Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой
4) Обзор учеником сборника
«Подорожник».
IIСледующий этап урока: чтение и анализ стихотворений «Лотова
жена» и «Рахиль» заранее подготовленными учащимися. Перед чтением стихотворений
предлагается послушать сюжеты из «Библии».
Какой неожиданный
женский и резко полемический поворот приобретают древние «библейские» сюжеты!
Веками рассказ о жене Лота понимался лишь как притча о неистребимом женском
любопытстве и непослушании. Ахматовская жена Лота не могла не обернуться.
Поэтесса рассказывает о самоотвержении, исходящем из самой сути женского
характера не любопытного, а любящего. В «Лотовой жене» воплощена мучительность
прощания с родным прошлым, осужденным на погибель:
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
В стихотворении «Рахиль»
Ахматова романтизирует и оживляет библейский сюжет. Сердце Иакова «как
открытая рана», семь лет для него словно «семь ослепительных дней» (счастливые
часов не наблюдают). Анна Ахматова чисто по-женски понимает, что испытывает
Рахиль в порывах ревности: «сестру проклинает» и «Бога хулит». Для нее этот
обман хуже смерти. А Иаков, еще не подозревая обмана, видит сладостный сон о
Рахиль, слышит «голос ее голубиный». Ахматова показывает не небесную любовь, а
чувственную, земную, всем понятную. Поэт не проклинает пытку чувств, а
благословляет верность в любви.
Ахматова знала Библию превосходно,
ориентировалась в ней свободно, нужное место находила сразу, но распахнуться
книга сама готова на Песни Песней, лирико – драматическом сюжете, описывающем
любовь пастушки и царя. Этот сюжет мы уже встречали у Куприна («Суламифь»)
Учитель.
Исследователь Найман считает, что в
этом стихотворении Ахматова обращается к Богу (« Ты, росой окаймляющий травы»).
Если это так, то в трех последних строках под словом любовь можно и нужно
понимать любовь к людям, к Отечеству и воспринимать это чувство как
возвышенное. Это не значит, что Ахматова отказалась от той, прежней любви. Ей
по-прежнему знакомо чудо, когда природа исполняет музыку сердец (« Небывалая
осень»), по-прежнему святы заветы любви, по-прежнему она мечтает о спасительном
примирении. Послушайте романс «Орган» на слова Анны Ахматовой («Пусть голоса
органа снова грянут»). Она достигла равновесия чувств и научилась судить себя
со строгостью рокового времени. Наступила пора гражданской и поэтической
зрелости, как поэт от Бога, она разделяет судьбу своего народа. В поэме
«Реквием» она скажет: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к
несчастью, был» «Великая земная любовь» ведет Ахматову по жизни и приводит на
трон поэтов.
ИТОГ УРОКА.
Что было интересным на уроке, что
запомнилось?
Как изменяется представление
Ахматовой о любви? Прочитайте свои выводы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Индивидуальные
задания по оставшимся сборникам. Прочитать поэму «Реквием»
Мы знаем, лирика обладает
удивительным педагогическим свойством; она способна активизировать эмоционально
– нравственные возможности учеников.
Встретившись в стихах Ахматовой
пережитыми лично чувствами, задача учителя дать детям услышать, понять
эмоциональное настроение поэта в тот или иной период жизни. посредством поэзии.
Отсутствие у ребят дара сопереживаний, эмоциональная глухота и невнимание к
чужому внутреннему миру становятся препятствием в восприятии лирики. Поэтому
при работе над поэтическими произведениями наряду с решением образовательных и
воспитательных задач нельзя не заботиться о развитии у учащихся способности к
сопереживанию.
Классичность стихов Ахматовой по
сравнению с тем, что писали ее выдающиеся современники, связана с ее
ориентацией на другого человека, другую личность. "Есть поэты, которые
общаются с культурой, с природой, с Богом — не обязательно через посредство
другого. Ахматова же всегда через "ты". "Ты" ей необходимо
для выделения гармонии, для осуществления связи с миром
Заключение
Предметом внимания лирики, как и
других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое
произведение — это прежде всего картина внутренней жизни человека, его
индивидуальных конкретных переживаний.
Самой специфичной особенностью лирики
является то, что человек, присутствует в ней не только как автора не, только
как объект, изображения, но и как его субъект включенный в эстетическую
структуру произведения в качестве действенного ее элемента»[1,75]. Следствием
этого оказывается сосредоточенность лирики на внутреннем состоянии, переживании
человека. Ее характеризует открыто эмоциональное отношение автора к
высказываемому, сжатость поэтической, мысли и чувства. Известно, что слово в
стихотворении «нагружено» больше, чем в прозе, а значение его всегда шире
непосредственно прямого смысла. Художественное содержание лирического
произведения создает и звучание слов, их расположение в строке, ритмическое
чередование. Единство переживаний и речи в лирике — непременное условие ее
эстетического воздействия на читателя.
Поэтические тексты — совершенные
образцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, учащиеся познают
выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, их
многообразные семантические оттенки и многозначность в контексте. В этом
смысле язык поэтических произведений по праву можно считать художественной
речью в ее высшем воплощении.
Изучение лирических произведений—один
из сложнейших вопросов методики. Восприятие лирики дается учащимся труднее, чем
усвоение эпоса и драмы, т. к. поэтические образы отличаются неизмеримо большей
обобщенностью: каждое отдельное слово в лирике «весомее», чем в прозаическом
произведении, язык поэзии характеризует смысловая и эмоциональная насыщенность.
Для того чтобы осознанно и полноценно
воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями
о стихе. Эти знания должны охватить три основных раздела: 1) образность
поэтической речи (и вообще язык поэзии), 2) поэтический синтаксис и 3)
стихосложение (ритмические особенности стиха).
Так же мы выяснили, об особой
разговорной манере, внутренней музыкальности, новеллистичности, сюжетности,
исповедальности, глубине переживаний.в твочестве А.Ахматовой. Многие видят в
стихах Ахматовой «лирический дневник» и подчёркивают его символический смысл,
когда «героиня предстаёт перед нами как символ своей — прекрасной и вместе с
тем трагической — эпохи», о насыщенности «её интимно-психологической лирики
широким, эпохальным содержанием»[6,90].
Литература
1)
Абрамович Г. Л.
Введение в литературоведение.- М.: Просвещение, 1975.
2)
Анализ
художественного текста. Сб. статей. Вып. I.- М.: Педагогика, 1975.
3)
Анализ
художественного текста. Вып. II. М.: Педагогика, 1976.
4)
Ахматова А..
Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. /Сост., подготовка
текста и примечания В.Жирмунского. Советский писатель, ЛО, 1977.
5)
Бахтин М. Вопросы
литературы и эстетики. М..: Худож. лит., 1975.
6)
Беленький Г. И.
Теория литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1976.
7)
Бердников Г. П.
Чехов-драматург. М.: «Искусство», 1972.
8)
Богданов А. Н.,
Юдкевич Л. Г. Методика литературоведческого анализа. М.: «Просвещение», 1969.
9)
Браже Т. Г.
Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964.
10)
Вопросы
преподавания русской литературы в национальной школе/Сб. статей Вып. I.- М:
«Просвещение», 1972.
11)
Восприятие
учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. М.,
«Просвещение», 1974.
12)
Гинзбург Л. О
лирике. М.—Л.,Сов. писатель, 1964.
13)
Гуковский Г. А.
Изучение литературного произведения в школе. М.—Л., «Просвещение», 1966.
14)
Жирмунский В.
Поэзия Анны Ахматовой // А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта.
Большая серия. / Сост., подготовка текста и примечания В.Жирмунского. Советский
писатель, ЛО, 1977. С. 5-22.
15)
Искусство анализа
художественного произведения. М.: Просвещение, 1971.
16)
Коржавин Н. Анна
Ахматова и "серебряный век" // Новый мир. 1989. № 7. С. 240, 250.
17)
Кралин М. Времена
Ахматовой // А.Ахматова. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1, М.: Цитадель,
1997. С. 16.
18)
Ларин Б. А.
Эстетика слова и язык писателя. Л.:.Худож. лит. 1974.
19)
Маймин Е. А. Опыты
литературного анализа. М.:.Просвещение, 1972.
20)
Медведев В. П.
Пьесы Островского в школьном изучении. М. Просвещение, 1971.
21)
Мещерякова Н. Я.
Изучение стиля писателя в средней школе. М.: Просвещение, 1965.
22)
Молдавская Н. Д.
Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., Педагогика, 1976.
23)
Одинцов В. В. О
языке художественной прозы. М., Наука, 1973.
24)
Ревякин А. И.
Проблемы изучения и преподавания литературы. М., Просвещения, 1972.
25)
Рез 3. Я.
Изучение лирики в школе. Л.,Просвещение, 1968.
26)
Теория
литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М„ 1964. Кн. 2. С. 44.
27)
Чуковский К. Анна
Ахматова // К. Чуковский. Современники: Портреты и этюды. Минск, Нар. Асвета,
1985. С. 292-315.
28)
Хмарский И. Д.
Анализ литературного произведения в старших классах. Ульяновск, 1974.
Вывод по
главе
Итак, из первой главы, в которой мы
исследуем изучение лирики, можно сделать вывод.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |