Курсовая работа: Гендерная проблематика романов Л. Толстого "Анна Каренина" и Г. Флобера "Мадам Бовари"
В романе Анна страдает и погибает от нарастающего чувства вины и
жизненного тупика потому, что «незаконная» любовь ее к Вронскому греховна. Но
кто, какой суд может вынести ей, ее искреннему чувству столь жестокий приговор?
Здесь суровый моралист Толстой недалеко ушел от высшего общества, ибо он судит
любовь и женщину, для которой это чувство является главным смыслом жизни. Анна
бывает у него неискренней (тогда она щурится), злой и даже смело играет своей
греховной красотой и женской силой, откровенно завлекая женатого Левина, чтобы
как-то отомстить Кити за прежний ее роман с Вронским. Толстой видит ее очень
женскую черту: Анна ненавидит мужа «за ту страшную вину, которой она была пред
ним виновата», а в то же время хочет, чтобы тот оставался при ней рядом с любовником.
Мудрый терпимый Чехов позднее повторил любовную ситуацию «Анны Карениной» в
повести «Дуэль» и сказал другое: нормальная женщина никак не может страдать от
искренней сильной любви и, тем более, не считает ее и себя греховной, она
страдает из-за своего ложного положения в семье и обществе и нечуткости,
неуважения к ней любимого мужчины. Семейное счастье основано на взаимном
понимании, уважении, чувстве ответственности, к тому же оно не может целиком
заполнить жизнь мужчины, да и женщины тоже.
Любовный роман «Анна
Каренина», показав на всех уровнях разобщенность и нравственное падение
современного Толстому общества, религии, культуры, церкви и дворянского
государства, полон жизни, силы, веры и надежды, понимания противоречивости и
жизнестойкости человека, утверждения в книге куда больше, нежели беспощадной
критики.
2.2.2 Образ Анны Карениной
Анна Каренина
– один из наиболее популярных женских образов русской классической литературы.
Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего общества, «потерявшей
себя», вокруг которой легко сгруппировались многие мужские типы, будившие
творческое воображение писателя. Во многом к реализации этого замысла Толстого,
как было сказано выше, подтолкнули мотивы пушкинского творчества, в частности
неоконченные прозаические отрывки «На углу маленькой площади» и «Гости
съезжались на дачу». Героиня последнего Зинаида Вольская может быть частично
соотнесена с Анной Карениной. Это обстоятельство позволяет литературоведам
считать произведение «пушкинским романом» Толстого, а к прототипам героини
относить Татьяну Ларину, мысленно продолжая историю ее жизни в свете
(Б.М.Эйхенбаум). Достоверно известно, что внешний облик героини сложился у
писателя под впечатлением встречи со старшей дочерью Пушкина М.А. Гартунг.
Современники находили и многие другие прототипы, отдельные обстоятельства жизни
и смерти которых соотносились с сюжетной линией героини романа, в частности упоминается
история взаимоотношений актрисы М.Г.Савиной с Н.Ф.Сазоновым.
Трактовки
образа Анны Карениной в литературоведении чаще всего определяются тем или иным
пониманием смысла эпиграфа к роману («Мне отмщение, и Аз воздам»), а также
зависят от исторически изменяющегося отношения к роли женщины в семейной и
общественной жизни. На характер, судьбу героини оказали влияние не только
реально увиденные Толстым социально-исторические условия жизни 1870-х годов,
трагизм разобщенности людей в семье и обществе, но и лежащие в основе авторской
интерпретации событий романа традиционные народные религиозно-нравственные представления.
Анна одновременно привлекательная, правдивая, несчастная, жалкая и виноватая. В
современных оценках образа начинает преобладать традиционный
народно-нравственный подход, в отличие от безусловного оправдания героини в ее
праве на любовь. В работах В.Е. Ветловской и А.Г. Гродецкой, например,
прослеживается зависимость внутреннего содержания образа Карениной от
евангельских и агиографических мотивов, сюжетов и нравственных оценок.
В первой
части романа героиня предстает примерной матерью и женой, уважаемой светской
дамой и даже примирительницей неурядиц в семье Облонских. Жизнь Анны Аркадьевны
более всего наполняла любовь к сыну, хотя свою роль любящей матери она
несколько преувеличенно подчеркивала. Лишь Долли Облонская чутко улавливала во
всем складе семейной жизни Карениных что-то фальшивое, хотя отношение А.К. к
мужу строилось на безусловном уважении.
После встречи
с Вронским, еще не дав воли зарождающемуся чувству, Анна осознает в себе не
только пробудившуюся жажду жизни и любви, желания нравиться, но и некую
неподвластную ей силу, которая независимо от ее воли управляет поступками,
толкая к сближению с Вронским и создавая ощущение защищенности «непроницаемой
броней лжи». Кити Щербацкая, увлеченная Вронским, во время рокового для нее
бала видит «дьявольский блеск» в глазах Анны и ощущает в ней «что-то чуждое,
бесовское и прелестное». Следует отметить, что, в отличие от Каренина, Долли,
Кити, Анна совсем не религиозна. Правдивая, искренняя героиня, ненавидящая
всякую фальшь и ложь, имеющая в свете репутацию справедливой и морально безукоризненной
женщины, сама запутывается в лживых и фальшивых отношениях с мужем и светом.
Под влиянием
встречи с Вронским резко изменяются отношения Карениной со всеми окружающими:
она не может терпеть фальши светских отношений, фальши взаимоотношений в своей
семье, но существующий помимо ее воли дух обмана и лжи увлекает ее все дальше к
падению. Сблизившись с Вронским, Анна осознает себя преступницей. После
неоднократно проявленного мужем по отношению к ней великодушия, особенно после
полученного во время послеродовой болезни прощения, она все больше и больше
начинает ненавидеть его, болезненно ощущая свою вину и сознавая нравственное превосходство
мужа.
Ни маленькая
дочь, ни поездка с Вронским в Италию, ни жизнь в его имении не дают ей
желаемого покоя, а приносят лишь осознание глубины своего несчастья (как при
тайном свидании с сыном) и унижения (скандально-унизительный эпизод в театре).
Больше всего мучений героиня испытывает от невозможности соединить вместе сына
и Вронского. Углубляющийся душевный разлад, двусмысленность общественного
положения не могут компенсировать ни окружение, искусственно создаваемое Вронским,
ни роскошь, ни чтение, ни интеллектуальные интересы, ни привычка к успокоительным
лекарствам с морфием. Она постоянно чувствует свою полную зависимость от воли и
любви Вронского, что раздражает ее, делает подозрительной, а иногда побуждает к
несвойственному ей кокетству. Постепенно Анна приходит к полному отчаянию,
мыслям о смерти, которой она хочет наказать Вронского, оставшись для всех не
виноватой, а жалкой. История жизни героини обнаруживает незыблемость «мысли
семейной» в произведении: невозможности достижения собственного счастья за счет
несчастья других и забвения своего долга и нравственного закона.
Итак, трагичность образа
Анны Карениной построена на столкновении любви, стремления к личному счастью и
требований нравственного долга. Анна вовсе на роковая женщина, как вначале
хотел ее представить Толстой. Если бы Анна не понимала требований нравственного
закона, не было бы у нее и чувства вины. Не было бы и никакой трагедии. Она близка
Левину именно этим чувством вины, что и указывает на ее глубокую нравственную
природу. «Мне, главное, надо чувствовать, что я не виноват», – говорит Левин. А
разве не это чувство привело Анну в конце концов к полному расчету с жизнью?
Она искала нравственную
опору и не нашла ее. «Все ложь, все обман, все зло». Не только страсти ее
погубили. Вражда, разъединение, грубая и властная сила общественного мнения,
невозможность реализовать стремление к независимости и самостоятельности
приводят Анну к катастрофе.
Анна принадлежит
определенному времени, определенному кругу, а именно – великосветскому
аристократическому кругу. И трагедия ее в романе изображена в полном
соответствии с законами, обычаями и нравами этой среды и эпохи.
Анна иронично и здраво
судит о собственном окружении: «...это был кружок старых, некрасивых, добродетельных
и набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин». Впрочем, о набожности
Лидии Ивановны, увлеченной спиритическими явлениями и «общением с духами», она
была такого же скептического мнения, как об учености Каренина, почитывающего в
свежем номере газеты статью о древних «евгюбических надписях», до которых ему,
собственно говоря, не было никакого дела.
Бетси Тверской все сходит
с рук и она остается великосветской дамой, потому что в совершенстве владеет
искусством притворства и лицемерия, которое было совершенно чуждо Анне
Карениной. Не Анна судила, а ее судили и осуждали, не прощая ей именно
искренности и душевной чистоты. На стороне ее гонителей были такие мощные силы,
как закон, религия, общественное мнение.
«Бунт» Анны встретил
решительный отпор со стороны Каренина, Лидии Ивановны и «силы зла» –
общественного мнения. Та ненависть, которую испытывает Анна к Каренину, называя
его «злой министерской машиной», была лишь проявлением ее бессилия и
одиночества перед могущественными традициями среды и времени.
«Нерасторжимость брака»,
освященная законом и церковью, ставила Анну в невыносимо трудные условия, когда
сердце ее раздваивалось между любовью к Вронскому и любовью к сыну. Она
оказалась «выставленной у позорного столба» как раз в то время, когда в душе ее
совершалась мучительная работа самосознания.
Каренин, Лидия Ивановна и
другие страшны не сами по себе, хотя они уже приготовили «комки грязи», чтобы
бросить ими в Анну. Страшна была та сила инерции, которая не позволяла им
остановиться, «сознать себя». Но в то же время они осуждали Анну с полным
сознанием своего права на осуждение. Это право давали им прочные традиции
«своего круга». «Гадко смотреть на все это», — говорит Анна.
Социально-исторический
взгляд Толстого на трагедию Анны был проницательным и острым. Он видел, что его
героиня не выдержит борьбы со своей средой, со всей лавиной обрушившихся на нее
бедствий. Вот почему он хотел сделать ее «жалкой, но не виноватой».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |