Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя
— К какому раннему жанру восходит
сюжет? (Сказка.)
— С противоборством каких сил связан?
(Добра и зла, Жизни и Смерти.)
— В каких образах у Гоголя реализуются
эти силы?
С одной стороны Жизнь, с ней Юность,
Красота, Любовь. С другой — Смерть, с ней Старость, Неживое, застывшее;
образ смерти несет нечистая сила, она рождает Страх.
Это противостояние,
восходя к масленичному обряду противоборства Весны, а с нею Молодости,
Лтбви и Зимы (Смерти, Старости) — магистральный сюжет гоголевского
творчества, начиная с «Вечеров...» и заканчивая «Мертвыми душами». Он
произрастает из вечного противостояния Жизни и Смерти, в самом существовании
человечества, но когда проникает в душу одного человека, заставляет его
страдать. Не всем удается выйти и:) этого конфликта достойно.
Вакула удается победить
черта, добиться счастья, а Петру — нет. В чем же дело?
Полистаем странички и
вспомним самые яркие. Прозвучат они параллельно, что поможет вам найти
правильный ответ на вопрос.
2. Анализ ключевых
эпизодов (индивидуальные ответы учащихся).
а) Мы в Диканьке, в
атмосфере христианского праздника.
Характеристика Диканьки, ее обитателей, атмосферы.
На что обращает внимание Гоголь,
рисуя Диканьку?
Атмосфера праздничная,
яркая, это последний день нечистой силы.
А теперь перенесемся в
другой хутор и в атмосферу другого праздника.
6) Рассказ о купальской
ночи.
— Каким видит Гоголь этот праздник? (Это пробуждение нечистой
силы.)
Гоголь, кажется, не принимает языческого праздника и бросает
героя в дьявольскую пучину. Но почему?
— Почему не состоялось счастье Петра? (Алчность Петра
сыграла роковую роль.)
— Но разве легко решиться на кровь младенца?
— Почему Петр стал способен на такое?
Ответ рождается не просто. Для этого проследим
судьбу героя.
— Заглянем в хутор, где живет Петр. в) Характеристика хутора
(с иллюстрациями).
- Каково главное ощущение? Хутор затерян у дороги, заброшен.
Здесь все лишено порядка, Лада, а главное — почвы, Дома. Какое-то сплошное шатание,
беэдомье.
— Почему в таком хуторе живет Петр?
Он сам Безродный, без рода, без
корней, одинокий.
— Посмотрите, как он одет, верит ли в
возможность счастья?
Итак, у Петра нет дома, дела, веры.
Нет того, что мы называем нравственным стержнем. Кажется, Бог оставил его, а
где оставляет Бог, там появляется Дьявол. Одинокой душе не справиться с ним.
г) Характеристика Вакулы.
— Таков ли Вакула? Вглядимся в этого человека.
— Какое он на вас произвел впечатление?
д) Сопоставительный анализ последних
страниц повестей: красивый дом Вакулы — разрушение дома Петра: красавица жена,
дети — уход Пидорки в монастырь.
VI. Обобщение по уроку. Беседа с учащимися.
— А теперь вернемся к вопросу, который поставили в начале.
— Почему Вакуле удается победить нечистую силу и обрести
счастье, а Петру — нет?
— Какие опоры видит Гоголь в жизни?
Ответы учащихся.
Выводы учителя — обобщение по уроку. Одно из постоянных гоголевских
столкновений — в комическом или трагическом
плане — столкновение человека с дьявольскими
силами.
Как правило, дьявол побеждает изгоя, не привязанного к месту,
к делу. Так гибнут Петро («Вечер накануне
Ивана Купала»), род Петра и Ивана («Страшная месть»), Хома
Брут («Вий»), а кузнец Вакула, Левко не только удается победить -чертовщину,
но и извлечь выгоду встречи с ней.
Нечистая сила, которая прилипает
гоголевским бездомным странникам, восходит к яычеству. Но, по Гоголю, ни эти верования, ни эти
обряды уже не в состоянии спасти отошедших от людей, дом.,
своих корней.
Христианин Гоголь,
опираясь на языческие традиции, спорит с ней. Ему видится
спасение в том, что мы называем Соборностью духовной близости, основанной на радостном единении людей, но не на языческом празднике, а в любви к
Богу и друг другу.
Тема «Юмор и сатира Н.В.Гоголя в «Предисловии»»
Цель: познакомить учащихся с самим текстом; обучить выразительному
чтению; поработать с теоретико - литературным материалом;
Ход урока:
1. Выразительное чтение «Предисловия» к первой части «Вечеров на хуторе
близ Диканьки».
Предварительная беседа строится примерно в следующем плане.
Предисловие к первому тому «Вечеров на хуторе...» представляет не только
большой художественный интерес как замечательный образчик гоголевского юмора,
но оно приковывает внимание и тем, что в немногих словах показывает положение
писателя-демократа и «лакейский» характер тогдашней критики. Автор-«хуторянин»
выражает боязнь по поводу своего вступления в литературу. Своё положение он
сравнивает с положением мужика, которого из барских хором гонят лакеи. Под
наивностью хуторянина здесь чувствуется едкая насмешка человека,
приравнивающего реакционную критику к лакейству. У читателя невольно возникает
вопрос, кого же надо разуметь под «высшим лакейством», но Рудый Панько снова
уводит его в примитивный быт захолустной Диканьки. Однако простодушие
рассказчика только кажущееся. Его критическая мысль снова выступает, когда
столичным балам, где «зевают в руку», противопоставляется простое, искреннее
веселье крестьянской молодёжи с музыкой, танцами, играми, с рассказами о
старине.
Наряду с этим автор уделяет много внимания описанию внешности дьяка
диканьской церкви Фомы Григорьевича, носившего «суконный балахон, цвету застуженного
картофельного киселя», чистившего сапоги «самым лучшим смальцем», никогда не
вытиравшего нос полою своего халата.
Это пародирование патриархальной манеры мышления и языка, смешение
главного с не относящимся к делу лежит здесь в основе комического, в основе
гоголевского юмора. Комическое впечатление создаёт и характер пафосного
повествования, находящегося в полном несоответстви» с содержанием: «Что то за
пироги, если бы вы только знали? Сахар, совершенный сахар! А масло, так вот и
течёт по губам, когда начнёшь есть».
Подготовка к занятию требует прежде всего упражнений по выразительному
чтению и для того, кто будет читать «Предисловие» целиком, и для тех, кто будет
только цитировать.
Преподаватель, если это требуется, ставит наводящие вопросы, возбуждая
самостоятельную мысль учащихся, внося только в последующем свои поправки.
2. Работа учащихся:
а) Юмор «Предисловия».
б) Сатира в «Предисловии».
Юмор «Предисловия» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
1. Определение юмора (найти в словаре и выписать).
2. Юмор в «Предисловии»:
а) в описании одежды Фомы Григорьевича;
б) в характерной подробности с носовым платком;
в) в смешении главного с не относящимся к делу;
г) в повышенном тоне восхищения пирогами.
3. Найти в словаре и выписать определение слов «пародия» и «пафос».
Определить их место в «Предисловии».
Сатира в «Предисловии» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
1. Найти в словаре и выписать определение сатиры.
2. Сатира в «Предисловии»:
а) Как здесь характеризуется положение писателя-демократа?
б) Кого называли лакеями в прямом и переносном
смысле?
в) Какие черты им приписывались?
г) Почему здесь критиков сравнивают с лакеями?
д) Против кого ещё направлена сатира писателя?
е) Сопоставляя дворянскую и крестьянскую молодёжь, кому из них отдаёт
предпочтение Гоголь?
Д/ з прочитать повесть «Сорочинская ярмарка»
Тема Сказочно счастливая развязка «Майской ночи...».
Таинственный смысл повести
Ход
урока
1. Рассказываем и читаем Гоголя
(выступления учащихся).
2. Контрасты «Майской ночи...» и ее
смысл.
— ...Удивило ли вас продолжение повести? Как построил ее Гоголь? Сравните 2-ю главу с
последующими. Почему поэзия и таинственность первых страниц сменяется...
«головой», пьяным Калеником и парубками? Что
вы ощутили на этих страницах? Какие слова становятся ключом к ним? И с чего это
вдруг появились в «Майской ночи...» «вольные казаки»? А при чем здесь «голова»?
Как он выглядит под пером Гоголя? А другие лица? Как пишет Гоголь эти страницы?
Почему они так задорны, насмешливы, даже едки? Найдите самые удивительные
гоголевские фразы... в чем их секрет? А как
выстроил автор события? Какую роль в них сыграла злополучная «свояченица»?..
— ...Может быть, вы чего-то с нетерпением ждали, читая
веселое повествование о «голове» и парубках? Как же вернулась в повесть утопленница? Что напомнил вам ее разговор с Левко? И почему появляется эта параллель: Левко — Ганна, Левко
— панночка-утопленница?.. А самое неожиданное в повести? Как же понять эту
волшебную «реальность» — записку панночки?
— ...Как завершил Гоголь «Майскую ночь...»? Что вам напомнила эта страница? Сравните ее с началом
предпоследней главы; ваши открытия.
— ...Какая картина повести особенно поэтична и величественна?
Почему писатель дважды рисует украинскую ночь: в начале происшествий с Левко и
в завершении повести? Перенесите эту картину на рисунок... А как ее создает
Гоголь? В чем тайны его слова и фразы?
— ...Ожидали ли вы такую развязку? Как ее встретили?
Контрастная композиция повести. Слияние сказочно-поэтического и реально-житейского
начал как своеобразие гоголевских «Вечеров...».
Ироническое в «Майской ночи...»; гоголевский
смех в сюжете и языке; мастерство иронической гиперболы. Эпическая тема
казацкой больницы. Трагическое в
«Майской ночи...». Параллелизм образов Ганны и панночки как тайный смысл повести. Образ
«божественной ночи» как ее символическое «обрамление».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |