Курсовая работа: Методика анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой
После беседы сообщения групп
анализа стихотворений.
Вариант сообщения
РАННЯЯ ЛИРИКА А.АХМАТОВОЙ
По свидетельству Л.Чуковской,
Ахматова сначала хотела сборник «Вечер» назвать «Лебеда», и тогда первым
произведением было бы «Я на солнечном восходе // Про любовь пою...» Но её
отговорили.
Вариант сообщения группы.
Сама Ахматова назвала это
стихотворение песенкой. (Интересно, что в её наследии несколько стихотворений
имеют такое же название. Они написаны в разное время: в 1916 г., 1943, 1959,
1964, время неизвестно—печатается по рукописи). Очевиден его фольклорный
источник. Заявленное место и занятие героини (явно стилизованные) вряд ли
кого-нибудь введут в заблуждение: несмотря на сельские простонародные реалии
(«в огороде», «лебеду полю», «у плетня»), перед нами не крестьянка «на коленях
в огороде», а поэтесса, слышащая «голос беды», от которого не спасёт «голос
твой» — голос возлюбленного. О страшном и неведомом, надвигающемся неотвратимо,
свидетельствуют видения «награды злой», «мёртвой лебеды» и предчувствия —
«страшно мне». Ритм «Песенки», монотонный, шарманочный, успокаивает и примиряет
с будущим, делает трагедию будничной, рядовой.
«Песенка» построена на антитезе: он и
она, и выстраивается антонимический ряд: пою — полю; камень — хлеб; небо —
голос твой. Подчёркивают драматизм ситуации оксюморонные образы: «награды
злой», «запах тёплый мёртвой лебеды».
Слово учителя. Теперь вы
познакомились со всеми сообщениями, выслушали все точки зрения. Следующее
задание непростое, поэтому вы будете выполнять его дома: использовав все свои
записи, познакомившись с некоторыми мыслями исследователей, дайте краткую
характеристику, творческий портрет ранней Анны Ахматовой.
Примерный вариант ответа.
Эпиграф из Е.Баратынского к «Чёткам»
определяет героев ранних стихов Ахматовой: «Прости ж навек! но знай, что двух
виновных, // Не одного, найдутся имена // В стихах моих, в преданиях
любовных»[6,43].
Таким образом, тема стихов заявлена
открыто: трагедия любви. Многие исследователи отмечали эту особенность ранней
поэзии, говоря об «унылой монотонности повторения по существу только одной темы».
Многие упрекали автора в «погруженности в мир интимных переживаний», в
оторванности от «потока времени, которому она была современницей »[4,98].
Видимо, так рано осознанная поэтессой
трагическая истина: мудрость в том, чтобы почувствовать себя гостем на земле
(«в то время я гостила на земле»), осознать тленность бытия, ибо в этом высший
смысл жизни, — предопределила трагический пафос её ранней поэзии. И это не
«прекрасный юношеский пессимизм»[9,56], а пророческий дар, осознание тяжкого
бремени, взятого добровольно, бремени быть «трагическим голосом эпохи».
2.2.Система
уроков по лирике А.А. Ахматовой
Систему уроков пр лирике А.Ахматовой
можно построить по типу лекция – семинар.
Лекции обеспечивают передачу знаний,
порождают интерес к изучаемому предмету, координируют использование других
организационных форм. Семинар как организационная форма обучения представляет
собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм состоит в том,
что он ориентирует школьников на проявление большей самостоятельности в
учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются,
систематизируются и контролируются знания, полученные в результате
самостоятельной внеклассной работы над первоисточниками, документами,
дополнительной литературой.
Дидактические цели семинарских
занятий состоят в углублении, систематизации, закреплении знаний, превращении
их в убеждения; в проверке знаний; привитии умений и навыков самостоятельной
работы с книгой; в развитии культуры речи, формировании умения аргументированно
отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей, слушать других,
задавать вопросы.
Семинарские занятия тесно
взаимосвязаны с лекциями, уроками изучения нового учебного материала и
самостоятельной работой, и в этом их существенная особенность. Учебный материал
семинаров не дублирует материал, изложенный преподавателем на лекции и на
уроке, но сохраняет тесную связь с его принципиальными положениями.
Теперь рассмотрим систему уроков.
. Цикл уроков по изучению творчества
А.А.Ахматовой.,
I.Анна Андреевна Ахматова
(урок-лекция).
План лекции.
1.Страницы жизни и творчества поэта.
2.Художественный мир поэта.
Задание на урок.
1.Записать основные положения лекции
учителя.
2.Быть готовыми к ответу на вопросы:
В чем особенность лирической
героини ахматовской поэзии?
В чем видит Ахматова
предназначение поэта, почему ее можно назвать
«голосом своего поколения»?
Ход
урока
1.Лекция учителя
«Златоустой Анной Всея Руси» назвала
Ахматову Марина Цветаева. Гениальное пророчество Цветаевой оправдалось: Анна
Ахматова стала не только поэтическим, но и этическим, нравственным знаменем
своего века. Она приняла и разделила трагическую долю России, не пошла на
компромисс с «железным веком», не уступила его моральному прессу.
В автобиографии1965 года -
«Коротко о себе»- Анна Андреевна скупо перечисляет факты жизни. Родилась она
11(23) июня 1889 года под Одессой. Ее отец, Андрей Антонович Горенко был в то
время отставным инженером- механиком флота. Через год семья переехала в Царское
Село, где будущая поэтесса прожила до 16 лет. «Мои первые воспоминания –
царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила
няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто
другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»:
Ворон криком прославил
Этот
праздничный мир
А на розвальнях правил
Великан-кирасир.
Отрочество и юность Ахматовой
- это учеба в Царскосельской и Киевской гимназиях, стихи, начавшиеся «не с
Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и
Некрасова («Мороз, Красный нос»)». Лето семья Горенко проводила обычно под
Севастополем, впечатления этих лет нашли отражения в ее ранней поэме «У самого
моря»:
Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне приплывала серая чайка,
А я была дерзкой, злой, веселой
И
вовсе не знала, что это- счастье.
Среди отмеченных Ахматовой в
автобиографии событий жизни - учеба на Высших женских курсах в Киеве, свадьба с
поэтом Николаем Степановичем Гумилевым 25 апреля (по ст. стилю.) 1910 года, поездка
в Париж, знакомство со стихами Иннокентия Анненского («Когда мне показали
корректуру «Кипарисового ларца»…я была поражена и читала ее, забыв все на
свете»).
И все же главные вехи жизни
Ахматова связывает со своими лирическими стихами. 1912 год стал знаменательным
и «первым»: в этом году вышел ее первый сборник «Вечер», родился ее
единственный сын, будущий ученый Лев Николаевич Гумилев. В 1914 году появилась
« вторая книга - «Четки», «Белая стая» вышла в сентябре 1917года». «После
Октябрьской революции,- пишет Ахматова в автобиографии,- я работала в
библиотеке Агрономического института. В 1921 году вышел сборник моих стихов
«Подорожник», а в 1922 году - книга «Anno Domini» («В лето Господне»).
С середины 20-х
годов Ахматова внимательно изучает архитектуру старого Петербурга, а так же
жизнь и творчество А.С.Пушкина: «Результатом моих пушкинских штудий были три
работы - о « Золотом петушке», об «Адольфе» Бенжамена Констана и о «Каменном
госте».
О гибели «серебряного
века» и торжестве века «железного» Ахматова вспоминает очень сдержанно: «С
середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые -
перепечатывать». И ни слова осуждения или упрека. Потом была война,
ленинградская блокада, выступления в госпиталях, эвакуация в Ташкент, где она
«впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды». Но
запомнила Ахматова не тяготы эвакуации, а человеческую доброту.
В 1944году она вернулась в Ленинград:
«Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала
эту мою с ним встречу в прозе. Тогда возникли «Три сирени» и «В гостях у
смерти»- второе о чтении стихов на фронте и в Териоках».
В последние годы жизни Ахматову
публиковали мало и, чтобы заработать на жизнь, она много занималась
художественным переводом. В 1962 году ею закончена «Поэма без героя», которая
писалась на протяжении 22 лет. О своих успехах и наградах Ахматова пишет более
, чем скромно: отмечает, как критика откликнулась на сборники стихов, и даже не
упоминает о крупнейших международных премиях. Так, она упоминает в
автобиографии о посещении в 1964 году Италии, а в 1965-м, за год до смерти, -
Англии, говорит о стране Данте и о стране Шекспира. Между тем, в Италии ей
вручили международную премию «Этна - Таормина» - «за 50-летие поэтической
деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов», в Англии
же присудили степень почетного доктора Оксфордского университета.
Ахматова приняла, разделила и по
мере сил старалась облагородить, гуманизировать свое время: «Я не переставала
писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего
народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической
истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым
не было равных».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |