Курсовая работа: Положение женщины в истории России
Курсовая работа: Положение женщины в истории России
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ПЕНЗЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО
Исторический
Кафедра истории и права факультет
Дипломная
работа на тему:
«Положение
женщины в России (IX в. – 1861
г.)»
Студент
А. Ю. Пимукова (Суркова)
Научный
руководитель к.и.н., доцент А. М. Подлужная
Зав. кафедрой
к.и.н., профессор Л. Ю. Федосеева
Пенза – 2010
Содержание
Введение
Глава I. Положение женщины в Древней и Средневековой Руси (IX – XVI вв.)
1.1 Правовой статус женщины: право на
владение и распоряжение имуществом, земельной собственностью
1.2 Женщина в древнерусской и средневековой
семье (IX – XVI вв.)
1.3 Женщина и суд: преступление и наказание
Глава II. Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв.
2.1 Эволюция имущественного положения
женщины
2.2 Трансформация брачно-семейных отношений
2.3 Развитие женского образования и досуга
Глава III. Женский вопрос в России в первой половине XIX в.
3.1 Семья и имущественные отношения женщины
первой половины XIX в.
3.2 Женское образование в первой половине
XIX в.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность
темы исследования определяется
ее научно-практической и теоретической значимостью. История повседневности представляет
собой одно из наиболее перспективных направлений, получивших свое развитие в отечественной
историографии с конца XX столетия. Тема актуальна на фоне возросшего на рубеже XX
– XXI вв. интереса к исследованию статуса российской женщины в современном обществе,
для чего необходимо изучение и осмысление экономического и социально-политического
положения женщины в России на протяжении длительного исторического периода.
Изучение
социальной истории России порождает интерес к повседневной жизни женщин разных сословий,
поскольку, несмотря на значительное количество исследований, посвященных различным
аспектам социально-экономических и культурных процессов, наблюдается недостаток
работ, где был бы объединен материал по различным направлениям исторических исследований.
Период IX в. – 1861 г. в России отмечен кардинальными реформами во всех сферах жизни
общества. Они затронули и повседневную жизнь женщины. В результате чего стали меняться
бытовые привычки и образ жизни. Исследование проблемы помогло оценить масштабы модернизации
общества и их результаты за столь длительный период.
Особый
интерес к «женской теме» обусловлен разнообразием ролевых функций, которые осваивают
женщины в современном обществе. Российское общество, в котором не так давно акцент
был сделан на предоставлении женщине возможности реализовать свои карьерные амбиции,
в последнее время в связи с нестабильностью в экономическом секторе, а также обострившейся
демографической проблемой, обращается к патриархальной государственной политике.
Проявляется это в форме ограничения участия женщин в государственно-профессиональных
сферах, что порождает недовольство женщин и напряженность. В результате чего перед
государством становится задача по выработке политики, предоставляющей равные условия
реализации для женщин.
Всесторонний
анализ жизни и деятельности женщин, начиная с древнейших времен, позволяет вернуться
к истокам процесса вхождения женщины в социум, где и произошло осознание важности
и необходимости присутствия женщин в жизни общества. Изучение проблемы взаимоотношений
женщины и социума обеспечит понимание значимости активной деятельности женщин в
становлении правового государства, а также будет содействовать повышению статуса
женщины.
Предметом
исследования выступает
повседневная жизнь женщин в период IX в. – 1861 г.
Объектом
исследования является
русская женщина рассматривающиеся в качестве отдельной социокультурной общности,
для которой характерен жизненный стиль, определяемый правовым статусом женщины в
семье и обществе, установленные нормы поведения, а также определенные способы реализации
в обществе.
Хронологические
рамки исследования относятся
к IX в. – 1861 г., которые соответствуют основным периодам становления и развития
политики государства по отношению к женщинам. Перемены, происходящие в повседневной
жизни женщин, были обусловлены целым комплексом реформ в политической, социальной,
экономической и культурной сферах жизни.
Историография
проблемы. Историю изучения
темы женской повседневности можно условно разделить на три периода: 1. дореволюционная
историография (18000 – 1917 гг.) 2. вопросы «женской истории» в трудах советских
исследователей (1917 г. – начало 90-х XX в.); 3.
новейшие разработки в области «женской истории» в России (90-е гг. – 2000 г.).
Накопление
фактического материала о положении женщины в русском обществе было начато русскими
учеными в конце XVIII – начале XIX вв. Участники академических экспедиций конца XVIII в. – П. П. Паллас, И. П. Фальк, И. И.
