рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Положение женщины в истории России  
Курсовая работа: Положение женщины в истории России
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Положение женщины в истории России

В ходе реформ церковь была низведена до уровня государственного института, в результате чего ослабло ее влияние на женскую повседневность. На государственном уровне были разработаны законодательные меры, которые обеспечивали расширение возможностей поведенческих ситуаций женщин на различные жизненные обстоятельства.

Увеличение владельческих и наследственных имущественных прав обеспечивало определенную экономическую самостоятельность и позволяло представительницам элиты реализовать идею повторного замужества в случае вдовства, или же предоставляло возможность достойного обеспечения незамужней женщине либо вдове. Утверждение равенства супругов в сфере брачно-семейного права, запрет насильственного пострижения в монастырь, а также расширение хозяйственно-бытовых полномочий женщины демократизировали супружеские отношения и стабилизировали статус представительниц высших сословий в семье, что нельзя сказать о крестьянских семьях того времени.

Зачастую реализация новейшего законодательства на практике не всегда была удачной, что подрывало уверенность женщин в правильности следования новым веяниям. Однако, например, среди знатных женщин находились особы, отстаивающие собственные права или стремящиеся, вопреки общественному мнению, к осуществлению собственной стратегии поведения.

Раскрепощению поведенческой манеры и переменам в осознании собственной идентичности женщин также способствовали изменение внешнего облика и трансформации общественных стереотипов. Приучение женщин высших сословий к новому образу жизни реализовывалось с помощью их непосредственного участия в публичных досуговых мероприятиях, получения знатными девушками образования.

Следует отметить, что изменения в самой структуре сословий оказали влияние на степень принятия женщинами нововведений. Так, дворянки, составляющие к первой четверти XVIII века большую часть элиты, будучи выходцами из служилого сословия, демонстрировали более благожелательное отношение к реформам, нежели представительницы старинных боярских родов, мещан и крестьян.

На ключевое событие – вхождение в публичную жизнь – женщины реагировали сдержанно, однако отдельные оценки свидетельствуют, что эмоциональные реакции варьировались от растерянности, до ярко выраженного неприятия. Психологический дискомфорт, испытываемый большинством женщин, был вызван как боязнью осуждения со стороны родственников и общества, так и специфическим наполнением досуга, который подчас противоречил нормам общепринятой морали.

Оценивая значение социально-политической модернизации в контексте женского вопроса, следует отметить, что в изучаемый период наблюдается положительная динамика в отношении расширения личных прав и упрочения социального статуса женщины. Тем не менее, ограниченный и несовершенный характер реформ выражался в отсутствии внимания со стороны общества и государства к проблеме допустимости физического наказания по отношению к женщине, что минимизировало значение распространившихся в начале XVIII века прогрессивных норм в области укрепления статуса женщины. В целом для полноценного обеспечения интересов женщины было необходимо совершенствование системы контроля над исполнением законодательных норм, а также требовалась трансформация нематериальной сферы – отказ современников от сопоставления византийской этики с обыденной жизнью женщин.

Что же касается образования, то, здесь начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.

Долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин в дореволюционной России проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский «идеал».

C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола.

Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине – менялось и отношение к женскому образованию.

В первой половине XIX в. говоря о женском вопросе, необходимо, затронуть тот факт, что теперь положение женщины рассматривается не только в семье, но и в рабочей сфере. Женщина становится субъектом трудовых отношений. Но предпринимаются попытки к реорганизации положения женщины в обществе и уравнению ее прав с мужчиной. Это нашло сове отражение в женском образовании, оно становится великим завоеванием женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу.


Список использованных источников и литературы

I.          Источники:

1.         Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М.: Просвещение, 1985. – 654 с.

2.         Русская Правда Пространной редакции // Памятники русского права. Вып. I. М., 1952.

3.         Соборное Уложение 1649 г. // Российское законодательство X – ХХ веков. Т. III. Акты земских соборов. М., 1985.

4.         Судебник 1497 г. // Памятники русского права. Вып. II. М., 1953.

5.         Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права. – М.: Проспект, 2000. – 469 с.

6.         Устав князя Ярослава Восточно-русской редакции // Памятники русского права. Вып. I. М., 1952.

7.         Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М.: Просвещение, 1987. – 398 с.

8.         Хрестоматия по истории школы и педагогики России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Под ред. Ш. И. Ганели. – М.: Просвещение, 1974. – 526 с.

II.        Литература:

9.         Александров В. А. Семейно-имущественные отношения до начала XX века // Русские. – М.: Наука, 1999. – С. 432 – 436.

10.      Алексеевич С. В. У войны не женское лицо. – М.: Наука, 1988. – 348 с.

11.      Анисимова Е. В. Анна Иоанновна (1693 – 1740) // Вопросы истории. – М., 1993. – № 4. – С. 19 – 33.

12.      Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. – М.: Юрист, 2003. – 333 с.

13.      Аппарович Н. И. Жизнь и быт населения России в XVII веке. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 301 с.

14.      Васильева Л. И. Организация труда в крестьянском хозяйстве. – М.: Политиздат, 1989. – 355 с.

15.      Васюнина Л. А. Женщина в семье и обществе. – М.: Просвещение, 1991. – 259 с.

16.      Власова И. В. Брак и семья у русских // Русские. – М.: Наука, 1999. – С. 416 – 432.

17.      Девис М. Женщины изменившие историю. – М.: Наука, 1994. – 378 с.

18.      Жирнова Г. в. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. – М.: Наука, 1980. – 431 с.

19.      Женщина до начала Нового времени / Под ред. С. С. Крючковой. – М.: Наука, 1993. – 428 с.

20.      Женщина и вещественный мир культуры народов Росси и Европы. – СПб.: СПБ, 1998. – 321 с.

21.      Женщины, история, общество. Сборник научных статей. Вып. 2. / Под ред. В. И. Успенской. – Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 2002. – 319 с.

22.      Зуйкова Е. М., Ерусланова Р. И. Феминология. – М.: Наука, 2001. 254 с.

23.      Калабихина И. Е. Социальный пол и проблемы населения. – М.: Ладомир, 1995. – 202 с.

24.      Калыгина А. С. Крестьянка в браке и семье. – М.: Мысль, 1985. – 280 с.

25.      Катовская М. Г. Гендерные очерки: история, современность, факты. – М.: Медиа сфера, 2004. – 358 с.

26.      Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Летний сад, 1998. – 112 с.

27.      Королев Ю. А. Брак и развод: история и современность. – М.: Наука, 1984. – 345 с.

28.      Королева К. П. Семейное воспитание и школа в России. – М.: Педагогика, 1994. – 270 с.

29.      Костомаров Н. М. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. – М.: Просвещение, 1992. – 390 с.

30.      Лещенко В. Ю. Семья и русское православие: XI – XIX вв. – СПб.: Марс СПБ, 1999. – 255 с.

31.      Листова Т. А. Благословления на брак // Родина. – М., 1994. – № 8. – С. 100 – 104.

32.      Литвинцева Н. А. Женская психология. – М.: Просвещение, 1994. – 293 с.

33.      Лотман Ю. В. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX вв.). – СПб.: Прометей, 1999. – 452 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20

рефераты
Новости