Курсовая работа: Положение женщины в истории России
Начиная со
второй четверти XIX века
передовая общественность России начала обращаться к вопросу о религиозно-нравственном
обучении девушек крепостного состояния[110].
Наряду с
государственными учебными заведениями в первой половине XIX века в России существовало
большое количество частных пансионов. Так, в 20-х годах XIX века в одном Петербурге
было 17 мужских и 22 женских пансиона, а в конце 30-х годов общее количество их
возросло до 80. Пансионы делились на 3 разряда в зависимости от учебной программы:
программа пансионов I разряда соответствовала программе гимназий, II – уездным училищам,
III – приходским. В пансионах I разряда обучались преимущественно дети состоятельных
дворян. В них большое внимание обращали на обучение французскому и немецкому
языкам, танцам, манерам; музыке, фехтованию. Пансионы II разряда пользовались популярностью среди купечества, состоятельного
мещанства. Учебная программа пансионов II разряда включала в основном общеобразовательные
предметы: математику, историю, географию, химию, физику и какой-либо иностранный
язык. В пансионах III разряда учились дети бедных дворян, меделких
торговцев и даже зажиточных казенных крестьян[111].
Программы
лучших женских пансионов приближалась к учебной программе институтов благородных
девиц. В женских пансионах изучались: закон Божий, русский, французский и немецкий языки, арифметика, история, география и «приятные искусства»
– музыка, танцы, рисование, рукоделие. В немногих
столичных пансионах к ним добавлялись мифология, эстетика, естественная история.
Плата за обучение в женском пансионе была выше, чем в мужском.
Обучение
в частных пансионах, особенно первого разряда, стоило очень дорого (от 500 до 2000
руб. в год). В пансионах II разряда, где обучались
в основе дети купечества, помимо платы (в 150-200 руб. в год) практиковались
и приношении натурой.
Частные пансионаты
контролировались в своей учебной деятельности министерством просвещения, но контроль
носил чисто формальный характер. И хотя в соответствии с определенным разрядом пансиона
учебная программа его должна была быть приближена к программе соответствующего государственного
учебного заведения, уровень преподавания в частных пансионах был в целом
ниже, чем в государственной школе.
Особо низким
уровнем преподавания отличались провинциальные пансионы. Преподавателями там нередко
бывали люди малообразованные, сомнительной нравственности. В большинстве случаев
учебным занятиям в пансионах особой важности не придавалось. Особенно часты были
перерывы в учении в женских пансионах.
Для овладения
навыками «хорошего воспитания»
в женских пансионах раз или
два в год устраивались вечера, на которые приглашались ученики соседней мужской
гимназии или кадетского корпуса.
При всем
различии отдельных частных пансионов всем им, за редкими исключениями, была присуща
одна черта – неукоснительно соблюдаемая духовная изоляция воспитанников, отгораживание
их не только от общественной жизни со всеми ее запросами и потребностями, но и от
реальной действительности вообще. Скудные сведения, сообщаемые учителями, не могли
быть восполнены самостоятельным чтением, так как в большинстве пансионов оно преследовалось.
Учащимся разрешалось иметь лишь учебники и религиозную литературу – Евангелие, жития
святых и т. п.
Кроме того,
обучение и воспитание в частных пансионах отличалось еще одним отрицательным свойством.
Преобладающее большинство их содержали иностранцы (женские пансионы – в основном
француженки, мужские – большей частью немцы). Изучение европейских языков, европейской
истории и литературы производилось в них в ущерб русскому языку, русским истории
литературе[112].
В итоге министр
просвещения вынужден был обратить взимание царя на антипатриотическое воспитание,
даваемое в пансионах, начальники которых «не зная нашего языка и гнушаясь оным,
не имея привязанности к стране для них чужой, юным россиянам внушают презрение к
языку нашему и охлаждают сердца их ко всему домашнему, и в недрах России из россиянина
образуют иностранца».
В результате
в 1811 году последовал указ, предписывающий обязательное преподавание русского языка
в частных пансионах. Однако, как уже говорилось, контроль министерства носил чисто
формальный характер, положение существенно не менялось в течение первой четверти
XIX века.
Однако уже
с 30-х годов контроль этот ужесточился. Особенно строгим стал административный надзор
за частными школами в Дерптском, Варшавском и Виленском учебных округах, где они
были очень распространены и являлись центрами противодействия русификаторской политике
правительства.
В 1833 году
последовал запрет на открытие частных пансионов в Москве и Петербурге. В провинции
же открытие их разрешалось только с ведома попечителя учебного округа особо благонадежным
лицам.
Значительная
часть детей дворян, не определенная родителями в гимназии или частные пансионы,
получала домашнее воспитание. Качество его, конечно, зависело и от состоятельности
родителей, и от их собственных культурных потребностей.
Родители,
воспитывая дома детей, в возрасте 7 – 8 лет с рук няни передавали девочек на попечение
француженки-гувернантки. Очень часто ими бывали люди, не только не подготовленные
к роли педагога, но и просто мало образованные.
Познавательный
аспект в домашнем воспитании девушек был выражен слабо. Главной целью была подготовка
их к светской жизни, поэтому в обучении многое делалось «напоказ». Обязательным
считалось знание французского языка умение играть на фортепьяно, кое-какие рукоделия,
прохождение краткого курса закона Божьего, истории, географии и арифметики. В богатых
столичных домах для девочек специально приглашали учителей танцев. Нередко это принудительное
и очень активное обучение грации и танцам было тяжелым для детей[113].
Таким образом,
процесс домашнего обучения молодых дворян был в достаточной степени произволен –
мог варьироваться в зависимости от просвещенности, взглядов и заинтересованности
родителей. Однако ряд объективных факторов, и, прежде всего принадлежность определенному
сословию – обуславливали ряд общих моральных законов и норм поведения при воспитании
ребенка. Общие принципы домашнего воспитания давали хорошие результаты только в
тех семьях, где им руководствовались люди, обладающие высокой культурой и человеческой
незаурядностью.
Заключение
Статус
женщины (социальный, экономический, правовой), ее роль на том или ином этапе общественного
развития во многом предопределялась характером самого общества, уровнем развития
его материальной и духовной культуры. В связи с этим проблема определения положения
женщины в обществе требует своего истолкования с позиций многофакторного анализа.
Изменения произошедшие в России в последние время и вызвавшие модификацию ролевых
функций женщины, служат дополнительным фактором для переосмысления традиционных
компонентов изучения.
В данной
дипломной работе была предпринята попытка анализа семейного, социально-правового,
имущественного положения русских женщин, их внешнего облика, уровня грамотности
и образованности в IX в. – 1861 г.
Начиная
рассмотрение положение женщины с времен Древней Руси, необходимо отметить, что на
данном этапе развития истории приходится больше говорить о месте и роли женщины
в семье, нежели в общественных отношениях. Самое главное и что представляло реальную
выгоду для женщины тех времен – это удачное заключение брака. С раннего возраста
девочек начинали готовить к семейной жизни, воспитывая из них хозяек большого семейства.
Заключение
брака происходило по договоренности родителей брачующихся и где больше учитывалась
материальная выгода, а не чувства молодых. Такое отсутствие права свободного выбора
женщиной жениха, можно рассматривать как серьезный аргумент в пользу тезиса о приниженном
социально-правовом положении русских женщин в IX – XVI вв.
Развитие бракоразводного процесса
строилось на основании действия прелюбодеяния. Оно оценивалось по-разному для каждого
из супругов. Муж признавался прелюбодеем лишь в том случае, если имел на стороне
не только наложницу, но и детей от нее. Замужняя женщина считалась совершившей прелюбодеяние
уже тогда, когда вступала в связь с посторонним мужчиной. Прелюбодеяние, совершенное
в результате насилия, не считалось изменой.
Что же касается имущественных
отношений, то здесь можно выделить два основных периода эволюции прав женщин на
собственность: владение и распоряжение движимым имуществом (X – XIII вв.) и распространение
владельческих и собственнических прав женщин на недвижимость (XIV – XV вв.).
Необходимо заметить, что у
каждой женщины было так называемое приданое. Это определенное имущество, которое
давалось девушке родителями при вступлении в брак, и продолжало сохраняться у нее
на протяжении всего времени, как личная собственность, на которую муж не мог распространять
свои права.
В результате
реформ на рубеже XVII – XVIII вв. в повседневной жизни женщин произошли значительные
изменения. На протяжении длительного времени вплоть до конца XVII в. функцию контроля
и регламентации образа жизни женщин обеспечивали институт церкви и государство.
В контексте определения статуса представительниц различных сословий влияние религии
следует оценивать как противоречивое. С одной стороны, церковные постулаты обеспечивали
стабильность и гарантировали неприкосновенность частной жизни женщин; с другой –
повышенные моральные требования и усиленный контроль над семейной жизнью, внешним
обликом и досуговой сферой женской повседневности привели к существенному ограничению
вариантов жизненных стратегий женщин той эпохи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 |