рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя  
Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя

Для средней школы «Вечера на хуторе...» имеют ещё и то значение, что учащиеся  лучше поймут и скорее полюбят Гоголя, если предварительно позна­комятся с этими произведениями. Это важно ещё и потому, что на основе накопленного уча­щимися конкретного материала преподаватель может с боль­шей полнотой раскрыть творческий путь писателя. В свою оче­редь класс, включая даже наименее сильных учащихся, созна­тельно усвоит этот материал.

Наконец, знакомство с «Вечерами на хуторе...» и «Миргоро­дом» в связи с последующим изучением «Мёртвых душ» помо­жет полнее разобраться в мировоззрении великого русского» писателя.

Не все произведения  « Вечеров..» включены в программу для обязательного изучения, а на наш взгляд, необходимо познакомиться со всеми историями, входящие в «Вечера..», так как они дополняют друг друга и  составляют единое целое.

С начала первой четверти учебного года повести Н.В. Гоголя последовательно,  одна за другой, могут даваться уча­щимся для классного и внеклассного чтения.

Чтению и изучению  может быть  предпослана небольшая вводная беседа примерно следующего содер­жания.

Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, литературная деятельность которого относится к 30—40-м го­дам XIX в. Он с глубокой любовью относился к своей родине, к своему народу и проявлял исключительный интерес к народ­ному творчеству, быту, мировоззрению, к народным характе­рам. Творчество Гоголя носило прогрессивный, демократический характер.                                           

В 1831 г. вышел первый том его повестей, объединённых общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книга сразу привлекла к себе общее внимание и положила начало славе Гоголя.

А. С. Пушкин писал о ней: «Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, неприну­ждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился». В 1835 г. великий критик Виссарион Григорьевич Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя:

«Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрас­ного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная...»

Ранние произведения Гоголя проникнуты юмором. Реже мы видим в них сатиру. Встречаются у Гоголя и героические по­вести. С одной из них, с «Тарасом Бульбой», вы уже хорошо знакомы.

Свою вступительную беседу преподаватель заключает по­следовательным перечислением повестей, входящих в состав «Вечеров на хуторе..» и намечает план их чте­ния, отводя на каждую повесть по одной неделе, кроме тех, которые входят в программу. Это «Майская ночь …» и « Ночь перед Рождеством». Учитель должен составить план изучения так, чтобы эти повести органично вошли в процесс чтения и знакомства с произведением.

 Проверка понимания и усвоения прочитанного проводится на уроке. Для этого после ответов по домашнему заданию ста­вится два-три вопроса опрашиваемому и столько же — другим учащимся. Иногда, в зависимости от количества, вопросы к одной повести распределяются между двумя уроками.

Вопросы формулировались преподавателем заранее и вно­сились в план его урока. Ниже приводится примерный пере­чет этих вопросов.

Первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Предисловие к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

1. Под чьим именем Гоголь издал эти повести? (Понятие о псевдониме.)

2. Кто такой Рудый Панько и что значит его прозвище?

3. Чего боялся пасичник Рудый Панько при издании своих произведений?

4. Назовите главных рассказчиков занимательных историк '^на «вечерницах» у Рудого Панька.

5. Из-за чего произошла размолвка между дьяком Фо­мой Григорьевичем и панычом в гороховом кафтане?

6. Как удалось предупредить между ними ссору? Продумайте дома, в чём юмор «Предисловия».

«С о р о ч и н с к а я  я р м а р к а»

1. Назовите действующих лиц повести.

2. Где происходят описываемые в ней события?

3. Как автор описывает летний день?

4. Как он описывает ярмарку?

5. Зачем приехал Солопий на ярмарку?

6. Кто и для какой цели распространил слух о «красной свитке» на ярмарке?

7. Расскажите содержание этой легенды.

8. Как использовал её Голопупенко в своих целях? Продумайте дома, в чём комизм образа Солопия Черевика и юмор всей повести.

«Вечер накануне Ивана Купала»

1. Как Гоголь описывает в своей повести быт крестьян?

2. Почему батрак Петро не мог жениться на Пидорке?

3. Какое существовало поверье о цветке папоротника?

4. Как передаётся в повести предание о человеке, добыв­шем богатство путём преступления?

5. О каких проявлениях «нечистой силы», помимо этого» рассказывается в повести? Какое впечатление они производят?

Продумайте дома, какова основная идея этого произве­дения.

«М а й с к а я ночь или утопленница»

1. Как описывается природа в «Майской ночи»?

2. Кто такой голова и как он обращается с крестьянами?

3. Как они отплачивают ему за его несправедливость?

4. Какое предание рассказывает Левко о заброшенном доме?

5. Какой сон видел он на берегу пруда?

6. Какую легенду рассказывает Винокур?

Продумайте дома: а) Какие мотивы устной народной поэ­зии отразились в повести? б) В чём её фантастика? в) В чём её реализм?

«Пропавшая грамота»

1. Что рассказывает дед о своих приключениях?

2. Откуда мы видим, что дед любил прилгнуть?

3. Что могло случиться с ним на самом деле? Продумайте дома: какие черты характера и поведения можно подметить у деда.

Вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

«Ночь перед рождеством»

1. Как черт похитил месяц?

2. Кто был свидетелем этого?

3. Какие последствия имело это похищение?

   4. Что видел Вакула во время своего полёта в Петербург?

5. Кто оказался победителем в борьбе человека с чертом?

6. Какие народные обычаи описаны в повести? Продумайте дома два вопроса:

а) Хочет ли Гоголь всерьёз уверить читателя в действи­тельности описанных в повести чудесных происшествий?

б) Какими чертами характера и поведения обрисован кузнец Вакула?

«Страшная месть»

1. Почему повести дано такое заглавие?

2. Какое из преступлении колдуна является самым тяжким?

3. Каковы лучшие черты Данилы Бурульбаша?

4. Одинок ли Данила в своей борьбе с врагами родины? Продумайте дома, почему «Страшную месть» мы можем назвать романтической повестью.   Подготовьте для выразительного чтения описание Днепра

(«Чуден Днепр при тихой погоде...»)

«И в ан  Ф ё д о р о в и ч  Ш п он ь к а и его тётушка»

1. Расскажите об учебных занятиях юного Ивана Фёдо­ровича.

2. Чем заполнял он своё время, ставши взрослым чело­веком?

3. Как помещик-крепостник Сторченко обращается со своими крепостными слугами?

 4. Чем объясняет автор незаконченность повести?

Продумайте дома, почему этой повести не нужен конец, в чём её сатирический характер.


2.2. Тематическое и поурочное планирование

    

Приводим примерный план и содержание  заня­тий.

.Первое занятие.

Гоголь — великий русский писатель.

                                       План

Значение его творчества. Основ­ные черты его времени. Жизнь, литературные инте­ресы и первые литературные опыты до начала ли­тературной славы будущего великого писателя. Его жизнь и литературная деятельность в первую половину 30-х годов.)

                                                    

            Второе занятие –

 Тема «Юмор и сатира Н.В.Гоголя в «Предисловии»»

                               План

1. Выразительное чтение «Предисловия» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

2. Работа учащихся:

а) Юмор «Предисловия».

б) Сатира в «Предисловии».

 Третье  занятие посвящено «Сорочинской ярмарке».

 Тема«Сорочинская ярмарка» как отражение народного творчества»

                               

                                   План

1.Красочность описаний природы, ярмарки, внешнего вида действующих лиц в «Сорочинской ярмарке»;

     2.Отражение народного творчества в повести;

3.Реализм сюжета и бытовых картин;

 4.Основные черты характеров и поведения действующих лиц. Реализм образов Солопия Черевика и его дочери;

 5.Яык действующих лиц повести как средство характери­стики.

Четвертое занятие: «Вечер накануне Ивана Купала».

Тема «Фантастика народного предания»

                            План

 1.Описание быта крестьян в повести.

2. Народное предание как основа сюжета и главная идея

повести.

3.  Юмористическое изображение народных верований в «не­чистую силу».

Следующее занятие посвящено повести «Майская ночь или утопленница».

Пятое занятие

Тема « Лиризм повести « Майская ночь… »»

                               План

1. «Пан-голова» и его взаимоотношения с крестьянами.

2. Народные легенды в повести «Майская ночь».

3. Черты реализма и фантастики в «Майской ночи».

Шестое занятие

   «Ночь перед рождеством»

Тема урока «Отражение в повести «Ночь перед рождеством» народ­ных поверий.»

                                      План

 

1. Черты скептицизма в повести.

2. Изображение народных обычаев.

3. Кузнец Вакула как положительный образ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

рефераты
Новости