Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой
Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой
Введение
Предметом внимания лирики, как и
других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое
произведение — это прежде всего картина внутренней жизни человека, его
индивидуальных конкретных переживаний.
Лирика обращается непосредственно к
чувствам человека, его духовному миру. Читая лирические произведения, школьники
учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души,
оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки..
Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца людей.
Особенно нуждаются в приобщении к ней и ее воздействии учащиеся старших
классов, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее
нравственные и эстетические представления.
Поэтические тексты — совершенные
образцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, учащиеся школы
познают выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, их
многообразные семантические оттенки и многозначность в контексте. В этом смысле
язык поэтических произведений по праву можно считать художественной речью в ее
высшем воплощении.
Добиваясь эмоционального отношения
учащихся к художественным произведениям и в особенности к лирической поэзии,
мы должны подумать над тем, как, при каких условиях возникают эмоции в
процессе восприятия произведений искусства и что в искусстве постигается
учащимися с затруднением.
Очевидно, что восприятие
художественных произведений происходит, прежде всего, путем осмысления их, и
первым необходимым условием возникновения эмоции при знакомстве с
художественным произведением является глубокое понимание
конкретно-исторического содержания, выраженного в художественной форме.
Актуальность работы состоит в том,
именно в школе посредством лирики мы можем научить видеть прекрасное в
обыденном, то , что не замечается. Но самое главное, именно лирика может
научить ребят чувствам как нежность, любовь, сострадание, радость,
сопереживание. Поэтому сейчас немаловажно уделять внимание поэзии, изучению
лирических произведений в школе.
Цель данной работы – изучить методику
анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой.
Для осуществления поставленной цели
необходимо решить следующие задач:
- - охарактеризовать основные
положения методики изучения лирики -
-рассмотреть принципы анализа
лирического произведения в школе
- описать методику школьного анализа
стихотворений А.А. Ахматовой.
Научная новизна заключается в том, в
исследовании изучались основы работы над лирическим произведением в школе.
Теоретическая значимость основана на
системности подхода к изучению лирики .А.Ахматовой.
Результаты работы могут быть использованы
при работе в школе- это и является практической значимостью.
В подготовке к работе использовались
литературоведческие работы: В. И. Сорокина «Теория литературы», В. В.
Виноградов «Сюжет и стиль», Г. А. Гуковский «Изучение литературного произведения
в школе», сборник статей «Теория литературы» под ред. Абрамовича, Эльсберга и
др., книгу Н. Я. Мещеряковой «Изучение стиля писателя в средней школе».и др
методистов
Работа состоит из введения, двух
глав, заключения и литературы.
Глава 1.
Методика изучения лирики
1.1 Стиховедческие методические
аспекты изучения лирики в школе
Лирика как литературный род
противостоит- эпосу, и драматургии, поэтому при ее анализе следует в высшей
степени учитывать родовую специфику. Если эпос и драма воспроизводят человеческое
бытие, объективную сторону жизни, то лирика — человеческое сознание и
подсознание, субъективный момент. Эпос и драма изображают, лирика выражает.
Можно даже сказать, что лирика принадлежит совсем к другой группе искусств, чем
эпос и драматургия — не к изобразительным, а к экспрессивным[1,38]. Поэтому к
лирическому произведению, особенно что касается его формы, неприменимы многие
приемы анализа эпических и драматических произведений, и для анализа лирики
литературоведение выработало свои приемы и подходы.
Сказанное касается в первую очередь
изображенного мира, который в лирике строится совсем не так, как в эпосе и
драме. Стилевая доминанта, к которой тяготеет лирика. — это психологизм, но психологизм
своеобразный. В эпосе и отчасти в драме мы имеем дело с изображением
внутреннего мира героя как бы со стороны, в лирике же психологизм экспрессивен,
субъект высказывания и объект психологического изображения совпадают.
Вследствие этого лирика осваивает внутренний мир человека в особом ракурсе: она
берет по преимуществу сферу переживания, чувства, эмоции и раскрывает ее, как
правило, в статике, но зато более глубоко и живо, чем это делается в эпосе.
Подвластна лирике и сфера мышления; многие лирические произведения построены на
развертывании не переживания а размышления (правда, оно всегда окрашено тем
или иным чувством). Такая лирика («Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкина,
«Дума» Лермонтова, «Волна и-дума» Тютчева и т.п.) называется медитативпой. Но в
любом случае изображенный мир лирического, произведения — это прежде всего
психологический мир.
То же самое можно сказать и о
встречающихся в лирических произведениях деталях портрета и мира вещей — они
выполняют в лирике исключительно психологическую функцию. Так, «красный
тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице» в стихотворении А. Ахматовой «Смятение»
становится ярким впечатлением лирической героини, косвенно обозначая
напряженность лирического переживания; в ее же стихотворении «Песня последней
встречи» предметная деталь («Я на правую руку надела Перчатку с левой руки»)
служит формой косвенного выражения эмоционального состояния.
Наибольшую сложность для анализа
представляют те лирические произведения, в которых мы встречаемся с некоторым
подобием
сюжета и системы персонажей. Здесь
возникает соблазн перенести на лирику принципы и приемы анализа соответствующих
явлений в эпосе и драме, что принципиально неверно, потому что и «пссвдосюжет»,
и «псевдоперсонажи» имеют в лирике совсем другую природу и другую функцию —
прежде всего опять же психологическую. Так, в стихотворении Лермонтова «Нищий»,
казалось бы, возникает образ персонажа, у которого есть определенное социальное
положение, внешность, возраст, то есть приметы бытийной определенности, что
характерно для эпоса и драмы. Однако на самом деле бытие этого «героя»
несамостоятельно, призрачно: образ оказывается лишь частью развернутого
сравнения и, стало быть, служит для того, чтобы более убедительно и
экспрессивно передать эмоциональный накал произведения. Нищего как факта бытия
здесь нет, есть лишь отвергнутое чувство, переданное с помощью иносказания.
В стихотворении Пушкина «Арион»
возникает нечто вроде сюжета, намечена какая-то динамика действий и событий.
Но бессмысленно и даже нелепо было бы искать в этом «сюжете» завязки,
кульминации и развязки, искать выраженный в нем конфликт и т.п. Событийная цепь
— это осмысление лирическим героем Пушкина событий недавнего политического
прошлого, данное в аллегорической форме; на первом плане здесь не поступки и
события, а то, что этот «сюжет» имеет определенную эмоциональную окрашенность.
Следовательно, и сюжет в лирике не существует как таковой, а выступает лишь
средством психологической выразительности.
Итак, в лирическом произведении мы не
анализируем ни сюжета, ни персонажей, ни предметных деталей вне их психологической
функции, - то есть не обращаем внимания на то, что принципиально важно в
эпосе. Зато в лирике принципиальную значимость приобретает анализ лирического
героя. Лирический герой — это образ человека в лирике, носитель переживания в
лирическом произведении. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не
только уникально-неповторимые черты личности, но и определенное обобщение,
поэтому недопустимо его отождествление с реальным автором. Часто лирический герой
бывает весьма близок к автору по складу личности, характеру переживаний, но тем
не менее различие между ними является принципиальным и сохраняется во всех случаях,
так как в каждом конкретном произведении автор актуализирует в лирическом
герое какую-то часть своей личности, типизируя и обобщая лирические
переживания. Благодаря этому читатель легко отождествляет себя с лирическим
героем. Можно сказать, что лирический герой — это не только автор, но и всякий,
читающий данное произведение и вчуже испытывающий те же переживания и эмоции,
что и лирический герой. В ряде случаев лирический герой лишь в очень слабой
мере соотносится с реальным автором, обнаруживая высокую степень условности
этого образа. Так, в стихотворении Твардовского «Я убит подо Ржевом...»
лирическое повествовние ведется от лица павшего солдата. В редких случаях
лирически герой предстает даже антиподом автора («Нравственный человек
Некрасова). В отличие от персонажа эпического или драматического произведения
лирический герой не обладает, как правило, бытийное определенностью: у него нет
имени, возраста, черт портрета, даже неясно, к мужскому или женскому полу он
принадлежит. Лирический герой почти всегда существует вне обычного времени
пространства: его переживания протекают «везде» и «всегда».
Лирика тяготеет к малому объему и,
как следствие, к напряженной и сложной композиции. В лирике чаще, чем в эпосе и
драм применяются композиционные приемы повтора, противопоставления, усиления,
монтажа. Исключительную важность в композиции лирического произведения
приобретает взаимодействие образа часто создающее двуплановость и
многоплановость художественного смысла.
Стилевые доминанты лирики в области
художественной речи -это монологизм, риторичность и стихотворная форма. Лирическое
произведение в подавляющем большинстве случаев построено на монологе
лирического героя, поэтому нам нет необходимости искать в нем речь
повествователя (она отсутствует) или давать речевую характеристику персонажей
(их тоже нет). Однако некоторые лирические произведения построены в форме
диалога «действующих лиц» («Разговор книгопродавца с поэтом», «Сцена из
«Фауста» Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» Лермонтова). В этом случае
вступающие в диалог «персонажи» воплощают в себе разные грани лирического
сознания, поэтому не имеют своей собственной речевой манеры; принцип
монологизма выдерживается и здесь. Как правило, речь лирического героя
характеризуется литературной правильностью, поэтому анализировать ее с точки
зрения особой речевой манеры также нет необходимости.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |