Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем,
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет,
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.
Христианское мировосприятие
проявляется во всем творчестве Ахматовой. По-христиански воспринимает она свой
творческий дар- это для нее Горний свет, величайшая Божья милость и величайшее
Божье испытание, аналог крестного пути:
Глубокое религиозное начало
ахматовского творчества сказывается и в частом обращении к теме христианских
праздников ( Крещение, Рождество, Пасха, дни святых), к библейским сюжетам и
образам( царь Давид, Магдалина, Лотова жена, Песнь Песней и т.д.), к
религиозным обрядам (исповедь, литургия, венчание…).
Бытийный, общечеловеческий
характер творчества и его глубокая религиозная основа сделали Ахматову великим
национальным поэтом. Многие ахматовские стихотворения - это обращения к
трагической судьбе России. В разработке этой темы властно заявляют о себе
дантовские традиции. О.Мандельштам, близкий друг Ахматовой, увидел в ее облике,
в ее судьбе и поэтическом пути «все муки Дантэ»; сама Ахматова, размышляя о
предназначении поэта, отвергнутого сиюминутными требованиями власти, обращается
к образу флорентийского изгнанника. Данте через свой религиозно-эстетический
идеал вечноженственного (образ Беатриче) смог прикоснуться к самым болевым
точкам мира и сложнейшим философско-христианским проблемам. Ахматова создает
свой идеал вечномужественного, персонифицированный в образах Пушкина и Блока,
через который раскрывает свое понимание судьбы России. И это дает ей право
видеть себя наследницей дантовской Музы:
Осип Мандельштам считал, что в
эпоху грандиозных исторических катастроф каждый поэт должен быть «мужем». Это
слово «высокого стиля» он понимал как синоним гуманистической
гражданственности, ответственности за свое время и судьбу своей страны. Из всех
русских поэтесс единственной, достойной звания « жены» - женщины берегущей и
гуманизирующей свое время - он считал Ахматову.
Трагическое время потребовало от
Ахматовой обращения к прошлому, к мировым гуманистическим традициям, к
величественной и страшной истории России. Судьба России становится центром
ахматовской скорби. Картины войны даются через скупые зарисовки пожарищ:
«можжевельника запах сладкий// от горящих лесов летит». Муки окровавленной
земли сопоставимы только с мучениями христианских святых: «Ранят тело твое
святое,// Мечут жребий о ризах твоих». А вера Ахматовой в Россию соотносима с
милосердием Божьей Матери:
Ее Муза становится народным
воплощение общенациональной скорби: «дырявый платок» Музы, плат Богородицы и
высокое самоотречение Ахматовой слились в «Молитве», написанной в Духов день
1915 года:
Печаль Музы порождается трагической
участью поэта, вобравшего в себя и муки современности, и всю скорбь мира. В
лирике Ахматовой властно набирает силу мотив осиротевшей матери, который
достигнет вершины в «Реквиеме» как христианский мотив вечной материнской участи
- из эпохи в эпоху отдавать сыновей в жертву миру, а вечноженственное начало
ахматовской лирической героини найдет всшее воплощение в образе Марии:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
(Реквием,1940)
И вновь личное (арест сына)
соединяется с общенациональным (трагическая история России) и вечным
(Богородица).
Своеобразие Ахматовой в том,
что она особенно остро ощущала боль своей эпохи как свою собственную, а
трагедия России отразилась в трагедии личной судьбы поэтессы. Ахматова стала
голосом своего времени, ибо она не участвовала в преступлениях власть имущих,
но и не клеймила свою страну, а мудро, просто разделила ее судьбу, отразив в
своих стихах российскую катастрофу. Сохраняя трагическую национальную память,
Ахматова видит свой поэтический памятник, в отличие от мировых и русских
предшественников, в тюремных очередях- знаке новой России(«Здесь, где стояла я
триста часов // И где для меня не открыли засов»).
Голос Ахматовой стал голосом
всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. Всей своей
жизненной и творческой судьбой она оправдала произнесенные еще в 1922 году
слова:
Я - голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,-
Ведь
все равно я с вами до конца.
( Многим)
ИТОГ УРОКА: ответы на вопросы,
поставленные в начале урока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовка к
семинару по творчеству А.А.Ахматовой
II. «Великая земная любовь» в лирике
Анны Андреевны Ахматовой
(урок-семинар).
Цели: сделать обзор первых пяти
сборников поэта, проследить, как просматривается в них названная тема,
подробнее остановиться на «библейских стихах», прививать интерес к поэзии.
Метод: семинар.
Оборудование: портрет
А.А.Ахматовой, грамзапись с романсами на слова Ахматовой.
Ход урока.
1.Изучение новой темы.
Звучит музыка. Бах И. С. Месса
си минор.
Учитель: Как черный ангел
на снегу
Ты
показалась мне сегодня,
И утаить я
не могу,
Есть на
тебе печать Господня,-
так писал Осип Мандельштам, передавая
то потрясение, которое испытывали современники даже при первом знакомстве с
поэзией Анны Ахматовой. Марина Цветаева тоже отметила «печать господню», но
еще и царственную гордость, человеческую простоту одновременно: Вам
предстоит постичь духовный и художественный мир Анны Ахматовой, разобраться в
особенностях ее поэзии. И может быть, сегодняшний урок вам поможет в этом. А
художественный мир поэта богат и разнообразен. « При общем охвате всех
впечатлений, даваемых лирикой Ахматовой, получается переживание очень яркой и
очень напряженной жизни. Прекрасные движения души, разнообразные и сильные
волнения, муки, которым впору позавидовать, гордые и свободные отношения
людей,- все это, по мнению Николая Владимировича Недоброво (литературоведа и
поэта, сыгравшего большую роль в творческой судьбе Ахматовой) нашло отражение в
творчестве великой поэтессы. «Великая земная любовь» - вот движущее начало ее
лирики. «Великая земная любовь» в лирике Анны Ахматовой станет предметом нашего
сегодняшнего разговора. От сборника к сборнику мы с вами проследим, какую роль
в поэзии и в жизни играло это чувство, какие изменения оно претерпевало.
Характеризуя каждый сборник, попробуйте сделать вывод о том, что же является
его главной идеей.
Запишите свои выводы в тетрадь.
2. Сообщения
учащихся по заранее выбранным темам.
1) Обзор сборника «Вечер».
Сборник вышел в 1912 году. Эпиграфом к нему Ахматова взяла слова из
стихотворения французского поэта Андре Перье: «Цветок виноградной лозы растет,
и мне сегодня вечером 20 лет». Это, наверное, не случайно, потому что
первые стихи пронизаны грустью, трагедией одиночества. Любовь предстает как
пытка, страдание, смута:
То змейкой, свернувшись клубком,
У
самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится
в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
( «Любовь»,1911г.)
Чаще всего в стихотворениях
этого сборника дан миг прощания, разрыва, рокового конца. При чтении таких
стихотворений представляется определенная «картинка», которая заставляет
читателя сопереживать героине:
Ахматова не отвергает любви,
но чувствует ее, как рок: «Должен на этой земле испытать каждый любовную
пытку». Так сказано в стихотворении 1911 года «Музе», где любовь оказывается
соперницей поэзии, накладывая на душу «оковы». А поэт немыслим без свободы.
Любя, Ахматова становится пленницей и рвется из сетей: «Лучше погибну на
колесе – только не эти оковы».
Учитель. Этот
поединок любви и поэзии продлится всю жизнь, и в 60-е годы в «Веренице
четверостиший» Ахматова напишет:
И слава лебедью плыла
Сквозь золотистый дым.
А ты, любовь, всегда была
Отчаяньем моим.
В этом сборнике любовь предстает
как страдание, как соперница поэзии. Также ученики выступает дальше, делая
обзор других сборников стихов:
2) Обзор сборника « Четки» (1914год).
3) Обзор сборника «Белая стая».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |