рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой  
Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой

 4) Обзор учеником сборника «Подорожник».

IIСледующий этап урока: чтение и анализ стихотворений «Лотова жена» и «Рахиль» заранее подготовленными учащимися. Перед чтением стихотворений предлагается послушать сюжеты из «Библии».

                  Какой неожиданный женский и резко полемический поворот приобретают  древние «библейские» сюжеты! Веками рассказ о жене Лота понимался лишь как притча о неистребимом женском любопытстве и непослушании. Ахматовская жена Лота не могла не обернуться. Поэтесса рассказывает о самоотвержении, исходящем из самой сути женского характера не любопытного, а любящего. В «Лотовой жене» воплощена мучительность прощания с родным прошлым, осужденным на погибель:

                                    Кто женщину эту оплакивать будет?

                                    Не меньшей ли мнится она из утрат?

                                    Лишь сердце мое никогда не забудет

                                    Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

          В стихотворении «Рахиль» Ахматова романтизирует и оживляет библейский сюжет. Сердце  Иакова «как открытая рана», семь лет для него словно «семь ослепительных дней» (счастливые часов не наблюдают). Анна Ахматова чисто по-женски понимает, что испытывает Рахиль в порывах ревности: «сестру проклинает» и «Бога хулит». Для нее этот обман хуже смерти. А Иаков, еще не подозревая обмана, видит сладостный сон о Рахиль, слышит «голос ее голубиный». Ахматова показывает не небесную любовь, а чувственную, земную, всем понятную. Поэт не проклинает пытку чувств, а благословляет верность в любви.

Ахматова знала Библию превосходно, ориентировалась в ней свободно, нужное место находила сразу, но распахнуться книга сама готова на Песни Песней, лирико – драматическом сюжете, описывающем любовь пастушки и царя. Этот сюжет мы уже встречали у Куприна («Суламифь»)

Учитель.

Исследователь Найман  считает, что в этом стихотворении Ахматова обращается к Богу (« Ты, росой окаймляющий травы»). Если это так, то в трех последних строках под словом любовь можно и нужно понимать любовь к людям, к Отечеству и воспринимать это чувство как возвышенное. Это не значит, что Ахматова отказалась от той, прежней любви. Ей по-прежнему знакомо чудо, когда природа исполняет музыку сердец (« Небывалая осень»), по-прежнему святы заветы любви, по-прежнему она мечтает о спасительном примирении. Послушайте романс «Орган» на слова Анны Ахматовой («Пусть голоса органа снова грянут»). Она достигла равновесия чувств и научилась судить себя со строгостью рокового времени. Наступила пора гражданской и поэтической зрелости, как поэт от Бога, она разделяет судьбу своего народа. В поэме «Реквием» она скажет: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был» «Великая земная любовь» ведет Ахматову по жизни и приводит на трон поэтов.

ИТОГ УРОКА.

Что было интересным на уроке, что запомнилось?

Как изменяется представление Ахматовой о любви? Прочитайте свои выводы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Индивидуальные задания по оставшимся сборникам. Прочитать поэму «Реквием»

Мы знаем, лирика обладает удивительным педагогическим свойством; она способна активизировать эмоционально – нравственные  возможности учеников.

Встретившись в стихах Ахматовой  пережитыми лично чув­ствами, задача учителя дать детям услышать, понять эмоциональное настроение поэта в тот или иной период жизни. посредством поэзии. Отсутствие у ребят дара сопереживаний, эмоцио­нальная глухота и невнимание к чужому внутреннему миру ста­новятся препятствием в восприятии лирики. Поэтому при работе над поэтическими произведениями наряду с решением образова­тельных и воспитательных задач нельзя не заботиться о разви­тии у учащихся способности к сопереживанию.

Классичность стихов Ахматовой по сравнению с тем, что писали ее выдающиеся современники, связана с ее ориентацией на другого человека, другую личность. "Есть поэты, которые общаются с культу­рой, с природой, с Богом — не обязательно через посредство другого. Ахматова же всегда через "ты". "Ты" ей необходимо для выделения гармонии, для осуществления связи с миром

Заключение

 Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лири­ческое произведение — это прежде всего картина внутрен­ней жизни человека, его индивидуальных конкретных пережи­ваний.

Самой специфичной особенностью лирики является то, что человек, присутствует в ней не только как автора не, только как объект, изображения, но и как его субъект включенный  в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента»[1,75]. Следствием этого оказывается сосредоточенность лирики на внутреннем состоянии, переживании человека. Ее характеризует открыто эмоциональ­ное отношение автора к высказываемому, сжатость поэтической, мысли и чувства. Известно, что слово в стихотворении «нагружено» больше, чем в прозе, а значение его всегда шире непосредственно прямого смысла. Художественное содержание лирического произведения создает и звучание слов, их расположение  в строке, ритмическое чередование. Единство переживаний и речи в лирике — непременное условие ее эстетического воздействия на читателя.

 Поэтические тексты — совершенные образцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, учащиеся  познают выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, их многообразные семан­тические оттенки и многозначность в контексте. В этом смысле язык поэтических произведений по праву можно считать худо­жественной речью в ее высшем воплощении.

Изучение лирических произведений—один из сложнейших вопросов методики. Восприятие лирики дается учащимся труднее, чем усвоение эпоса и драмы, т. к. поэтиче­ские образы отличаются неизмеримо большей обобщенностью: каждое отдельное слово в лирике «весомее», чем в прозаиче­ском произведении, язык поэзии характеризует смысловая и эмоциональная насыщенность.

Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэ­зию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными зна­ниями о стихе. Эти знания должны охватить три основных раз­дела: 1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), 2) поэтический синтаксис и 3) стихосложение (ритмические осо­бенности стиха).

Так же мы выяснили,  об особой разговорной манере, внут­ренней музыкальности, новеллистичности, сюжетности, исповедальности, глубине переживаний.в твочестве А.Ахматовой. Многие видят в стихах Ахматовой «лириче­ский дневник» и подчёркивают его символический смысл, когда «героиня предстаёт перед нами как символ своей — прекрасной и вместе с тем трагической — эпохи», о насыщенности «её интимно-психологической лирики широким, эпохальным содержанием»[6,90].


Литература

1)  Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение.- М.: Просвещение, 1975.

2)  Анализ художественного текста. Сб. статей. Вып. I.- М.: Педагогика, 1975.

3)  Анализ художественного текста. Вып. II. М.: Педагогика, 1976.

4)  Ахматова А.. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. /Сост., подготовка текста и примечания В.Жирмунского. Советский писатель, ЛО, 1977.

5)  Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М..: Худож. лит., 1975.

6)  Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1976.

7)  Бердников Г. П. Чехов-драматург. М.: «Искусство», 1972.

8)  Богданов А. Н., Юдкевич Л. Г. Методика литературоведческого анализа. М.: «Просвещение», 1969.

9)  Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964.

10)  Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе/Сб. статей  Вып. I.-  М: «Просвещение», 1972.

11)  Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. М., «Просвещение», 1974.

12)  Гинзбург Л. О лирике. М.—Л.,Сов. писатель, 1964.

13)  Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.—Л., «Про­свещение», 1966.

14)  Жирмунский В. Поэзия Анны Ахматовой // А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. / Сост., подготовка текста и примечания В.Жирмунского. Советский писатель, ЛО, 1977. С. 5-22.

15)  Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971.

16)  Коржавин Н. Анна Ахматова и "серебряный век" // Новый мир. 1989. № 7. С. 240, 250.

17)  Кралин М. Времена Ахматовой // А.Ахматова. Собрание сочинений в 2 то­мах. Т. 1, М.: Цитадель, 1997. С. 16.

18)  Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л.:.Худож. лит. 1974.

19)  Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М.:.Просвещение, 1972.

20)  Медведев В. П. Пьесы Островского в школьном изучении. М. Просвещение, 1971.

21)  Мещерякова Н. Я. Изучение стиля писателя в средней школе. М.: Просве­щение, 1965.

22)   Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., Педагогика, 1976.

23)  Одинцов В. В. О языке художественной прозы. М., Наука, 1973.

24)  Ревякин А. И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М., Просве­щения, 1972.

25)  Рез 3. Я. Изучение лирики в школе. Л.,Просвещение, 1968.

26)  Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М„ 1964. Кн. 2. С. 44.

27)  Чуковский К. Анна Ахматова // К. Чуковский. Современники: Портреты и этюды. Минск, Нар. Асвета, 1985. С. 292-315.

28)  Хмарский И. Д. Анализ литературного произведения в старших классах. Улья­новск, 1974.


Вывод по главе

Итак, из первой главы, в которой мы исследуем изучение лирики, можно сделать вывод.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

рефераты
Новости