Лепехин и другие путешественники по Сибири – оставили отрывочные впечатления о семейном
быте русского крестьянства этого региона, прежде всего – о традициях и ритуалах,
связанных со свадебными торжествами, а также с семейной обрядностью, в том числе
касавшейся вынашивания, рождения и воспитания детей[1].
На рубеже
XVIII и XIX вв. за «женскую тему» взялись и историки: «последний летописец
» Н. М. Карамзин выразил надежду, что вскоре появится исследователь, «талантливое
перо которого напишет галерею портретов россиянок, знаменитых в истории или достойных
сей участи». Историческая повесть Н. М. Карамзина о новгородской боярыне XV в. Марфе Борецкой, возглавлявшей боярскую группировку, которая
была политически оппозиционна самодержавной власти Москвы, побудила интерес к биографиям
других выдающихся женщин русского средневековья[2].
Начало
XIX в. в России было отмечено подъемом национального
самосознания, патриотическим порывом в годы Отечественной войны 1812 г. В прямой
связи с ними и с возникшим в 1820 – 1850-е гг. славянофильством был пробудившийся
интерес к истории средневековой России, ее быта, повседневности, обычаев традиций.
В середине
XIX в. знатоки повседневности и нравов средневековья
– И. Е. Забелин и А. Терещенко – сделали попытки «вписать» женщин в материальный
быт допетровской эпохи (X – XVII вв.). Однако даже в книге И. Е. Забелина
«Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях» героини истории – русские царицы
– оказались буквально «задавленными» деталями бытописательства: описаниями утвари,
одежды, распорядка дня[3].
В те же
1830 – 1850-е гг. исследователи юристы либерального толка – так называемые «западники»,
особенно сторонники «государственной школы» – сосредотачивали внимание на других
сторонах истории женщин. Они анализировали в своих публикациях не столько обычное
право, сколько писаное, сравнивали уголовно-правовые и материально-правовые нормы,
сопоставляли имущественный статус, дееспособность женщин в допетровскую эпоху и
в XVIII в., доказывая разительность перемен, совершенных
в эпоху «европеизации».
Одним
из первых отметил перемены в бытовой жизни русской женщины, историк XIX века, Н. М. Костомаров[4].
В своей работе он выделил отличительной черты быта русского населения XVI и XVII вв., в результате чего оказалась подробно освещена материально-вещественная
сторона повседневной жизни русской женщины.
Некоторые
из «государственников», в том числе С. М. Соловьев[5],
видя социальное неполноправие женщин и считая его «следствием огрубления нравов»,
обратили в то же время внимание на традиционность сравнительно широкого участия
женщин из среды социальной элиты в общественно-политической жизни княжеств и земель.
Возникновение «российского матриархата» (1725 – 1796 гг.) выглядело в их исследованиях
закономерным возвращением к «хорошо забытому старому»: в эпоху средневековья женщины
активно участвовали в управлении княжествами и землями.
Следует
учитывать, что подобные выводы рождались в эпоху бурной либерализации общественной
жизни России, которая сопровождала буржуазные реформы1860 – 1870-х гг. К этому времени
относятся первые попытки найти решения женского вопроса[6].
Обращали
внимание на проблему женского вопроса и литераторы. Разнообразные по жанрам произведения
– статьи, рецензии, в которых рассматривались проблемы женского вопроса, были представлены
широким кругом авторов. Среди них – Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Т. Г.
Шевченко, Н. А. Некрасов, М. Л. Михайлов, А. Н. Пыпин, Н. П. Суслова, А. Я. Панаев,
К. Д. Ушинский и многие другие. В ходе дебатов и журнальной полемики становилось
все более ясным, что важнейшим залогом изменения социального, экономического, семейного
положения женщин является просвещение[7].
Новой
темой в «женской истории» России, рожденной стремительными экономическими трансформациями,
превращением России в одну из среднеразвитых капиталистических стран, стала с 1860-х
гг. XIX в. тема места женщины в системе трудовых
ресурсов страны, занятости и безработицы, тема охраны труда работниц и его оплаты.
Необходимо заметить, что на тему женского труда откликнулись в те годы практически
все более или менее значимые лидеры общественных движений[8].
В советской
науке проблематика исследований сосредоточилась на изучении социально-экономической
и политической истории. Переориентация научного мышления происходит с начала 1970-х.
гг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 |