рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя  
Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя

— К какому раннему жанру восходит сюжет? (Сказка.)

— С противоборством каких сил свя­зан? (Добра и зла, Жизни и Смерти.)

— В каких образах у Гоголя реализу­ются эти силы?

С одной стороны Жизнь, с ней Юность, Красота, Любовь. С другой — Смерть, с ней Старость, Неживое, за­стывшее; образ смерти несет нечистая си­ла, она рождает Страх.

Это противостояние, восходя к масле­ничному обряду противоборства Весны, а с нею Молодости, Лтбви и Зимы (Смерти, Старости) — магистральный сюжет гого­левского творчества, начиная с «Вече­ров...» и заканчивая «Мертвыми душами». Он произрастает из вечного противостоя­ния Жизни и Смерти, в самом существо­вании человечества, но когда проникает в душу одного человека, заставляет его страдать. Не всем удается выйти и:) этого конфликта достойно.

Вакула удается победить черта, до­биться счастья, а Петру — нет. В чем же дело?

Полистаем странички и вспомним са­мые яркие. Прозвучат они параллельно, что поможет вам найти правильный ответ на  вопрос.

2. Анализ ключевых эпизодов (инди­видуальные ответы учащихся).

а) Мы в Диканьке, в атмосфере хри­стианского праздника.

Характеристика Диканьки, ее обитате­лей, атмосферы.

На что обращает внимание Гоголь, рисуя Диканьку?

Атмосфера праздничная, яркая, это последний день нечистой силы.

А теперь перенесемся в другой хутор и в атмосферу другого праздника.

6) Рассказ о купальской ночи.

— Каким видит Гоголь этот праздник? (Это пробуждение нечистой силы.)

Гоголь, кажется, не принимает языче­ского праздника и бросает героя в дья­вольскую пучину. Но почему?

— Почему не состоялось счастье Пет­ра? (Алчность Петра сыграла роковую роль.)

— Но разве легко решиться на кровь младенца?

— Почему Петр стал способен на та­кое?

Ответ рождается не просто. Для этого проследим судьбу героя.

— Заглянем в хутор, где живет Петр. в) Характеристика хутора (с иллюст­рациями).

-  Каково главное ощущение? Хутор затерян у дороги, заброшен. Здесь все лишено порядка, Лада, а глав­ное — почвы, Дома. Какое-то сплошное шатание, беэдомье.

Почему в таком хуторе живет Петр?

Он сам Безродный, без рода, без кор­ней, одинокий.

— Посмотрите, как он одет, верит ли в возможность счастья?

Итак, у Петра нет дома, дела, веры. Нет того, что мы называем нравственным стержнем. Кажется, Бог оставил его, а где оставляет Бог, там появляется Дьявол. Одинокой душе не справиться с ним.

г) Характеристика Вакулы.

— Таков ли Вакула? Вглядимся в это­го человека.

— Какое он на вас произвел впечатле­ние?

д) Сопоставительный анализ последних страниц повестей: красивый дом Вакулы — разрушение дома Петра: красави­ца жена, дети — уход Пидорки в мона­стырь.

VI. Обобщение по уроку. Беседа с уча­щимися.

— А теперь вернемся к вопросу, кото­рый поставили в начале.

— Почему Вакуле удается победить нечистую силу и обрести счастье, а Петру — нет?

— Какие опоры видит Гоголь в жиз­ни?

Ответы учащихся.

Выводы учителя — обобщение по уро­ку. Одно из постоянных гоголевских столкновений — в комическом или траги­ческом плане — столкновение человека с дьявольскими силами.

Как правило, дьявол побеждает изгоя, не привязанного к месту, к делу. Так гибнут Петро («Вечер накануне Ивана Купала»), род Петра и Ивана («Страшная месть»), Хома Брут («Вий»), а кузнец Вакула, Левко не только удается победить -чертовщину, но и извлечь выгоду  встречи с ней.

Нечистая сила, которая прилипает гоголевским бездомным странникам, восходит к яычеству. Но, по Гоголю, ни эти  верования, ни эти обряды уже не в состоянии спасти отошедших от людей, дом., своих корней.

Христианин Гоголь, опираясь на язы­ческие традиции, спорит с ней. Ему ви­дится спасение в том,  что мы называем Соборностью духовной близости, основан­ной на радостном единении людей, но не на языческом празднике, а в любви к Бо­гу и друг другу.


 Тема «Юмор и сатира Н.В.Гоголя в «Предисловии»»

Цель: познакомить учащихся с самим текстом; обучить выразительному чтению; поработать  с теоретико - литературным материалом;

                            

                                  Ход урока:

1. Выразительное чтение «Предисловия» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Предварительная беседа строится пример­но в следующем плане.

Предисловие к первому тому «Вечеров на хуторе...» пред­ставляет не только большой художественный интерес как за­мечательный образчик гоголевского юмора, но оно приковы­вает внимание и тем, что в немногих словах показывает поло­жение писателя-демократа и «лакейский» характер тогдашней критики. Автор-«хуторянин» выражает боязнь по поводу сво­его вступления в литературу. Своё положение он сравнивает с положением мужика, которого из барских хором гонят ла­кеи. Под наивностью хуторянина здесь чувствуется едкая на­смешка человека, приравнивающего реакционную критику к лакейству. У читателя невольно возникает вопрос, кого же надо разуметь под «высшим лакейством», но Рудый Панько снова уводит его в примитивный быт захолустной Диканьки. Однако простодушие рассказчика только кажущееся. Его критическая мысль снова выступает, когда столичным балам, где «зевают в руку», противопоставляется простое, искреннее веселье крестьянской молодёжи с музыкой, танцами, играми,  с рассказами о старине.

Наряду с этим автор уделяет много внимания описанию внешности дьяка диканьской церкви Фомы Григорьевича, но­сившего «суконный балахон, цвету застуженного картофельно­го киселя», чистившего сапоги «самым лучшим смальцем», ни­когда не вытиравшего нос полою своего халата.

Это пародирование патриархальной ма­неры мышления и языка, смешение главного с не относящимся к делу лежит здесь в основе комического, в основе гоголев­ского юмора. Комическое впечатление создаёт и характер пафосного повествования, находящегося в полном несоответстви» с содержанием: «Что то за пироги, если бы вы только знали? Сахар, совершенный сахар! А масло, так вот и течёт по губам, когда начнёшь есть».

Подготовка к занятию  требует прежде всего упражнений по выразительному чтению и для того, кто будет читать «Предисловие» целиком, и для тех, кто будет только цитировать.

 Преподаватель, если это требуется, ста­вит наводящие вопросы, возбуждая самостоятельную мысль учащихся, внося только в последующем свои поправки.

2. Работа учащихся:

а) Юмор «Предисловия».

б) Сатира в «Предисловии».

 Юмор «Предисловия» к первой части «Вечеров на ху­торе близ Диканьки».

1. Определение юмора (найти в словаре и выписать).

2. Юмор в «Предисловии»:

а) в описании одежды Фомы Григорьевича;

б) в характерной подробности с носовым платком;

в) в смешении главного с не относящимся к делу;

г) в повышенном тоне восхищения пирогами.

3. Найти в словаре и выписать определение слов «пародия» и «пафос». Определить их место в «Предисловии».

 Сатира в «Предисловии» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

1. Найти в словаре и выписать определение сатиры.

2. Сатира в «Предисловии»:

а) Как здесь характеризуется положение писателя-де­мократа?

б) Кого называли лакеями в прямом и переносном

смысле?

в) Какие черты им приписывались?

г) Почему здесь критиков сравнивают с лакеями?

д) Против кого ещё направлена сатира писателя?

 е) Сопоставляя дворянскую и крестьянскую молодёжь, кому из них отдаёт предпочтение Гоголь?

Д/ з прочитать повесть «Сорочинская ярмарка»

Тема Сказочно счастливая развязка «Майской ночи...». Таинственный смысл повести

                                                   Ход урока

1. Рассказываем и читаем Гоголя (выступления учащихся).

2. Контрасты «Майской ночи...» и ее смысл.

— ...Удивило ли вас продолжение повести? Как построил ее Гоголь? Сравните 2-ю главу с последующими. Почему поэ­зия и таинственность первых страниц сменяется... «головой», пьяным Калеником и парубками? Что вы ощутили на этих страницах? Какие слова становятся ключом к ним? И с чего это вдруг появились в «Майской ночи...» «вольные казаки»? А при чем здесь «голова»? Как он выглядит под пером Гоголя? А другие лица? Как пишет Гоголь эти страницы? Почему они так задорны, насмешливы, даже едки? Найдите самые уди­вительные гоголевские фразы... в чем их секрет? А как выст­роил автор события? Какую роль в них сыграла злополучная «свояченица»?..

— ...Может быть, вы чего-то с нетерпением ждали, читая веселое повествование о «голове» и парубках? Как же верну­лась в повесть утопленница? Что напомнил вам ее разговор с Левко? И почему появляется эта параллель: Левко — Ганна, Левко — панночка-утопленница?.. А самое неожиданное в повести? Как же понять эту волшебную «реальность» — за­писку панночки?

— ...Как завершил Гоголь «Майскую ночь...»? Что вам на­помнила эта страница? Сравните ее с началом предпослед­ней главы; ваши открытия.

— ...Какая картина повести особенно поэтична и величе­ственна? Почему писатель дважды рисует украинскую ночь: в начале происшествий с Левко и в завершении повести? Пе­ренесите эту картину на рисунок... А как ее создает Гоголь? В чем тайны его слова и фразы?

— ...Ожидали ли вы такую развязку? Как ее встретили? Контрастная композиция повести. Слияние сказочно-по­этического и реально-житейского начал как своеобразие го­голевских «Вечеров...». Ироническое в «Майской ночи...»; го­голевский смех в сюжете и языке; мастерство иронической гиперболы. Эпическая тема казацкой больницы. Трагическое в «Майской ночи...». Параллелизм образов Ганны и панночки как тайный смысл повести. Образ «божественной ночи» как ее символическое «обрамление».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

рефераты
Новости