рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой  
Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой

                                         Мы с тобою сегодня, Марина,

                                        По столице полночной идем,

                                         А за нами таких миллионы,

                                         И безмолвнее шествия нет,

                                         А вокруг погребальные звоны

                                         Да московские дикие стоны

                                         Вьюги, наш заметающей след.

      Христианское мировосприятие проявляется во всем творчестве Ахматовой. По-христиански воспринимает она свой творческий дар- это для нее Горний свет, величайшая Божья милость и величайшее Божье испытание, аналог крестного пути:

      Глубокое религиозное начало ахматовского творчества сказывается и в частом обращении к теме христианских праздников ( Крещение, Рождество, Пасха, дни святых), к библейским сюжетам и образам( царь Давид, Магдалина, Лотова жена, Песнь Песней и т.д.), к религиозным обрядам (исповедь, литургия, венчание…).

      Бытийный, общечеловеческий характер творчества и его глубокая религиозная основа сделали Ахматову великим национальным поэтом. Многие ахматовские стихотворения - это обращения к трагической судьбе России. В разработке этой темы властно заявляют о себе дантовские традиции. О.Мандельштам, близкий друг Ахматовой, увидел в ее облике, в ее судьбе и поэтическом пути «все муки Дантэ»; сама Ахматова, размышляя о предназначении поэта, отвергнутого сиюминутными требованиями власти, обращается к образу флорентийского изгнанника. Данте через свой религиозно-эстетический идеал вечноженственного (образ Беатриче) смог прикоснуться к самым болевым точкам мира и сложнейшим философско-христианским проблемам. Ахматова создает свой идеал вечномужественного, персонифицированный в образах Пушкина и Блока, через который раскрывает свое понимание судьбы России. И это дает ей право видеть себя наследницей дантовской Музы:

    Осип Мандельштам считал, что в эпоху грандиозных исторических катастроф каждый поэт должен быть «мужем». Это слово «высокого стиля» он понимал как синоним гуманистической гражданственности, ответственности за свое время и судьбу своей страны. Из всех русских поэтесс единственной, достойной звания « жены» - женщины берегущей и гуманизирующей свое время - он считал Ахматову.

   Трагическое время потребовало от Ахматовой обращения к прошлому, к мировым гуманистическим традициям, к величественной и страшной истории России. Судьба России становится центром ахматовской скорби. Картины войны даются через скупые зарисовки пожарищ: «можжевельника запах сладкий// от горящих лесов летит». Муки окровавленной земли сопоставимы только с мучениями христианских святых: «Ранят тело твое святое,// Мечут жребий о ризах твоих». А вера Ахматовой в Россию соотносима с милосердием Божьей Матери:

Ее Муза становится народным воплощение общенациональной скорби: «дырявый платок» Музы, плат Богородицы и высокое самоотречение Ахматовой слились в «Молитве», написанной в Духов день 1915 года:

Печаль Музы порождается трагической участью поэта, вобравшего в себя и муки современности, и всю скорбь мира. В лирике Ахматовой властно набирает силу мотив осиротевшей матери, который достигнет вершины в «Реквиеме» как христианский мотив вечной материнской участи - из эпохи в эпоху отдавать сыновей в жертву миру, а вечноженственное начало ахматовской лирической героини найдет всшее воплощение в образе Марии:   Магдалина билась и рыдала,

                                         Ученик любимый каменел,

                                         А туда, где молча Мать стояла,

                                         Так никто взглянуть и не посмел.

                                                                                        (Реквием,1940)

      И вновь личное (арест сына) соединяется с общенациональным (трагическая история России) и вечным (Богородица).

       Своеобразие Ахматовой в том, что она особенно остро ощущала боль своей эпохи как свою собственную, а трагедия России отразилась в трагедии личной судьбы поэтессы. Ахматова стала голосом своего времени, ибо она не участвовала в преступлениях власть имущих, но и не клеймила свою страну, а мудро, просто разделила ее судьбу, отразив в своих стихах российскую катастрофу. Сохраняя трагическую национальную память, Ахматова видит свой поэтический памятник, в отличие от мировых и русских предшественников, в тюремных очередях- знаке новой России(«Здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов»).

       Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. Всей своей жизненной и творческой судьбой она оправдала произнесенные еще в 1922 году слова:

                                       Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

                                       Я – отраженье вашего лица.

                                       Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

                                       Ведь все равно я с вами до конца.

                                                                                   ( Многим)

ИТОГ УРОКА: ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовка к семинару по творчеству А.А.Ахматовой

II. «Великая земная любовь» в лирике Анны Андреевны Ахматовой

(урок-семинар).

    Цели: сделать обзор первых пяти сборников поэта, проследить, как просматривается в них названная тема, подробнее остановиться на  «библейских стихах», прививать интерес к поэзии.

   Метод: семинар.

   Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, грамзапись с романсами на слова Ахматовой.

                                                                 Ход урока.

1.Изучение новой темы.

          Звучит музыка. Бах И. С. Месса си минор.

          Учитель: Как черный ангел на снегу

                          Ты показалась мне сегодня,

                          И утаить я не могу,

                          Есть на тебе печать Господня,-

так писал Осип Мандельштам, передавая то потрясение, которое испытывали современники даже при первом знакомстве с поэзией Анны Ахматовой. Марина  Цветаева тоже отметила  «печать господню», но еще и царственную гордость, человеческую простоту одновременно:     Вам предстоит постичь духовный и художественный мир Анны Ахматовой, разобраться в особенностях ее поэзии. И может быть, сегодняшний урок  вам поможет в этом. А художественный мир поэта богат и разнообразен. « При общем  охвате всех впечатлений, даваемых лирикой Ахматовой, получается переживание очень яркой и очень напряженной жизни. Прекрасные движения души, разнообразные и сильные волнения, муки, которым впору позавидовать, гордые и свободные отношения людей,- все это, по мнению Николая  Владимировича  Недоброво (литературоведа и поэта, сыгравшего большую роль в творческой судьбе Ахматовой) нашло отражение в творчестве великой поэтессы. «Великая земная любовь» - вот движущее начало ее лирики. «Великая земная любовь» в лирике Анны Ахматовой станет предметом нашего сегодняшнего разговора. От сборника к сборнику мы с вами проследим, какую роль в поэзии и в жизни играло это чувство, какие изменения оно претерпевало. Характеризуя каждый сборник, попробуйте сделать вывод о том, что же является его главной идеей.

Запишите свои выводы в тетрадь.  

                  2.     Сообщения учащихся по заранее выбранным темам.

        1) Обзор сборника «Вечер».  Сборник вышел в 1912 году. Эпиграфом к нему Ахматова взяла слова из стихотворения  французского поэта Андре Перье: «Цветок виноградной лозы растет, и мне сегодня вечером 20 лет».          Это, наверное, не случайно, потому что первые стихи пронизаны грустью, трагедией одиночества. Любовь предстает  как пытка, страдание, смута:

                                       То змейкой, свернувшись клубком,

                                       У самого сердца колдует,

                                       То целые дни голубком

                                       На белом  окошке воркует,

                                       То в инее ярком блеснет,

                                       Почудится в дреме левкоя…

                                       Но верно и тайно ведет

                                       От радости и от покоя.

                                                        ( «Любовь»,1911г.)

       Чаще всего в стихотворениях этого сборника дан миг прощания, разрыва, рокового конца. При чтении таких стихотворений представляется определенная «картинка», которая заставляет читателя сопереживать героине:

       Ахматова не отвергает любви, но чувствует ее, как рок: «Должен на этой земле испытать каждый любовную пытку». Так сказано в стихотворении 1911 года «Музе», где любовь оказывается соперницей поэзии, накладывая на душу «оковы». А поэт немыслим без свободы. Любя, Ахматова становится пленницей и рвется из сетей: «Лучше погибну на  колесе – только не эти оковы».

                  Учитель. Этот поединок любви и поэзии продлится всю жизнь, и в 60-е годы в «Веренице четверостиший» Ахматова напишет:

                                     И слава лебедью плыла

                                     Сквозь золотистый дым.

                                     А ты, любовь, всегда была

                                     Отчаяньем моим.

     В этом сборнике любовь предстает как страдание, как соперница поэзии. Также ученики выступает дальше, делая обзор других сборников стихов:

2) Обзор сборника « Четки» (1914год).

3) Обзор сборника «Белая стая».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

рефераты
Новости