Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой
Лирика осваивает внутренний мир
человека в особом ракурсе: она берет по преимуществу сферу переживания,
чувства, эмоции и раскрывает ее, как правило, в статике, но зато более глубоко
и живо, чем это делается в эпосе. Подвластна лирике и сфера мышления; многие
лирические произведения построены на развертывании не переживания а
размышления (правда, оно всегда окрашено тем или иным чувством).. Но в любом
случае изображенный мир лирического, произведения — это прежде всего
психологический мир.
Поэтому к лирическому произведению,
особенно что касается его формы, неприменимы многие приемы анализа эпических и
драматических произведений, и для анализа лирики литературоведение выработало
свои приемы и подходы.
В лирическом произведении мы не
анализируем ни сюжета, ни персонажей, ни предметных деталей вне их
психологической функции, - то есть не обращаем внимания на то, что принципиально
важно в эпосе. Зато в лирике принципиальную значимость приобретает анализ
лирического героя. Лирический герой — это образ человека в лирике, носитель
переживания в лирическом произведении. Как всякий образ, лирический герой
несет в себе не только уникально-неповторимые черты личности, но и определенное
обобщение, поэтому недопустимо его отождествление с реальным автором. Часто
лирический герой бывает весьма близок к автору по складу личности, характеру
переживаний, но тем не менее различие между ними является принципиальным и
сохраняется во всех случаях, так как в каждом конкретном произведении автор
актуализирует в лирическом герое какую-то часть своей личности, типизируя и
обобщая лирические переживания.
Стилевые доминанты лирики в области
художественной речи -это монологизм, риторичность и стихотворная форма.
Лирическая речь, как правило, — речь
с повышенной экспрессивностью отдельных слов и речевых конструкций. В лирике
наблюдается больший удельный вес тропов и синтаксических фигур по сравнению с
эпосом и драматургией,
Самый сложный и трудный в
методическом отношении этап работы над поэтическим произведением — это его
анализ.
Идейно-художественный анализ
поэтического текста — это анализ его тематики, идейного содержания, композиции,
сюжета, языка и стиля—всего того, что носит название анализа «на всех
уровнях»[5,94]. Однако учитель не имеет возможности дать исчерпывающий анализ
всех сторон произведения. Имея в виду особенности данного стихотворения, он
определяет, на каких элементах следует остановиться и сосредоточить особое внимание.
Предметом анализа поэтического
произведения может стать и его язык, и любой значимый элемент художественной
структуры, и изобразительные и стилевые средства, если они позволяют
проникнуть в идейное содержание произведения. Решающее условие успешного
изучения лирических произведений заключается в правильном, методически
обоснованном выборе приемов анализа с учетом особенностей изучаемого произведения.
Вывод по
главе
Из всего вышеизложенного по изучению
творчества А. Ахматовой можно сделать вывод
Многим критикам-современникам,
анализирующим творчество А.А. Ахматовой, удалось услышать в голосе поэтессы
яркую индивидуальность — свою собственную манеру.
И задача учителя – в ходе анализа
раскрыть эту индивидуальность перед учащиимся.
А для этого необходимо познакомиться
и с ранним, и с поздним творчеством поэтессы.
При этом необходимо не упускать ее
биографический материл, лучше всего , если все это изучается в сочетании.
Когда учащиеся знакомятся с жизнью поэтессы и знакомятся с ее творчеством, то
стихи будут звучать по иному, оставляя след в душе ребенка.
Поэтому самый оптимальный вариант
изучения лирики А.Ахматовой – это сочетания урока – лекции и урока – семинара.
Во время лекции они собирают материал о поэтессме, а на семинаре учатся
анализировать стихи.
Встретившись в стихах Ахматовой
пережитыми лично чувствами, задача учителя дать детям услышать, понять
эмоциональное настроение поэта в тот или иной период жизни. посредством поэзии.
Отсутствие у ребят дара сопереживаний, эмоциональная глухота и невнимание к
чужому внутреннему миру становятся препятствием в восприятии лирики. Поэтому
при работе над поэтическими произведениями наряду с решением образовательных и
воспитательных задач нельзя не заботиться о развитии у учащихся способности к
сопереживанию.
|