Курсовая работа: Положение женщины в истории России
Автор
оригинального исторического эссе «Люди и нравы Древней Руси» Б. А. Романов[9]
попытался впервые в советской науке представить картину повседневности «всякого
человека XI – XIII вв.» и потому описал образ жизни горожанок и крестьянок, женщин
свободных и зависимых, княгинь и холопок. Главным источником он избрал ранние покаянные
книги и летописи.
Что касается
собственно исторических исследований, то в основном они представляли собой работы
этнографического характера, предмет изучения которых – брачная обрядность, эволюция
русского женского костюма и исследования по истории духовной и материальной культуры
русского общества в канун петровских преобразований[10].
Особый
интерес стали проявлять ученные в период хрущевской оттепели, современник которой
сами именовали себя «шестидесятниками». В различных научных сборниках и журналах
появилась масса статей, касавшихся «женской истории» 60-х годов XIX в. – «женской эмансипации», борьбы шестидесятниц
за равенство политических прав, за право на образование. История женского образования
в России в XIX в., в том числе первых женских курсов
– Бестужевских, нашла отражение в монографии Э. П. Федосовой[11].
В ней был не только собран и обобщен огромный фактический материал, связанный с
конкретными биографиями учениц, но и проанализирована тактика взаимодействия женских
обществ с правительственными учреждениями.
Тема «женской
повседневности» анализировалась в исследованиях по истории городского быта и культурной
жизни русского народа XIII – XVIII вв[12]. Особое место отводилось
изучению этнографическим аспектам, таким как: предбрачная и брачная девичья обрядность,
особенности материнской педагогики в традиционной крестьянской семье, женского досуга
и развлечений, эволюция женского костюма.
К середине
– концу 80-х годов длительный период накопления фактических знаний должен бал закономерно
смениться периодом их синтеза, временем создания концепций, объясняющих общее и
особенное в «истории русских женщин». Актуальность темы была настолько остра, что
даже в условиях марксисткой идеологии появлялись первые статьи, авторы которых решались
спорить с общественным мнением – об униженности и бесправии женщин. Особо здесь
стоит отметить работы Н. Л. Пушкаревой[13], положившей начало «женской
темы» в отечественной истории является следующих лет. Стоит упомянуть и работу Васильевой
Л. И.[14], в которой рассказывается
о роле и месте женщины в крестьянском хозяйстве.
Таким
образом, в советской исторической науке, касаемо изучаемой проблематики, превалировали
исследования этнографического характера. Некоторые аспекты жизни русской женщины
освещены в работах¸ посвященных изучению бытовой культуры.
Современный
период связан с изменением исследовательского ракурса отечественной исторической
науки в 90-е гг. – теперь «женская тема» развивается в рамках гендерных исследований.
Свидетельством
роста популярности данного направления становится появление центров гендерных исследований
в крупных городах – Москве, Иванове, Тамбове, на базе которых ведутся научно-исследовательские
работы, проходят конференции и семинары. Вопросами проблематики и методологии исторической
феминологии и гендерной истории в России занимается Л. П. Репина[15].
При этом
подавляющее большинство авторов разрабатывало тему женской повседневности в русле
исследования частной и общественной жизни в рамках конкретного региона. Необходимо
отметить отсутствие исследований краеведческого характера, посвященных изучению
повседневности женщин в указный период.
Последнее
десятилетие XX в. круто переменило отношение к «женской
истории» во всем мире. За женскую проблему разом взялись социологи[16],
философы[17], психологи[18]
– ученные смеженных с историей гуманитарных наук, используя свои методы анализа,
они доказали многогранность «женской темы» как одной из важных проблем в русской
истории.
Допетровский
период истории положения женщины в семье и обществе (X – XVII вв.) исследован сравнительно полно. Социально-правовой
и семейный статус древнерусских женщин, особенности их быта раскрыты в монографиях
Пушкаревой Л. Н[19]. Необходимо отметить статью
Назарова В. Д.[20], в которой он описывает сферу
частной жизни женщин допетровского времени.
Следует
также особо отметить работу Цимбаев Н. П., которая представляет собой комплексное
исследование по политической и социальной истории России периода правления Екатерины
II. Для настоящего исследования ценным представляется
глава, посвященная изучению процесса развития малой семьи и демократизации семейных
отношений различных категорий населения, в том числе, дворянства на протяжении XVIII
– начала XIX вв[21].
Говоря
о работах ученных посвященных рассмотрению женской проблемы в первой половине XIX века, стоит отметить тот факт, что большинство
монографий и статей посвящено представительницам высших сословий, была предпринята
попытка проникнуть в духовный мир наиболее образованных женщин[22].
В современной
историографии досуг женщины рассматривается в контексте анализа того или иного феномена
праздничной культуры. Роль женщины в дворянской субкультуре стало одним из предметов
исследования Г. А. Носова[23]. Она рассматривает вхождение
женщины в общественную жизнь в период петровских реформ с «архаическими ритуалами,
в которых женщина играет мужские роли, вытесняя мужчину с пьедестала, который он
обычно занимает в общественной жизни». В монографии Лотмана Ю. В[24].
подробно рассказывается о нравах русского населения периода империи и дается определение
роли женщины в общественной жизни.
Подводя
итог выше сказанному, следует отметить, что в последнее десятилетие российские ученые,
обращаясь к изучению женской истории, использовали новые методологические подходы,
согласно которым перемены в статусе женщины трактовались как результат социальных
процессов и динамических изменений жизненного уклада населения.
Таким
образом, в различных работах нашло свое отражение изучение некоторых аспектов положения
женщины в России, однако, как показывает анализ научной литературы, системного исторического
исследования по данной проблематике охватывающим указанный период не предпринималось,
что и обуславливает актуальность этой проблемы.
Целью
исследования является
комплексное изучение эволюции статуса женщины различных сословий в системе семейных
и общественных отношений в IX в. – 1861 г. Для достижения
указанной цели предполагается решить следующие задачи:
– дать
характеристику положения женщины в системе имущественных и семейных отношений в
Древней и Средневековой Руси;
– дать
оценку положения женщины в общественных отношениях;
– проанализировать
социокультурные факторы приведшие к изменениям в системе семейно-имущественных правоотношений
женщин в XVII – XVIII вв.;
– рассмотреть
систему общественных представлений относительно женщины и обосновать их роль и значение
при формировании поведенческой модели;
– охарактеризовать
изменения, произошедшие в положении женщины, благодаря включению ее в образовательный
процесс, и влияние просвещенности барышень на культурный уровень населения страны
в первой половине XIX в.
Источниковая
база исследования. В
первую очередь в работе были использованы источники нормативного характера[25],
изучение которых позволяет выявить роль государства и основные направления государственной
политики, в рамках которых изменился статус женщины различных сословий. Ряд средневековых
памятников светского права содержат установленные нормы, определяющие правовой статус
женщины в семье и обществе в указанный период.
Законодательные
нормы о владельческих, наследственных и распорядительных правах женщины в допетровский
период представлены в своде Соборного Уложения 1649 г. Для характеристики социально-правового
статуса женщины на рубеже XVII – XVIII вв. особенно ценными представляются законы
и нормативные акты, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи.
Ряд законодательных актов регулирует имущественную и брачно-семейную сферу отношений,
что позволяет определить основные направления государственной политики начала XVIII
в. в отношении женщин высших сословий.
Для получения
информации о нормах супружеских отношений, поведения супругов в браке привлечены
источники канонического права – Кормчая книга[26], Номоканон, Митрополичье
правосудие.
Большой
информативностью о государственных приоритетах начала XVIII в. в отношении воспитания
и образования русских девушек обладает руководство по воспитанию «Юности честное
зерцало» [27],
изданное в 1717 г.
Особенно
ценным источником, где содержится информация о порядке домоустройства, отражены
общие житейские правила, а также представлено типичное поведение, характерное для
современницы изучаемой эпохи, является «Домострой». Анализ норм «Домостроя» позволяет
объяснить мотивированность бытового поведения представительниц знати.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 |