, пахнуло теплом”. Печь – один из основных
элементов народной, языческой культуры20. В романе проявляется связь
печи с солнцем: “И, кажется, век бы тут прожил, глядя на этот угол печи с
солнцем на изразцах...”, а также мистическая сила огня в печи: “Устинья знала
множество народных заговоров и не ступала шагу, не зачуравшись от огня в
печи...”.
В народных
представлениях очаг имеет двойственную природу – с одной стороны, очищает
и освящает, с другой – он связан с нечистой силой. Так Маркел
характеризует себя со слов Антонины Александровны: “Говорят, ты, говорит,
Маркел, весь черный изнутре, вот все равно как сажа в трубе”.
Печь –
символ стабильности жизни, она помогает Юрию Живаго осваиваться в постоянно
меняющихся и ухудшающихся походных условиях, с нарушением обычного порядка
жизни нарушается процесс топки. Для того, чтобы сохранить хоть какой-то
порядок, необходимо приспособиться к новой системе отопления.
Печь как бы
проверяет человека, насколько он приспособлен к жизни, насколько он сам,
независимо от других людей, может обеспечить себе условия к существованию.
Оказалось, проблема интеллигенции, аристократии, людей живаговского круга в
том, что, имея много лишнего, они воспитывались абсолютно неспособными
позаботиться о самом необходимом, пользуясь в этом услугами посторонних. Отсюда
проблемы с топкой печи у врачей и офицеров на фронте. Они “...ночью садились на
корточки перед открытыми печными заслонками, раздували потухающие угли под
неразгорающимися сырыми дровами и со слезящимися от дыма глазами ругали
денщиков, не умеющих топить по-человечески”. Подобные проблемы у Тони: “С утра
затопили. Стало дымить. Антонина Александровна, ничего не понимавшая в топке,
давала Нюше, бившейся с сырыми неразгоравшимися дровами, бестолковые и вредные
советы”. Показателен в этом отношении диалог между доктором и прозектором в
ординаторской. Прозектор вспоминает подсобного рабочего Тарасюка, мастера на
все руки. С той же страстью, с какой Тарасюк осваивал любое дело, он
освоил и военное. Но власть и сила, которой у него никогда не было, к которой
он не привык и которая вдруг появилась вместе с оружием, развратила его так же,
как и других, ему подобных солдат революции. Далее разговор переходит на
печника – доктора философии Гейдельбергского университета. Как философ он
великолепен, но как печник он совершенно никуда не годится. И не случайно этот
так называемый печник – философ. То, что должно быть чертой характера,
скупою приправой к жизни, становилось целью и содержанием жизни, самой жизнью,
совершенно вытесняя из нее общеполезное. Юрий Живаго, в отличие от других,
сумел избежать такого ограничения и в выборе профессии, и в остальных жизненных
вопросах. Поэтому влияние дяди философа не сковывало его, как Гордона, а
освобождало. Общеполезное он считал одной из основных ценностей жизни. Кроме
прочего, Юрий стал признанным истопником 21. В контексте сказанного
этот навык приобретает важное значение, является символом особого таланта к
жизни. Отсюда – глубокий смысл фразы: “Печку топить – это вам не на
рояли играть”.
Уже замечено,
что главный герой несколько раз пытается построить свой более или менее прочный
мир. Центр этого мира – домашний очаг, печь. Печь, огонь и дым слились в
одно представление родового пената, охраняющего мир, обилие дома, счастье всех
членов семьи22. Нарушение процесса топки в романе является
следствием трагических военных и революционных событий, нарушающих естественный
ход жизни и семейные связи. Образ печи как центра родового гнезда проявляется в
том эпизоде романа, где возвращение Живаго домой с фронта Маркел называет
возвращением “на родимое запечье”. Но возникшие затем неполадки с отоплением
указывают на скорое разрушение идиллии, которое предполагает разорение родового
гнезда и распад семьи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |