Дипломная работа: Судьба и жизненный финал Настасьи Филиповны Барашковой, ее роль в нарвственной проблематике романа Ф.М. Достоевского "Идиот"
Дипломная работа: Судьба и жизненный финал Настасьи Филиповны Барашковой, ее роль в нарвственной проблематике романа Ф.М. Достоевского "Идиот"
Содержание
Введение
Глава 1. Нравственно-поэтическая характеристика романа Ф.М.
Достоевского "Идиот"
1.1 История написания романа
1.2 Драматургия романа Ф.М. Достоевского "Идиот"
1.3 Нравственная проблематика романа
Глава 2. Образ Настасьи Филипповны в романе Ф.М.
Достоевского
2.1 Характеристика жизни
2.2 Последний период жизни
2.3 Нравственный облик Настасьи Филипповны
2.4 Роль Настасьи Филипповны в нравственной проблематике
романа
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования
образа Настасьи Филипповны обусловлена ее особой ролью в русской драматургии, в
которой поиск духовности в "падшей" женщине представлялся одним из
основополагающих большого количества произведений.
Особенности русской
литературы XIX в., обусловленные ее ролью средоточия духовной жизни страны, —
напряженный пафос искания общественной и личной правды, насыщенность пытливой,
беспокойной мыслью, глубокий критицизм, соединение удивительной отзывчивости на
трудные, больные вопросы и противоречия современности с обращенностью к
наиболее устойчивым, постоянным «вечным» темам личного и общественного бытия
России и всего человечества. Черты эти получили наиболее яркое выражение в
произведениях двух великих писателей второй половины XIX в. — Ф. М.
Достоевского и Л. Н. Толстого. Эти художники-титаны во многом продолжают и
сегодня оставаться живыми нашими современниками; их творчество приобрело
мировое значение, необъятно раздвинуло границы реалистического искусства,
углубило, обновило и обогатило самые его возможности.
Федор Михайлович
Достоевский (1821—1881) родился в Москве, в семье врача Мариинской больницы для
бедных. В годы учения в Инженерном училище (1837—1843) в Петербурге будущий
писатель жадно впитывает впечатления европейской романтической литературы.
Роман "Идиот"(1868)
был задуман и написан Достоевским в Швейцарии, на родине великого просветителя
Руссо, а посему уместно вспомнить и его современника Вольтера, автора
"Простодушного", книги, которая стала одной из первых попыток
показать "идеального человека" в этом несовершенном мире.
"Главная идея... - писал Достоевский о своем романе, - изобразить
положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете..."
Не для того ли Достоевский явил миру "Князя Христа", чтобы мы не
забывали: "Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон
бытия всего человечества".
Роман "Идиот"
занимает особое место в творчестве Ф.М. Достоевского. В центре других
произведений стоят трагические образы мятежных героев -
"отрицателей". В "Идиоте" главным героем, по собственному
определению, "положительно прекрасного", идеального человека,
стремящегося внести гармонию и примирение в нескладицу общественной жизни, и
провел его через поиски и испытания, также приводящие к трагическому концу.
В системе женских
персонажей романа «Идиот» исследователи выделяют образы Настасьи Филипповны
Барашковой и Аглаи Ивановны Епанчиной. В достоевсковедении более востребован
образ Настасьи Филипповны. Эта тенденция в равной мере проявляется как в
русском, так и в англоязычном литературоведении. Образ героини трактуется
многозначно. Вобрав в себя все ранее созданные женские образы «униженных и
оскорбленных», образ Настасьи Филипповны в восприятии литературоведов последних
десятилетий представляет один из самых сложных и противоречивых характеров.
Героиня - «гордая бедная мечтательница», «хлыстовская богородица»,
«инфернальница». В конце ХХ в. в литературоведении актуализируется проблема
связей образа Настасьи Филипповны с женскими образами мировой литературы (Г.М.
Фридлендер, Д.Д. Благой, Р.Ф. Яшенькина, Д.Франк, Н.М. Лэри, М. Праз). Кроме того,
перспективными направлениями в изучении этой героини в настоящее время являются
мифологическое (В.А. Михнюкевич, В.А. Смирнов, Н.Ю. Тяпугина) и психологическое
(О.Н. Осмоловский, А.М. Мириманян).
Цель работы –
охарактеризовать нравственный облик Настасьи Филипповны.
Для выполнения
поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены особенности
нравственно-поэтической характеристики романа Ф.М. Достоевского
"Идиот", исследован образ Настасьи Филипповны в романе Ф.М.
Достоевского.
Глава 1.
Нравственно-поэтическая характеристика романа Ф.М. Достоевского
"Идиот"
1.1.
История написания романа
Роман «Идиот» занимает в
творчестве Достоевского особое место. В центре других его произведений стоят
трагические образы мятежных героев — «отрицателей». В «Идиоте» же писатель
избрал своим главным героем, по собственному определению,
«положительно-прекрасного», идеального человека, стремящегося внести гармонию и
примирение в нескладицу общественной жизни, и провел его через поиски и
испытания, также приводящие к трагическому концу.
Подобная задача остро
выдвигалась русской общественной жизнью 60-х годов. Различными путями ее решали
Тургенев, Чернышевский, Толстой, Лесков. И в этих условиях Достоевский должен
был испытывать страстное желание нарисовать образ современного русского
человека, наделенного высоким нравственным совершенством[1].
Мотивы, предварявшие
замысел «Идиота», уже встречались в предшествующем творчестве Достоевского.
Так, взаимоотношения красавицы Катерины, одержимого неистовой страстью к ней
купца Мурина и влюбленного в нее мечтателя Ордынова в ранней повести «Хозяйка»
(1847) не без основания можно рассматривать как зародыш сюжетной ситуации:
Настасья Филипповна — Рогожин — Мышкин. В видениях больного Ордынова Катерина
предстает как светлая, чистая «голубица». Нравственная чистота и
самоотверженность Мечтателя из «Белых ночей» (1848) и Ивана Петровича, героя
«Униженных и оскорбленных» (1861), перейдут к Мышкину, человеку обостренной
духовности. С другой стороны, в тех же «Униженных и оскорбленных» Алеша
Валковский, как позднее Мышкин, покоряет обеих героинь своей
безыскусственностью, простодушием и детской добротой. Некоторыми чертами
напоминает Мышкина полковник Ростанев из повести «Село Степанчиково и его
обитатели» (1859), особенно в прямой авторской характеристике. Ростанев —
человек «утонченной деликатности», «высочайшего благородства», для исполнения
долга он «не побоялся бы никаких преград», был душою «чист, как ребенок»,
целомудрен сердцем до того, что стыдился «предположить в другом человеке
дурное». В этой аттестации как бы разработана психологическая канва образа
Мышкина. В «Записках из Мертвого дома» (1860—1862) повествователь как об одной
из лучших встреч своей жизни вспоминал о совместном пребывании в остроге с
юношей, дагестанским татарином Алеем. Чистота и доброта Алея представлены здесь
как фактор эстетического и этического воздействия на окружающих.
В «Зимних заметках о
летних впечатлениях» (1863), полемизируя с эвдемонистической моралью
просветители, Достоевский выразил свой этический идеал. Как на проявление
«высочайшего развития личности», «высочайшей свободы собственной воли» он
указал на «совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование
всего себя в пользу всех», так «чтоб и другие все были точно такими же
самоправными и счастливыми личностями»[2]. Эта формула нашла свое
художественное воплощение в 1860-х годах в Мышкине.
Заглавие романа
многозначно. Основными для понятия «идиот» (от греческого ίδιώτηζ
— буквально: отдельный, частный человек) являются такие значения, как
«несмысленный от рождения», «малоумный», «юродивый»[3].
В «Карманном словаре иностранных слов, входящих в состав русского языка,
издаваемом Н. Кирилловым», специально поясняется, что современное толкование
слова подразумевает человека «кроткого, не подверженного припадкам бешенства,
которого у нас называют дурачком, или дурнем»[4]. Указанные значения слова
своеобразно оттеняются в романе, подчеркивая всю необычность образа Мышкина.
Обдумывая образ «Князя
Христа», Достоевский исходил не только из Евангелия, он учитывал сочувственно
или полемически многочисленные позднейшие трактовки этого образа в литературе и
искусстве, а также в современной ему философской и исторической науке[5].
В частности, известную роль при создании образа Мышкина сыграли размышления
Достоевского над «Жизнью Иисуса» (1863) французского писателя, философа и
историка Э. Ренана (1823 — 1892), имя которого Достоевский трижды упоминает в
подготовительных материалах к роману[6].
Но Достоевский в своем
романе показал, по словам современного исследователя, и ту «эпоху, полную
противоречий, борьбы и поражений, которая выдвинула народников разных толков и
направлений <...> В романе идет спор о молодом поколении, о тех
политических и нравственных проблемах, которые волновали молодежь 60—70-х
годов<...> Герой Достоевского и революционный народник — два
психологических типа русского интеллигента, два решения одной социально-этической
проблемы»[7], внутренне
соприкасающиеся друг с другом, но в то же время противоположные.
«Мышкин как бы носит в
своей груди и весь тот „хаос", всё то „безобразие", которыми „больны"
окружающие его люди, и предощущение грядущей гармонии. Именно в момент самой
ужасной дисгармонии, в момент, предшествующий наступлению эпилептического
припадка, когда духовные силы князя готовы покинуть его, в нем с удвоенной
мощью оживает мысль о „гармонии", о всеобщем примирении и братстве людей.
В этом глубокий философско-символический смысл описания состояния князя Мышкина
перед припадком<...> Описание это в символической форме выражает мысль
Достоевского о том, что самый страшный хаос и дисгармония в жизни общества и в
судьбе отдельного человека лишь обостряют извечную потребность человека в
счастье, стремление к радостной полноте, к гармонии бытия»[8].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |