Курсовая работа: Функционирование английского глагола GET в плане его полисемии
Курсовая работа: Функционирование английского глагола GET в плане его полисемии
Введение
Настоящая работа
посвящена описанию функционирования английского глагола GET в плане его
полисемии (семантических смыслов; всего их – 51) и – особенно – широкозначности
(эврисемии), включающей в себя отображение словом грамматических смыслов (их у
глагола GET– 8).
Выбор темы объясняется
огромной ролью, которую глагол GET играет в системе лексики и грамматики
английского языка. Этот глагол реализует широкий диапазон смыслов, встречается
в различных грамматических структурах, обладает широкими комбинаторными
возможностями как на лексическом, так и на синтаксическом уровнях строя языка.
Английский язык – один
из самых распространённых аналитических языков, для которых характерно, в
первую очередь, наличие служебных глаголов, которые являются строительными
элементами репрезентации грамматических значений. В системе языка в целом продолжаются
процессы аналитизации и даже корнеизоляции.
Актуальность выбранной
темы как раз и определяется необходимостью более полного изучения и описания
функционирования глагола GET, инвентаризации его семантического объёма
(полисемия), комбинаторности (фразеологизмы и идиомы), а также необходимостью
отдельно систематизировать возможности этого глагола участвовать в отображении
грамматических импликаций инхоативности (начинательности), пассивности и
перфектности (грамматикализация/широкозначность).
Материалом изучения
послужили порядка 2000 речевых отрезков основной выборки с глаголом GET,
собранных методом накопления и систематизации из художественных произведений
английских и американских авторов, а также Интернет-ресурсы Электронного
справочника примеров (более 100 миллионов) из английской прозы и поэзии
Оксфордского университета.
Объектом исследования
является глагол GET.
Предмет исследования –
поверхностно-структурная и смысловая дистрибуция, а также лексический и
грамматический валентностный потенциал глагола GET в современном английском
языке.
Целью нашей работы является
подробное изучение, прежде всего, грамматикализации носителей эврисемии на
примере английского глагола GET.
Для достижения
поставленной цели мы ставим следующие задачи:
1) изучить явление
широкозначности/эврисемии в английском языке;
2) выявить различия
между полисемией (многозначностью) и эврисемией (широкозначностью);
3) рассмотреть
смыслоразличительный инвентарь глагола GET
и
его отношение к фразовому глаголу;
4) ознакомиться с
основными тенденциями в развитии данного глагола, его влияниями на современный
язык и влияния языка на него.
Методика исследования
определяется поставленными задачами, материалом, теоретической направленностью
работы и носит комплексный характер. Основными методами являются: метод
гипотетико-дедуктивного анализа, дистрибутивный метод, метод валентностного
анализа, метод моделирования, компонентный и описательный методы, метод
контекстологического и количественного анализа.
Теоретической базой
исследования послужили научные статьи, труды и словари выдающихся лингвистов (Гросул
Л. Я., Кортни Р., Плоткин В.Я., Шапошникова И. В. и др.).
Научная новизна
обусловлена подробным изучением аналитизации языка на примере широкозначного
глагола GET.
Практическое значение
работы состоит в том, что её материалы можно использовать для более точных
дефиниций глагола GET при отнесении его к сфере либо многозначности (лексика;
словарные статьи), либо широкозначности (служебный глагол;
грамматические/синтаксические функции). Кроме того, полученные в работе
результаты и выводы могут быть использованы на теоретических семинарах и
практических занятиях по грамматике, лексикологии и типологии, в
лексикографической практике, при составлении учебно-методических пособий, а
также студентами в процессе их научной работы.
Работа состоит из
Введения, двух Глав («Основные аспекты и понятия когнитивистики и
широкозначности» и «Английский глагол GET: полисемия и многозначность»),
Выводов по Главам, Заключения, Списков использованной научной и художественной
литературы, Перечня источников Интернет-ресурсов и трёх Приложений.
Глава
1. Основные аспекты и понятия когнитивности и широкозначности (эврисемии) I-А. Основные
понятия и структура когнитивистики. Понятие концепта
1.1 В настоящее время
едва ли не любое лингвистическое исследование так или иначе считается с
когнитивным подходом к языку. Крупные центры когнитивной лингвистики оформились
в Москве, Воронеже, Тамбове. В этом направлении активно работают многие
лингвисты и других университетов России и постсоветского пространства, в том
числе в НГУ и НГТУ г. Новосибирска. Когнитивные методы широко применяются и
зарубежными славистами к самым разным разделам языкознания - от семантики
русского, и – шире - славянского падежа до исторического развития
грамматических категорий от древности до начала становления русского
литературного языка. Этот всеобщий интерес к когнитивной лингвистике и ее
влиятельность связаны с общей тенденцией к гуманизации и прагматизации
языкознания
Коротко остановимся на
определении когнитивной науки и её становлении как таковой. Сначала приведём её
общие типичные характеристики:
·
«Некий
раздел научного знания, центральное понятие которого - значение и репрезентация»;
·
«Исследовательская
дисциплина, изучающая устройство человеческого сознания, используя различные
способы репрезентации и компьютерную метафору»;
·
«Совокупность
современных эмпирический знаний, направленных на поиск ответов на давние
эпистимологические вопросы, особенно о природе знания» и др.
1.2 Когнитивная наука
изучает устройство и функционирование концептуальных структур в человеческом
сознании, обеспечивающее специфическое для человека взаимодействие с другими людьми
и окружающим миром в целом
Когнитивная наука
возникла как реакция на господство позитивистских установок (обезличенная
наука, например, математическая логика – постулаты сложнее самих высказываний).
В 60-70 гг. произошла ревизия идей позитивизма в пользу реализма и учета
человеческого фактора.
Началом когнитивной
науки можно считать 11 сентября 1956, когда в г. Кембридж штата Массачусетс
открылся семинар по теории информации, где была зачитана работа B.
Ньюэлла и Г. Саймона «Logic
Theoretic», в которой
исследовались процессы принятия административных решений (в последствии эта
работа была удостоена Нобелевской премии по экономике).
Характерные черты
когнитивной науки:
·
Междисциплинарность
(существует комплекс наук, которые называются когнитивными: когнитивная
лингвистика, когнитивная философия, когнитология)
·
Использование
репрезентации знаний в качестве центрального понятия
·
Использование
компьютерной метафоры (сначала аппаратная hardware
компьютерная метафора: человеческий мозг подобен компьютеру; затем программная software
компьютерная метафора: в сознании человека существуют структуры подобные
компьютерным программам; одно из доказательств – наличие кратковременной и
долговременной памяти у человека)
·
Обращение
к когнитивным структурам (сценариям и фреймам)
·
Исследовательский
метод – вычислительный эксперимент (термин Герберта Саймона)
·
Метод
интроспекции, т.е. наблюдения над языком.
·
Пониженный
интерес к культурным и социологическим аспектам функционирования знаний.
В основе когнитивной
науки лежит реалистическая традиция: человеческое мышление познаваемо и к нему
могут быть применены конкретные исследовательские методы. Это воплощается в
понятии материально символьная система. Она состоит из символов – материальных
образований, которые могут выступать в качестве выражений. Символьная структура
– набор процессов создания, модификации и операций с выражениями.
Предполагается, что
существует некоторый уровень анализа, на котором можно отвлечься от физической
природы вещей, некоторый уровень изучения психических функций человека, отличный
от нейро-хирургического, - уровень концептуальных репрезентаций.
Репрезентативный
уровень оперирования символьными системами не зависит от материального носителя
информации. Он изучается с других уровней.
Когнитивные единицы: концепты;
пропозиции; схемы (типа гештальдов); динамические фреймы (сценарии) /http://myrefs.ru/rfile_mes1526.html/
1.3.1 Когнитивная лингвистика
изучает и описывает концепты языковых единиц, исходя из того, что
·
единицы
языка любого уровня, будь то слово или конструкция, символизирует концепт-модель
осмысленного отношения говорящего к миру на некотором фрагменте языковой
картины, то есть за языковыми единицами стоят первичные по отношению к ним когнитивные
структуры;
·
язык
с этой точки зрения предстает как единый лексико-грамматический континуум, а не
как инвентарь бессмысленных форм, которые случайным образом соединились с
бесформенными смыслами;
·
языковые
формы содержательны: примерно в том смысле, в каком можно говорить о
содержательности художественных форм;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |