рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя  
Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя

Здесь переплетается быль с вымыслом. Бедный хутор, где лепилось около десятка крестьянских избёнок, «не обмазанных, не укрытых», не огороженных хотя бы плетнём. Это жили «бо­гачи». «Голь» же, к которой принадлежала и семья рассказ­чика, жила просто в ямах. Не было защиты ни от иноземных, ни от своих насильников. В этом-то хуторе полюбил молодой батрак Петрусь хозяйскую дочку Пидорку.

Узнав, что Пидорке сватают богатого жениха, Петрусь с горя побрёл прямо в шинок. И вот тут, когда человек поте­рял всякую надежду, в его дела вмешивается нечистая сила, которая толкает его на преступление. Он теряет власть над своими поступками, и простая, привычная жизнь заменяется кошмарными видениями. В основе сюжета рассказа лежит древнее поверье о силе цветка папоротника, расцветающего в Иванову ночь.

Совершив тяжёлое преступление, Петрусь разбогател и женился на Пидорке, но ценой преступления нельзя купить счастья—высокое моральное чувство народа не допускает этого. Петрусь гибнет. Пидорка уходит в монастырь.

И снова от полного трагизма и мрачной фантастики народ­ного предания рассказчик возвращает нас к повседневному бы­ту, к лукавой шутке о том, как чарка кланялась в пояс опьяневшему церковному старосте, как «отец Афанасий ходил по всему селу со святою водою и гонял черта кропилом по всем улицам», как чорт по вечерам стучал в крышу и цара­пался по стене в отместку за то, что тётка покойного деда рас­сказчика закрыла шинок на Опошнянской дороге, где он, в лице Басаврюка, любил пьянствовать, «как нечистое племя... поправляло на свой счёт» развалившийся шинок. Как бы под­чёркивая фантастичность повествования  подсмеиваясь над доверчивыми слушателями, автор дополняет свой рассказ несообразностями об ожившем жареном баране, о пляшущей по избе в присядку квашне. Всё это прозрачно намекает на скептицизм рассказчика, очевидно, желающего вызвать такое же отношение и у читателя. Непоколебимой остаётся только простая и великая правда о трудной жизни крестьянской бед­ноты, о тяжести социального неравенства, о моральной высоте народных воззрений, о скептическом отношении ко всякого рода суевериям.

Таким образом, в рассказе «Вечер накануне Ивана Купа­ла» Гоголь рисует картину народной жизни с её бытом, горестями, верованиями, в центре которой даётся народная легенда, проникнутая высоким моральным чувством.

Преподаватель ставит доклад­чикам ряд вопросов, задача которых — выявить, насколько ясен для них характер их будущих докладов.

1. Как показана в повести жизнь крестьянской бедноты и состоятельной части крестьянства?

2. Как изображены в ней взаимоотношения батрака и хо­зяина?

3. Какое народное поверье включено в сюжет по­вести?

4. Почему Петрусь и Пидорка не могли быть счастливы?

5. Как проявляла себя в селе «нечистая сила»?

6. Как относится автор к народным суевериям?

Занятие посвящено повести «Майская ночь или утопленница».

1. «Пан-голова» и его взаимоотношения с крестьянами.

2. Народные легенды в повести «Майская ночь».

3. Лиризм повести.

4. Черты реализма и фантастики в «Майской ночи».

Приводим примерное содержание вводной беседы в повести «Майская ночь или утопленница» Гоголь развёр­тывает повествование в двух планах: реалистически-бытовом и фантастическом. Вся повесть пронизана глубоким лиризмом. На берегу большого пруда, утопая в зелени, раскинулось тихое украинское село. Всё залито лунным светом. Но в этом благодатном уголке жизнь простых людей далеко не легка. Правда, молодость берёт своё, и молодёжь поёт и веселится, но на переднем плане здесь пан-голова. Он глуповат, тщесла­вен и хвастлив; несмотря на свою старость, любит поухажи­вать за молодыми девушками. В селе он представитель власти, и «всё село, завидевши его, берётся за шапки».

В мирской сходке, или громаде, «голова всегда берёт верх и почти только по своей воле высылает, кого ему угодно, ровнять и гладить дороги или копать рвы». Он заставляет крестьян обмолачивать ему хлеб. Его сын говорит о нём: «Он управляется у нас, как будто, гетьман какой..., помыкает, как своими холопьями». Случается, что непокорных голова обли­вает подо» на морозе. Население села ненавидит и голову, и его помощника — писаря. К нему загоняют в огород свиней, парни бьют в его доме окна, подгулявший мужик ругает его.

Обо всём этом говорится как будто вскользь, между про­чим, но действие повести, построено в основном на этом кон­фликте. На стороне Левка вся деревенская молодёжь, именно потому, что это даёт ей возможность выразить свой протест против гнёта головы.

Но как бы ни был силен внешний гнёт, истоки народной жизни неиссякаемы, чувства народа глубоки и прекрасны, ле­генды и поверья наивны, но исполнены поэзии. Беседуя с Ганной, Левко рассказывает ей скорбное предание о молодой загубленной жизни, связанное с сумрачным прудом. Продол­жение своего рассказа он видит во сне, и оно светлым лучом вплетается в его жизнь. Фантастика здесь переплетается с реальной действительностью. Гоголю как будто жаль раз­рушать обаяние народной легенды, и он воздерживается от выражения своего скептицизма в форме обычной для него лу­кавой шутки или тонкой иронии.

«Майская ночь или утопленница»—.одно из самых лириче­ских произведений Гоголя.

Контрольные вопросы

1. В чём основные особенности композиции (построения) повести «Майская ночь»?

2. Как изображена здесь природа?

3. Как показана жизнь крестьянства?

4. Назовите основные черты характера и поведения головы.

5. Как мстит население голове и писарю за их самоуправ­ство?

6. Расскажите об отражении в повести народных преданий и поверий.

7. Укажите элементы фантастики.

8. В чём проявляется реализм повести?

9. Как будете строить доклад по теме «Лиризм повести»? (Лиризм описаний природы, предания о сотниковой дочке, сна Левко, высказываний Левко и Ганны, авторских отступлений и отдельных оборотов речи.)

 «Ночь перед рождеством»

1. Отражение в повести «Ночь перед рождеством» народ­ных поверий.

2. Черты скептицизма в повести.

3. Изображение народных обычаев.

4. Кузнец Вакула как положительный образ.

Проводя инструктивную беседу, преподаватель прежде все­го показывает, как Гоголь с изумительным мастерством вос­производит наивность стародедовских представлений (насту­пает темнота, потому что черт украл месяц; прикоснувшись к месяцу, черт обжигается; Вакула решает продать душу черту побоится согрешить, поевши в постный день сметаны, и т. д.).

Ярко выраженное комическое содержание повести построе­но на основе необыкновенных приключений и столкновений. ( Черт, желая доставить неприятность кузнецу Вакуле, украл месяц, вследствие чего Чуб неожиданно попал к Солохе, убе­дился в её неверности, и когда Вакула, заставив попавшего ему в руки черта свозить его в Петербург, где он достал черевики для своей капризной возлюбленной, пришёл свататься. за Оксану, старый самодур ответил согласием. Легкомыслен­ной Солохе пришлось прятать своих многочисленных поклон­ников в мешки из-под угля, что тоже составляет комический момент. В качестве пролога к этой сложной интриге явилась прогулка ведьмы с чертом в поднебесье, где они набрали мно­го звезд, а черт, обжигаясь, схватил месяц и спрятал его в карман. Свидетелем этого беззаконного дела был волостной писарь, выходивший на четвереньках из кабака и видавший, как танцевал месяц. Последнее указание сразу придаёт всему  демонологическому колориту повести шутливый характер.

Фантастическое содержание «Ночи перед рождеством» (че­ловек ловко одурачил бесовскую силу) носит чисто фольклор­ный характер. Всё оно пронизано жизнерадостным юмором.

Народная фантазия по-своему преобразовала окружаю­щий мир, и эти фантастические представления отразились в описании путешествия Вакулы на черте в Петербург: звёзды играют в жмурки, колдун пролетает в горшке, метла возвра­щается без седока, духи сгустились в тучи и т. д.

«Ночь перед рождеством» — одно из самых насыщенных народной поэзией, описаниями народных обычаев и бытовых подробностей произведений Гоголя. Патриархальное  мышление и язык усиливают его народный колорит. Вся повесть построена на сложном переплетении человеческих и бесовских взаимоотношений и страстей. В этой весёлой суете торжест­вует человек и его добрые начала.

Гоголь с огромным интересом и симпатией рисует и народ­ный быт, и народные верования. Его скептицизм выступает здесь в немногих, точно вскользь оброненных замечаниях. Так, например, рассказав, как Солоха летала через трубу на метле, он потом добавляет, что, может быть, «хитрость и сметли­вость её были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на весёлой сходке лиш­нее, что Солоха точно ведьма».

Повесть «Страшная месть» интересна для учащихся как яркий образчик романтической повести, как первый опыт Гоголя в создании героической эпопеи, явившейся своего рода подготовкой к «Тарасу Бульбе». Поэтому с ней знакомит­ся весь класс в плане внеклассного чтения.

Последнее занятие посвящает­ся изучению незаконченной повести Гоголя «Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка».

Очередной урок может начинаться неболь­шим вступлением, в котором  учитель обращает внимание на то, что в изображении Гоголя жизнь крестьянства и казаче­ства полна глубоких чувств, ярких переживаний, что в их среде встречаются сильные, благородные характеры. Что же касается дворянства, то жизнь его бедна, бессодержательна, характеры мелки и ничтожны.

Повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» по­свящались два доклада:

1. Образ небокоптителя в повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка».

2. Образ грубого крепостника Сторченко.

Приводим примерное содержание инструктивной беседы, предшествовавшей самостоятельной работе учащихся над по­рученными им докладами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

рефераты
Новости