Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя
Р. р. Овладение лексическими
формулами: слияние противоположных начал, лиризм и ирония, поэзия народного
предания, метафоричность, ширь гоголевской фразы, развернутое сравнение,
неожиданность гиперболы, символика обрамления.
Здесь, как и повсюду, отбор лексики
обусловлен читательскими высказываниями в ходе разбора текста.
Д. з.: Выписать из «Майской ночи...»
наиболее характерную для Гоголя фразу и отметить ее особенности (своеобразие
лексики, синтаксиса, интонации); прочитать «Вечера на хуторе близ Диканьки» и подготовить выступление «Захватывающая
страница Гоголя».
Заключение
Анализ эпического
произведения в школе — сложный творческий процесс,
к которому предъявляется много требований,
идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в
нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных
вопросов.
Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы
подчиняем их главному, с нашей точки зрения,
аспекту—задаче формирования у учащихся потребности
прочесть или перечитать произведение, понять
его основные проблемы, историческое и
общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может
воздействовать па читателя, воспитывая и формируя «человека
в человеке».
Особенно важно определить верную
педагогическую
концепцию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном отношении
подход к произведению.
Анализ в родовом аспекте позволяет не только углубить знания по
литературе, но и содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся,
пониманию художественного произведения как явления искусства.
Анализ основан на понимании специфики литературного произведения,
единства его содержания и формы. Учителю важно самому раскрывать перед
учащимися границы, отделяющие произведения разных жанров одного и того же
автора и разных писателей.
Есть эпохи, особенно важные для жизни— обычно это эпохи стремительного
развития общественного сознания, эпохи революций, ломающие все каноны,
создающие .новые жанры. Напротив, в эпохи вялого общественного развития, в
эпохи реакции, когда неподвижность владеет духом, умами общества, и род
начинает окостеневать.
Род и жанр объединяют в себе все компоненты художественного произведения
— композицию, образную систему, сюжетные линии, язык, стиль и придает им не
только законченность, но и определенную окраску, или, как в музыке, включает
идеи, мотивы и образы в определенную тональность. Каждый из компонентов в
различных жанрах приобретает новое значение и содержание.
Так изучать художественное мастерство Н. В. Гоголя в школе начинают с «
Вечеров..» — это лишь одна сторона многогранного творчества великого писателя,
но она имеет столь существенное значение для учебно-воспитательной работы в
школе, что заслуживает особого внимания учителя.
Чтение и изучение произведений Гоголя проходят через весь курс средней
школы. Уже в V классе программа предлагает для чтения «Вечера на хуторе близ
Диканьки»; в VII классе для
классной работы — «Тараса Бульбу», вVIII классе для классной работы — комедию «Ревизор», а для
домашнего чтения — «Женитьбу» и другие избранные произведения Гоголя; в IX классе ученики должны знакомиться уже со всем творческим
путём Гоголя и подробно анализировать «Мёртвые души».
Таким образом школа имеет достаточно возможности для того, чтобы
ознакомить учащихся с художественным мастерством Гоголя.
Школьное изучение творчества писателя обычно проходит три основных этапа:
чтение литературного материала, сообщение учителя о писателе, включающее в той
или иной степени сведения о его методе и художественном мастерстве, и анализ литературных
произведений, где художественным средствам писателя, его 'мастерству должно
уделяться большое внимание. В такой последовательности надо изучать в школе и
творчество Н. В. Гоголя.
Литература
1.
Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979.
2.
Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику –
Хрестоматия для 7кл. – М., 1969.
3.
Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О.
Корста. М, 1969.
4.
Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в
школе. М.— Л., 1966.
5. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе / под ред. Л.И.
Тимофеева. – М., 1954
6. Искусство анализа художественного произведения/ Сост. Т. Г.
Браже. М, 1971.
7. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М., 1972.
8. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного
произведения в школе. М., 1977.
9. Методика преподавания литературы /
под ред. О.Ю. Богданова. – М.: изд. Центр «Академия», 1999.
Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов / Р.Ф.
Брандеев, Т.В. Зверс – М.: Просвещение, 1985.
10.
В. И. Сорокин,
Анализ литературного произведения в средней школе, Учпедгиз, 1955.
11.
Тимофеев Л. И.
Основы теории литературы. М., 1976.
12.
Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпедгиз,
М., 1956.
|