Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя
Методические рекомендации
Гоголь — великий русский писатель.
Значение его творчества. Основные черты его времени. Жизнь, литературные
интересы и первые литературные опыты до начала литературной славы будущего
великого писателя. Его жизнь и литературная деятельность в первую половину 30-х
годов.)
Вначале можно дать сообщения учащихся (по
5-минут каждое):
1. Литературные интересы семьи Гоголя.
2. Изучение Гоголем народного творчества.
3. Литературные занятия Гоголя в период обучения в Нежинской гимназии.
В процессе обсуждения сообщений преподаватель может поставить
несколько вопросов, как, например:
1. Что способствовало развитию литературных способностей юноши Гоголя?
2. Не может ли кто-нибудь сказать, в чём сказалось влияние народного
творчества в повестях Гоголя?
3. Может ли кто-нибудь привести примеры гоголевского юмора?
Для того чтобы урок прошел содержательно и интересно, он должен быть
тщательно подготовлен. Докладчики (для первых сообщений — из наиболее
успевающих учеников) собираются вместе с преподавателем, который проводит
инструктивную беседу о плане, содержании и источниках каждого из намеченных
докладов.. Здесь указывается также на обязательность чёткости и выразительности
как чтения, так и устной речи докладчиков.
Вот примерное содержание инструктивной беседы.
Изучение народной жизни и народного творчества начинается Гоголем очень
рано, и идёт оно разными путями.
Отец великого писателя, Василий Афанасьевич Гоголь, был талантливым и по
тому времени образованным человеком. Ему принадлежат остроумные бытовые
рассказы и сцены в лицах. Комедии Василия Афанасьевича Гоголя из украинского
народного быта, написанные для домашнего театра дальнего родственника, вельможи
Трощинского, написаны хорошим языком, проникнуты тонким юмором и
свидетельствуют об отличном знании автором народной украинской жизни.
Своё дарование, свою любовь к литературе, свой интерес к народному быту
Василий Афанасьевич передал и сыну.
Интерес к народному творчеству разделяли и остальные члены семьи Гоголя.
Позже мы найдём в письмах юного писателя к матери постоянные просьбы о
сообщении ему народных легенд, песен, народных обычаев, описаний одежды, особенностей
быта.
Вместе с тем Гоголь изучает вышедшие в печати сборники произведений
народного творчества и труды до этнографии. Он был знаком со всеми имевшимися
тогда сборниками украинских песен.
Но Гоголь не только использовал уже готовый материал устной народной
поэзии, — он был также и его собирателем. Уже п юношеские годы, в Нежине, он
записывал украинские этнографические и фольклорные материалы в заведённую им
«Книгу всякой всячины или подручную энциклопедию». Эти записи он продолжал в
последующие годы и накопил большое собрание украинских песен, поговорок, присловий
и пр. .
В работе он широко пользовался своими записными книжками. Гоголь писал о
том, что творчество народа обусловливается всем ходом его исторической жизни.
В статье «О малороссийских песнях» мы читаем: «Я не распространяюсь о важности
народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины,
обнажающая всю жизнь народа. Если его жизнь была деятельна, разнообразна,
своевольна, исполнена всего поэтического и он, при всей многосторонности её,
не получил высшей цивилизации, то весь пыл, всё сильное, юное бытие его
выливается в народных песнях». В статье «Несколько слов о Пушкине» Гоголь
писал, что через творчество народа познаётся его характер. А поскольку, по
определению Гоголя, «истинная национальность состоит не в описании сарафана,
но в самом духе народа..,», в восприятии мира «глазами своей национальной
стихии, глазами всего народа», изучение народного творчества играет
исключительную роль в формировании художественного таланта.
В период своего обучения в Нежинской гимназии высших наук Гоголь очень
много читал. Чтение юноши Гоголя было весьма многообразно и свидетельствовало о
высоком уровне его литературного развития.
Увлекался он и театром, и живописью. Последняя была его «маленькой
страстью»; большой страстью была литература. В эти годы Гоголь также много
писал.
Ещё в младших классах Гоголь написал балладу «Две рыбки», с которой он
пытался изобразить судьбу своего рано умершего брата Ивана и свою. В журнале
гимназии он поместил трагедию «Разбойники» и повесть «Братья Твердиславичи».
Очень рано замечается у Гоголя стремление к юмору. Он смешил своими
выходками товарищей, прекрасно играл комические роли. Им была написана сатира
в прозе «Нечто о Нежине или дуракам закон не писан».
В лицейские же годы написана и идиллия «Ганц Кюхельгартен».
Таким образом, выступлению Гоголя в начале 30-х годов в печати
предшествовала большая подготовительная работа.
Учащиеся могут использовать для своих докладов документальный материал,
приводимый в беседе преподавателя. (Соответствующие цитаты целесообразно
выписать на отдельных карточках.)
Четвёртое занятие посвящено «Сорочинской ярмарке».
Примерные доклады учащихся:
1. Красочность описаний природы, ярмарки, внешнего вида действующих лиц в
«Сорочинской ярмарке».
2. Отражение народного творчества в повести.
3. Реализм сюжета и бытовых картин.
В плане подготовки учащихся к докладам проводится беседа после прочтения
ими повести.
Содержание её примерно следующее.
Комическая повесть. «Сорочинская ярмарка» построена на реалистической
основе, и фантастический элемент трактуется в ней как проявление суеверия. Вся
повесть пронизана юмором, начиная от выбора жениха, основным достоинством которого,
"по мнению отца невесты, является умение пить «горилку» в неограниченном
количестве, и кончая описанием «храброго» поведения казаков при появлении в
окне свиного рыла.
Комический характер носят и имена героев: «Солопий Черевик (черевик в
переводе на русский язык —туфля), Грицко Голопупенко, Хавронья Никифоровна».
Однако комизм имеет здесь не только внешний характер:
он обусловливается определёнными внутренними особенностями изображаемых
персонажей. Хотя образы действующих лиц намечены в повести немногими чертами,
но это не лишает их жизненности, реализма. Как живые, проходят перед читателем
добрый, но слабовольный Солопий Черевик, его сварливая и властолюбивая жена
Хавронья Никифоровна, трусливый любитель любовных приключении попович, смелый и
дерзкий Грицко, красавица Параска, пленённая ласковостью и красивым поясом
Грицка.
В качестве средства характеристики здесь с большим мастерством
использован язык действующих лиц. Простодушно-доверчивый, невежественный
Черевик обращается к куму:
«Скажи, будь ласков, кум! Вот прошусь да и не допрошусь истории про эту
проклятую свитку». — «Э, кум! Оно бы и не годилось рассказывать на ночь; да
разве уж для того, чтобы угодить тебе и добрым людям», — отвечает не
отличающийся храбростью кум.
Иной склад речи у получившего 'в духовной семинарии образование поповича:
«Тс! ничего, ничего, любезнейшая Хавронья Никифоровна! Выключая только
уязвления со стороны крапивы, сего змееподобного злака, по выражению покойного
отца протопопа...»
Параска свои затаённые думы и чувства выражает языком песни: «Скорее
песок взойдёт на камне и дуб качнётся в воду, как вербы, нежели я нагнусь перед
тобой».
Язык самого автора прост, меток и выразителен. Реалистичны здесь
описания избы, ярмарки.
Но несмотря на черты реализма, «Сорочинская ярмарка» носит романтический
характер. Здесь мы видим одностороннее освещение народной жизни и отдельных
характеров, чрезмерно пышные описания природы, молниеносно вспыхнувшую любовь
сердцах Грицка и Параски, а также несколько фантастические средства борьбы
Грицка за своё счастье, обобщённый портрет молодой красавицы, наконец, наличие
народных поверий.
Это сочетание реализма и романтизма в раннем творчестве Гоголя носит
своеобразный характер, оттеняя внутреннее богатство народной жизни. Автор
подсмеивается над слабостями «поселян», живёт их жизнью, говорит их языком,
любовно повторяет в эпиграфах их песни, понимает их обычаи и уверенно вводит в
среду этой жизни читателя.
Первое и второе из намеченных сообщений учащиеся могут подготовить
самостоятельно. Преподавателю достаточно будет дать общие указания, а затем
сделать свои замечания в заключительном слове на заседании кружка. Тема
третьего значительно труднее, и план его должен быть предварительно обсуждён
более или менее подробно.
Его следует начать с точного определения значения реализма как
литературного направления. После этого можно обсудить, как раскрыть черты
реализма в сюжете, описании бытовых сцен (по пути на ярмарку и на ярмарке), в
трактовке легенды о красной свитке.
«Вечер накануне Ивана Купала».
1. Описание быта крестьян в повести.
2. Народное предание как основа сюжета и главная идея
повести.
3. Юмористическое изображение народных верований в «нечистую силу».
Начало рассказа «Вечер накануне Ивана Купала»,_и вообще вся
художественная рамка, в которую вставлена трагическая, полная мрачной фантазии
народная легенда, носит ярко выраженный реалистический характер. Фома
Григорьевич, от имени которого ведётся рассказ, вспоминает обстановку, в которой
слышал эту чудесную историю от своего покойного деда. Зимний вечер в
крестьянской избе с узенькими запушёнными инеем окнами. Мать прядёт пряжу,
качая в то же время ногой люльку и напевая песню. Дрожащий огонёк примитивного
светильника («каганца»), жужжанье веретена и рассказ старого деда, давно уже не
слезавшего с печи, про старину. После такого рассказа мальчик «положенную
свитку» часто издали принимал «за свернувшегося дьявола» Прежде чем переходить
к основной теме, рассказчик с укоризной говорит о том, что «эдакое неверие
разошлось по свету! Да чего,—вот не люби бог меня и пречистая дева! Вы, может,
даже не поверите: раз как-то заикнулся про ведьм — что ж? Нашёлся сорви-голова,
ведьмам не верит!» И когда после этого вступления Фома Григорьевич начинает
рассказывать фантастическую историю, слышанную им от деда, о страшных делах
нечистой силы, читатель воспринимает её как плод народной фантазии, как
произведение народного творчества, обработанное Гоголем и вставленное в рамку
реалистической повести.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |