рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя  
Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя

Методические рекомендации

Гоголь — великий русский писатель.

Значение его творчества. Основ­ные черты его времени. Жизнь, литературные инте­ресы и первые литературные опыты до начала ли­тературной славы будущего великого писателя. Его жизнь и литературная деятельность в первую половину 30-х годов.)

                          Вначале можно дать сообщения учащихся (по 5-минут каждое):

1. Литературные интересы семьи Гоголя.

2. Изучение Гоголем народного творчества.

3. Литературные занятия Гоголя в период обучения в Нежинской гимназии.

     В процессе обсуждения сообщений преподаватель может по­ставить несколько вопросов, как, например:

1. Что способствовало развитию литературных способно­стей юноши Гоголя?

2. Не может ли кто-нибудь сказать, в чём сказалось влия­ние народного творчества в повестях Гоголя?

3. Может ли кто-нибудь привести примеры гоголевского юмора?

Для того чтобы урок  прошел содержательно и интересно, он должен быть тщательно подготовлен. Доклад­чики (для первых сообщений — из наиболее успевающих уче­ников) собираются вместе с преподавателем, который прово­дит инструктивную беседу о плане, содержании и источниках каждого из намеченных докладов.. Здесь указывается также на обязательность чёткости и выразительности как чтения, так и устной речи докладчиков.

Вот примерное содержание инструктивной беседы.

Изучение народной жизни и народного творчества начи­нается Гоголем очень рано, и идёт оно разными путями.

Отец великого писателя, Василий Афанасьевич Гоголь, был талантливым и по тому времени образованным человеком. Ему принадлежат остроумные бытовые рассказы и сцены в ли­цах. Комедии Василия Афанасьевича Гоголя из украинского народного быта, написанные для домашнего театра дальнего родственника, вельможи Трощинского, написаны хорошим язы­ком, проникнуты тонким юмором и свидетельствуют об отлич­ном знании автором народной украинской жизни.

Своё дарование, свою любовь к литературе, свой интерес к народному быту Василий Афанасьевич передал и сыну.

Интерес к народному творчеству разделяли и остальные члены семьи Гоголя. Позже мы найдём в письмах юного пи­сателя к матери постоянные просьбы о сообщении ему народ­ных легенд, песен, народных обычаев, описаний одежды, осо­бенностей быта.

Вместе с тем Гоголь изучает вышедшие в печати сборники произведений народного творчества и труды до этнографии. Он был знаком со всеми имевшимися тогда сборниками украин­ских песен.

Но Гоголь не только использовал уже готовый материал устной народной поэзии, — он был также и его собирателем. Уже п юношеские годы, в Нежине, он записывал украинские этнографические и фольклорные материалы в заведённую им «Книгу всякой всячины или подручную энциклопедию». Эти записи он продолжал в последующие годы и накопил большое собрание украинских песен, поговорок, присловий и пр. .

В работе он широко пользовался своими записными книж­ками. Гоголь писал о том, что творчество народа обусловли­вается всем ходом его исторической жизни. В статье «О мало­российских песнях» мы читаем: «Я не распространяюсь о важ­ности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Если его жизнь была деятельна, разнообразна, своевольна, ис­полнена всего поэтического и он, при всей многосторонности её, не получил высшей цивилизации, то весь пыл, всё сильное, юное бытие его выливается в народных песнях». В статье «Несколько слов о Пушкине» Гоголь писал, что через творче­ство народа познаётся его характер. А поскольку, по определе­нию Гоголя, «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа..,», в восприятии мира «гла­зами своей национальной стихии, глазами всего народа», изу­чение народного творчества играет исключительную роль в формировании художественного таланта.

В период своего обучения в Нежинской гимназии высших наук Гоголь очень много читал. Чтение юноши Гоголя было весьма многообразно и свидетельствовало о высоком уровне его литературного развития.

Увлекался он и театром, и живописью. Последняя была его «маленькой страстью»; большой страстью была литература. В эти годы Гоголь также много писал.

Ещё в младших классах Гоголь написал балладу «Две рыбки», с которой он пытался изобразить судьбу своего рано умершего брата Ивана и свою. В журнале гимназии он поме­стил трагедию «Разбойники» и повесть «Братья Твердиславичи».

Очень рано замечается у Гоголя стремление к юмору. Он смешил своими выходками товарищей, прекрасно играл коми­ческие роли. Им была написана сатира в прозе «Нечто о Нежине или дуракам закон не писан».

В лицейские же годы написана и идиллия «Ганц Кюхельгартен».

Таким образом, выступлению Гоголя в начале 30-х годов в печати предшествовала большая подготовительная работа.

Учащиеся могут использовать для своих докладов докумен­тальный материал, приводимый в беседе преподавателя. (Соот­ветствующие цитаты целесообразно выписать на отдельных карточках.)

 Четвёртое занятие посвящено «Сорочинской ярмарке».

Примерные доклады учащихся:

1. Красочность описаний природы, ярмарки, внешнего вида действующих лиц в «Сорочинской ярмарке».

2. Отражение народного творчества в повести.

3. Реализм сюжета и бытовых картин.

В плане подготовки учащихся к докладам проводится бе­седа после прочтения ими повести.

Содержание её примерно следующее.

Комическая повесть. «Сорочинская ярмарка» построена на реалистической основе, и фантастический элемент трактуется в ней как проявление суеверия. Вся повесть пронизана юмо­ром, начиная от выбора жениха, основным достоинством кото­рого, "по мнению отца невесты, является умение пить «го­рилку» в неограниченном  количестве, и кончая описанием «храброго» поведения казаков при появлении в окне свиного рыла.      

Комический характер носят и имена героев: «Солопий Черевик (черевик в переводе на русский язык —туфля), Грицко Голопупенко, Хавронья Никифоровна».  Однако комизм имеет здесь не только внешний характер:

он обусловливается определёнными внутренними особенностя­ми изображаемых персонажей. Хотя образы действующих лиц намечены в повести немногими чертами, но это не лишает их жизненности, реализма. Как живые, проходят перед читателем добрый, но слабовольный Солопий Черевик, его сварливая и властолюбивая жена Хавронья Никифоровна, трусливый любитель любовных приключении попович, смелый и дерзкий Грицко, красавица Параска, пленённая ласковостью и красивым поясом Грицка.

В качестве средства характеристики здесь с большим ма­стерством использован язык действующих лиц. Простодушно-доверчивый, невежественный Черевик обращается к куму:

«Скажи, будь ласков, кум! Вот прошусь да и не допрошусь истории про эту проклятую свитку». — «Э, кум! Оно бы и не годилось рассказывать на ночь; да разве уж для того, чтобы угодить тебе и добрым людям», — отвечает не отличающийся храбростью кум.

Иной склад речи у получившего 'в духовной семинарии образование поповича: «Тс! ничего, ничего, любезнейшая Хавронья Никифоровна! Выключая только уязвления со сто­роны крапивы, сего змееподобного злака, по выражению по­койного отца протопопа...»

Параска свои затаённые думы и чувства выражает языком песни: «Скорее песок взойдёт на камне и дуб качнётся в воду, как вербы, нежели я нагнусь перед тобой».

Язык самого автора прост, меток и выразителен. Реалистич­ны здесь описания избы, ярмарки.

Но несмотря на черты реализма, «Сорочинская ярмарка» носит романтический характер. Здесь мы видим одностороннее освещение народной жизни и отдельных характеров, чрезмерно пышные описания природы, молниеносно вспыхнувшую любовь  сердцах Грицка и Параски, а также несколько фантастиче­ские средства борьбы Грицка за своё счастье, обобщённый портрет молодой красавицы, наконец, наличие народных пове­рий.

Это сочетание реализма и романтизма в раннем творче­стве Гоголя носит своеобразный характер, оттеняя внут­реннее богатство народной жизни. Автор подсмеивается над слабостями «поселян», живёт их жизнью, говорит их язы­ком, любовно повторяет в эпиграфах их песни, понимает их обычаи и уверенно вводит в среду этой жизни читателя.

Первое и второе из намеченных сообщений учащиеся могут подготовить самостоятельно. Преподавателю достаточно будет дать общие указания, а затем сделать свои замечания в заклю­чительном слове на заседании кружка. Тема третьего значи­тельно труднее, и план его должен быть предварительно об­суждён более или менее подробно.

Его следует начать с точного определения значения реа­лизма как литературного направления. После этого можно об­судить, как раскрыть черты реализма в сюжете, описании бы­товых сцен (по пути на ярмарку и на ярмарке), в трактовке легенды о красной свитке.

 «Вечер накануне Ивана Купала».

1. Описание быта крестьян в повести.

2. Народное предание как основа сюжета и главная идея

повести.

3. Юмористическое изображение народных верований в «не­чистую силу».

Начало рассказа «Вечер накануне Ивана Купала»,_и вооб­ще вся художественная рамка, в которую вставлена трагиче­ская, полная мрачной фантазии народная легенда, носит ярко выраженный реалистический характер. Фома Григорьевич, от имени которого ведётся рассказ, вспоминает обстановку, в ко­торой слышал эту чудесную историю от своего покойного деда. Зимний вечер в крестьянской избе с узенькими запушёнными инеем окнами. Мать прядёт пряжу, качая в то же время ногой люльку и напевая песню. Дрожащий огонёк примитивного светильника («каганца»), жужжанье веретена и рассказ старого деда, давно уже не слезавшего с печи, про старину. После та­кого рассказа мальчик «положенную свитку» часто издали принимал «за свернувшегося дьявола» Прежде чем переходить к основной теме, рассказчик с уко­ризной говорит о том, что «эдакое неверие разошлось по свету! Да чего,—вот не люби бог меня и пречистая дева! Вы, может, даже не поверите: раз как-то заикнулся про ведьм — что ж? Нашёлся сорви-голова, ведьмам не верит!» И когда после этого вступления Фома Григорьевич начинает рассказывать фантастическую историю, слышанную им от деда, о страшных делах нечистой силы, читатель воспринимает её как плод на­родной фантазии, как произведение народного творчества, об­работанное Гоголем и вставленное в рамку реалистической по­вести.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

рефераты
Новости