Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой
Лирическая речь, как правило, — речь
с повышенной экспрессивностью отдельных слов и речевых конструкций. В лирике
наблюдается больший удельный вес тропов и синтаксических фигур по сравнению с
эпосом и драматургией, но эта закономерность просматривается лишь в общем
массиве всех лирических произведений. Отдельные же лирические стихотворения,
особенно XIX—XX вв. могут отличаться и отсутствием риторичности,
номинативностью. Есть поэты, чья стилистика последовательно чуждается риторичности
и тяготеет к номинативности — Пушкин, Бунин, Твардовский, - но это, скорее,
исключение из правила. Такие исключения, как выражение индивидуального
своеобразия лирического стиля, подлежат обязательному анализу. В большинстве же
случаев требуется анализ и отдельных приемов речевой экспрессивности, и общего
принципа организации системы речи. Так, для Блока общим принципом будет
символизация, для Есенина — олицетворяющий метафоризм, для Маяковского —
овеществление и т.д. В любом случае лирическое слово очень емко, заключает в
себе «сгущенный» эмоциональный смысл. Например, в стихотворении Анненского
«Среди миров» слово «Звезда» имеет смысл, явно превосходящий словарный: оно не
зря пишется с заглавной буквы. Звезда имеет имя и создает многозначный
поэтический образ, за которым можно видеть и судьбу поэта, и женщину, и
мистическую тайну, и эмоциональный идеал, и, возможно, еще ряд других
значений, приобретаемых словом в процессе свободного, хотя и направляемого
текстом хода ассоциаций.
В силу «сгущенности» поэтической семантики
лирика тяготеет к ритмической организации, стихотворному воплощению, поскольку
слово в стихе более нагружено эмоциональным смыслом, чем в прозе. «Поэзия, по
сравнению с прозой, обладает повышенной емкостью всех составляющих ее
элементов. Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в
условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, даваемое
стихотворной формой, взаимоотношения ритмического и синтаксического строения и
т.п. — все это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности, которых проза,
в сущности, лишена Многие прекрасные стихи, если их переложить прозой,
окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создается главным образом
самим взаимодействием стихотворной формы со словами» [10,149].
Случай, когда лирика использует не
стихотворную, а прозаическую форму (жанр так называемых стихотворений в прозе
в творчестве А. Бертрана, Тургенева, О. Уайльда), подлежит обязательному
изучению и анализу, поскольку указывает на индивидуальное художественное своеобразие.
«Стихотворение в прозе», не будучи ритмически организовано, сохраняет такие
общие черты лирики, как «небольшой объем, повышенную эмоциональность, обычно
бессюжетную композицию, общую установку на выражение субъективного
впечатления или переживания»[4, 65].
Анализ стихотворных особенностей
лирической речи — это во многом анализ ее темповой и ритмической организации,
что чрезвычайно важно для лирического произведения, так как темпоритм обладает
способностью опредмечивать в себе определенные настроения и эмоциональные
состояния и с необходимостью вызывать их в читателе. Так, в стихотворении А.К.
Толстого «Коль любить, так без рассудку...» четырехстопный хорей создает бодрый
и жизнерадостный ритм, чему способствует также смежная рифмовка, синтаксический
параллелизм и сквозная анафора; ритм соответствует бодрому, веселому, озорному
настроению стихотворения. В стихотворении же Некрасова «Размышления у
парадного подъезда» сочетание трех- и четырехстопного анапеста создает ритм
медленный, тяжелый, унылый, в котором и воплощается соответствующий пафос
произведения.
Специфика лирического рода оказывает
влияние и на содержательный анализ. Имея дело с лирическим стихотворением,
важно прежде всего осмыслить его пафос, уловить и определить ведущий эмоциональный
настрой. Во многих случаях верное определение пафоса делает ненужным анализ
остальных элементов художественного содержания, особенно идеи, которая
зачастую растворяется в пафосе и не имеет самостоятельного существования: так,
в стихотворении Лермонтова «Прощай, немытая Россия» достаточно определить
пафос инвективы, в стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило...» — пафос
романтики, в стихотворении Блока «Я Гамлет; холодеет кровь...» — пафос
трагизма. Формулирование идеи в этих случаях становится ненужным, да
практически и невозможным (эмоциональная сторона ощутимо преобладает над
рациональной), а определение других сторон содержания (тематики и проблематики
в первую очередь) факультативным и вспомогательным.
1.2.
Принципы школьного анализа лирического произведения
Вместе с тем изучение лирических
произведений—один из сложнейших вопросов методики. Восприятие лирики дается
учащимся труднее, чем усвоение эпоса и драмы, т. к. поэтические образы
отличаются неизмеримо большей обобщенностью:
каждое отдельное слово в лирике
«весомее», чем в прозаическом произведении, язык поэзии характеризует
смысловая и эмоциональная насыщенность.
В связи с этим по мнению методистов,
встает вопрос о подготовке учащихся к восприятию лирики Цель их проведения в
школе, заключается в том, чтобы предупредить трудности восприятия, эмоционально
настроить учащихся, расширить круг ассоциаций, способствовать возникновению
интереса к изучаемому поэтическому произведению.
В зависимости от особенностей
изучаемого произведения вступительные занятия могут носить различный характер.
Поэтические произведения требуют прежде всего рассмотрения в контексте своего
времени.
Иногда необходимо не только сообщить
дополнительные историко-литературные сведения, но и активизировать прежние
знания и впечатления учащихся.
Так, перед изучением стихотворения
Пушкина «К морю» следует вспомнить некоторые обстоятельства жизни поэта, например:
неприязненное отношение к нему графа Воронцова, то, как остро переживал Пушкин
трагическую судьбу освободительного движения на Западе. Мрачные настроения
часто овладевали поэтом, он называл себя «ссылочным невольником». Перед
отъездом с юга он пишет стихотворение «К морю», в котором прощается с морской
стихией, представляющейся поэту символом свободы.
В методической литературе достаточно
полно разработан вопрос о вступительном слове и беседе, сообщающих
историко-литературные сведения. Но следует помнить, что привлечение
дополнительных сведений требует чувства меры.
Не будем перечислять все известные в
методике виды вступительных занятий, остановимся лишь на тех дополнительных
возможностях, которыми располагает школа для активизации первоначального
восприятия поэтических произведений, в первую очередь таких их сторон, как
связь и взаимодействие литератур.
Обращение к произведениям литературы,
близким по идейно-тематическому звучанию, активизирует ассоциативные связи,
содействует более глубокому и полному восприятию русского поэтического
произведения.
Действенный прием, повышающий
эффективность вступительных занятий при изучении лирики — привлечение литературно-краеведческого
материала. Литературно-краеведческий материал «усиливает интерес к личности
писателя, а интерес к личности писателя обычно возбуждает интерес к его творчеству,
произведениям»'.
Перед изучением стихотворений
целесообразно провести экскурсию по историческим местам, связанным с именем русского
поэта. Если совершить такую экскурсию не представится возможным, можно принести
на урок фотографии памятных мест и рассказать о времени и обстоятельствах
пребывания поэта на территории родного края учащихся. Проявление интереса или
сочувственного отношения к их народу со стороны поэта вызовет чувство любви и
признательности учащихся.
Вводные занятия перед изучением
поэтического произведения в национальной школе, как правило, включают в себя и
словарную работу, поскольку недостаточно усвоенная лексика мешает постигнуть
«таинство художественности» произведения.
При отборе словарного материала,
выносимого во вступительное занятие, необходимо учитывать значимость слова в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Обычно
комментируются слова, несущие наибольшую идейно-художественную нагрузку.
Таким образом, анализу стихотворения
должно предшествовать или сопутствовать освоение его лексики.
После вступительных занятий учитель
переходит к выразительному чтению, основная цель которого сформировать первое
впечатление об изучаемом произведении. Многое зависит от того, насколько
эмоционально и выразительно прочтет его учитель. Хорошее чтение высвечивает
красоту поэтического произведения, помогает постичь его эмоциональное и
эстетическое содержание, ощутить интонационное и ритмическое своеобразие. При
первом знакомстве учащихся со стихотворением учитель читает его без
каких-либо, комментариев, не прерывая ими чтения. Стихотворные тексты,
небольшие по объему, лучше читать наизусть. Чтение учителя в этом случае
принимает характер живого общения, и его не может заменить прослушивание
исполнения мастеров художественного слова в грамзаписи, которое целесообразно
использовать на заключительных занятиях.
Самый сложный и трудный в
методическом отношении этап работы над поэтическим произведением — это его
анализ. Успешно проведенный анализ не убивает художественное слово, а помогает
открывать в нем незаметные на первый взгляд художественные и смысловые
ценности. Разбор произведения приводит к углубленному прочтению и пониманию, т.
е. «обнажению смысла там, где он не лежит на поверхности»[3,121]. В свою
очередь, «раскрытие смысла—это не навязанное учителем сообщение о том, что
хотел показать этим стихотворением автор, а разбор текста, работа с ним»[8,51].
Идейно-художественный анализ
поэтического текста — это анализ его тематики, идейного содержания, композиции,
сюжета, языка и стиля—всего того, что носит название анализа «на всех
уровнях»[5,94]. Однако учитель не имеет возможности дать исчерпывающий анализ
всех сторон произведения. Имея в виду особенности данного стихотворения, он
определяет, на каких элементах следует остановиться и сосредоточить особое внимание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |