Курсовая работа: Положение женщины в истории России
В литературе раскрывается
еще одна интересная сторона мира древнерусской женщины – роль «чародеиниц» в народном
врачевании, в сохранении и передаче опыта народной медицины. В деревнях именно знахарки
выступали как повивальные бабки (акушерки), лечили от бесплодия. Целить недуги умели
и образованные княгини; их методы и средства лечения вошли в историю мировой медицины[64].
Определяя рождение и воспитание
детей как установленное богом и освященное традицией «назначение» каждой женщины-матери,
идеологам церкви удалось направить социальную активность женщины в сферу личной,
семейной жизни, где «главой» жене и детям должен был быть мужчина.
В современной литературе нередко
можно встретить предположение о том, что древнерусские женщины были ограничены «узким
кругом домашних интересов», но, по сути, это восприятие сегодняшнего дня в условиях.
В средневековье с характерным для него господством личного, натурального хозяйства
именно дом был основным жизненным пространством человека. Именно здесь под влиянием
женщины-матери и формировались взгляды подрастающего поколения, и потому адресатом
многих поучений церковников, касающихся воспитания «чад», являлась именно мать.
В древней Руси женщина выступала
как воспитательница целомудренности и послушания.
Однако все это отнюдь не исключало
возможности конфликтных ситуаций между матерью и детьми в древнерусских семьях.
В подобных ситуациях на сторону матери сразу же вставал закон.
Особую часть христианского
учения о семье и месте в ней женщины занимает вопрос об отношении к вдовам. Церковь
исходила из того, что со смертью мужа жена теряла своего опекуна, и поэтому рекомендовала
оказывать вдовам снисхождение. Нередко завещатель специально оговаривал «передачу»
жены под опеку ближайшего родственника по мужской линии или духовного лица, что
было духовенству выгодно.
В большинстве случаев, древнерусские
женщины став вдовами, не только не попадали под власть родственников-опекунов (в
отличие от западноевропейского юридического быта), но и обладали полнотой власти
в отношении завещанного имущества[65].
Получив права опеки, женщины
вполне успешно управляли своим имуществом.
Наиболее полно круг прав и
обязанностей жены в семье XVI века был
сформулирован «Домостроем» – сводом правил поведения горожан, составленный священником
Сильвестром. Согласно «Домострою» именно мужу или отцу как главе семьи надлежало
управлять всей домашней жизнью. Распоряжения его должны были беспрекословно выполняться,
а мораль того времени не исключала применения им и физических наказаний. В то же
время хозяйка дома, по мнению автора «Домостроя», претендуя на главенство, в том
числе и в вопросах воспитания детей, должна была уметь хорошо организовывать домашнее
хозяйство.
«Домострой» отразил сложившиеся
ко времени его создания образ жизни московитов XVI века. Об этом свидетельствуют в своих записках и путешественники-иностранцы.
Они оставили описание семейного быта женщин царского двора, повседневная жизнь которых
проходила вдали от людских глаз.
Также рассматривая эту часть
вопроса необходимо затронуть проблему обучения женщин в это время. Первые сведения
об обучении девочек в России относятся к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха,
открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя
Ефросинья в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.
На Руси учебные заведения
именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой
половине XI века были известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа,
основанная Ярославом Мудрым[66] в Новгороде в 1030 году.
Содержание образования, как
и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных
искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика,
геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали
для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое
женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались
и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при
монастырях.
Упадок культурной жизни Древней
Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла
большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном
светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные
монастыри сыграли в это время (XIII – XV вв.) роль хранителей и распространителей
российского образования.
Укрепление Московского государства
повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать
многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не
только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой – была создана и закреплена
решениями Стоглавого собора (1551 г.) система православного образования[67].
Перемены, происшедшие в России
в XVI столетии и связанные с возникновением
самодержавной, сословно-иерархической, централизованной монархии, оказали прямое
влияние на строй и особенности семейных отношений. В иерархически организованном
государстве сравнительно быстро сошли на нет многие результаты длительной эволюции
имущественных прав женщин.
Таким образом,
сопоставление церковной концепции семьи и социального предназначения женщины с фактами,
характеризующими историческую реальность русского общества IX – XVI веках, дает представление о культурных, юридических и моральных
нормах отношения к женщине в древнерусском обществе.
В целом картина
жизни русской семьи этого времени и положения в ней женщины вовсе не столь уж мрачна,
как это нередко представляется в литературе, говоря о патриархальном быте с деспотической
властью «главы дома». Религия и церковь, хотя и играли важную роль в жизни средневековой
Руси, не охватывали всех сторон духовного мира человека той эпохи. На представления
людей о роли женщины в семье влияли тогда и реалии окружающего мира, и народные
традиции, и взгляды, унаследованные с дохристианских времен.
1.3 Женщина
и суд: преступление и наказание
Характер
феодального законодательства на Руси IX – XVI вв. был предопределен его классовой природой,
поэтому общественные права древнерусских женщин должны рассматриваться с учетом
социальной иерархичности феодально-сословного государства. Но такую возможность
дают в основном памятники светского права, которые позволяют сопоставить степень
наказуемости за одно и то же преступление для представительниц различных социальных
слоев и классов. Так, Устав князя Ярослава иллюстрирует зависимость меры наказания
от статуса женщин в классовом обществе. Церковные же памятники чаще всего трактуют
эти вопросы абстрактно, и положение «жены» как субъекта церковного права определяется
лишь отсутствием холопского состояния. Рассмотрение поставленной проблемы зависит
от источникового материала, который можно условно представить как две группы вопросов:
первая – защита прав женщин различных социальных слоев феодальным законодательством
и ответственность за преступления, совершенные по отношению к ним как к членам общества
и субъектам права; вторая – ответственность самих женщин за преступные действия[68].
В древнерусских
памятниках уголовного светского и церковного права зафиксированы различные виды
преступлений, совершаемых по отношению к женщинам. Так, на основании РП можно судить
о цене жизни представительниц различных классов и социальных групп Древней Руси.
Например, штраф за убийство зависимой женщины, согласно РП, колебался соответственно
той роли, которую она играла в вотчине феодала. Лишение жизни холопки, стоявшей
на низшей ступени феодальной «лестницы», РП наказывала 6 гривнами, но цена ее жизни
могла быть и еще ниже, в зависимости от изменений во внутриполитического положения.
Обратимся
к другому типу преступлений, известному в юриспруденции как обесчещение или оскорбление
чести. Оно появилось в русском феодальном законодательстве уже в XI в. и в процессе
эволюции приобрело широкую шкалу вариаций. Можно разделить их на две основные категории:
оскорбление чести путем совершения какого-либо непристойного поступка, действия
и словесное оскорбление. Одним из наиболее тяжких преступлений первой категории
было «пошибание» (изнасилование). В иерархии штрафов за него, установленных светским
уголовным законодательством, отразилось социальное дифференцирование пострадавших
и отсутствие единой ответственности субъектов за совершение преступления.
РП не рассматривала этот вид
преступления. Только начиная с 1016 г. в законах стали подробно оговариваться размеры
штрафов в зависимости от социального положения оскорбленных. По отношению к представительницам
несвободного населения и холопкам это преступление не влекло за собой уголовной
ответственности, если субъект его совершивший, был владельцем, господином пострадавшей.
В этом случае преступнику
назначалось церковное наказание: год поститься или же только «ответ дати» представителям
клира. В качестве компенсации за моральный ущерб, нанесенный рабыне, церковный закон
предписывал ее обязательное освобождение. Это было следствием развития норм РП:
на основании одной из статей ее Пространной редакции можно заключить, что наложница
обладала правом получения «вольной» лишь после смерти холоповладельца; опираясь
же на церковные установления, рабыня могла рассчитывать на свободу и при его жизни.
В случае если субъект, совершивший насилие над рабыней, являлся по отношению к ней
лицом посторонним, преступление его было уголовно наказуемым и отвечал он за него
на основании светских законов[69].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 |